Судья Ульяненкова О.В. Дело № 33а–3389/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2018 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Холиковой Е.А.,
судей Савушкиной О.С., Волынчук Н.В.
при секретаре Кадилине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Борисова А.А. и Борисовой Ю.В. на решение Смоленского районного суда Смоленской области от 27 июня 2018 года по административному делу по их административному иску к администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по предоставлению в собственность земельного участка.
Заслушав доклад судьи Савушкиной О.С., объяснения Борисова А.А. и его представителя Макаркина А.Г., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Борисов А.А., Борисова Ю.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей - ФИО1, ФИО2, ФИО3, обратились в суд с указанным административным иском, указав в обоснование, что бездействие административного ответчика заключается в длительном (почти три года) не предоставлении им как многодетной семье в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с положениями Закона Смоленской области от 28.09.2012 № 67-з. Считают нарушающим их права и права детей ответ администрации о возможности предоставления им земельного участка не иначе, как в порядке очередности и исключительно из перечня земельных участков для соответствующих целей; ссылаются на отсутствие у административного ответчика доказательств невозможности формирования и предоставления земельного участка и на незаконность отложения предоставления им земельного участка на неопределенный период времени в зависимости от наличия или отсутствия финансирования на цели его формирования. Просили суд признать незаконным бездействие административного ответчика по не предоставлению бесплатно в собственность земельного участка им как многодетной семье и обязать административного ответчика предоставить в общую собственность сформированный земельный участок для индивидуального жилищного строительства размером не менее 1500 кв.м в границах ... в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления в силу судебного акта.
Административные истцы Борисов А.А. и Борисова Ю.В. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя Макаркина А.Г., который поддержал заявленные требования.
Административный ответчик - администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, надлежаще извещенный, явку своего представителя в суд не обеспечил.
Решением Смоленского районного суда Смоленской области от 27 июня 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В силу ч. 2 ст. 306 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
Административный истец Борисова Ю.В., административный ответчик администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, надлежаще извещенные, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, судебной коллегией определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно подпункту 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В силу ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основанию, указанному в подпункте 6 ст. 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Смоленской области от 28.09.2012 № 67-з «О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области» (далее - Закон Смоленской области от 28.09.2012 № 67-з) предоставление земельных участков гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства осуществляется в случае, если граждане имеют трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и (или) детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения (далее - дети), и ранее им не предоставлялись земельные участки- в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным федеральным и (или) областным законодательством (часть 1).
В случае, указанном в части 1 настоящей статьи, земельные участки предоставляются в общую долевую собственность гражданина и детей в равных долях без проведения торгов и предварительного согласования предоставления земельного участка в населенных пунктах, расположенных на территориях муниципальных образований Смоленской области (за исключением административного центра Смоленской области - города-героя Смоленска), в первоочередном порядке по отношению к гражданам, имеющим право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с областным законом от 28 сентября 2012 года № 66-з «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области» (часть 2).
Согласно частям 13-15 статьи 3 Закона Смоленской области от 28.09.2012 № 67-з для предоставления земельных участков гражданам, поставленным на учет, уполномоченный орган, орган местного самоуправления формирует земельные участки для индивидуального жилищного строительства и включает их соответственно в перечень земельных участков для предоставления в собственность граждан бесплатно из земель, находящихся в распоряжении уполномоченного органа, в перечень земельных участков для предоставления в собственность граждан бесплатно из земель, находящихся в распоряжении органа местного самоуправления (далее - перечень), которые утверждаются соответственно уполномоченным органом, органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в газете «Смоленская газета», а также размещению на официальном сайте уполномоченного органа, официальном сайте органа местного самоуправления (при его наличии). Порядок формирования перечня (в том числе периодичность формирования перечня) устанавливается нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, муниципальным правовым актом.
Уполномоченный орган, орган местного самоуправления в двухнедельный срок после опубликования перечня заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомляет гражданина о возможности предоставления ему земельного участка (с указанием его местоположения и площади) и о необходимости представления им в уполномоченный орган, орган местного самоуправления выраженного в письменной форме согласия и документов, указанных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи (далее - согласие и документы), для подтверждения права гражданина состоять на учете.
Гражданину предлагается один земельный участок из перечня. Очередность предложения гражданам земельных участков определяется исходя из очередности постановки их на учет и очередности включения земельных участков в перечень. Количество граждан, которым направляется заказное почтовое отправление, указанное в части 14 настоящей статьи, соответствует количеству земельных участков, включенных в перечень (часть 14.1).
В случае, если гражданин в двухнедельный срок со дня получения им заказного почтового отправления, указанного в части 14 настоящей статьи, не представил в уполномоченный орган, орган местного самоуправления согласие и документы либо в случае возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» данного заказного почтового отправления, земельный участок предлагается следующему по очереди гражданину, состоящему на учете, и которому указанное в части 14 настоящей статьи заказное почтовое отправление с предложением земельного участка из этого же перечня не направлялось.
Решением Смоленской районной Думы от 22 августа 2013 года № 68 утверждено Положение о предоставлении земельных участков гражданам имеющих трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области (л.д. 54, 55-66).
В соответствии с указанным Положением, предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность многодетным семьям, осуществляется по мере формирования перечня земельных участков с учетом очередности поступления заявления. Формирование (обновление) перечней осуществляется ежегодно по состоянию на 1 сентября текущего года; при включении в перечни или исключении из них земельных участков в перечни вносятся изменения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, семья административных истцов Борисовых является многодетной, на воспитании находятся три ребенка – ФИО1, 07 апреля 2005 года рождения, ФИО2, 24 сентября 2007 года рождения, ФИО3, 24 июня 2015 года рождения.
29 сентября 2015 года Борисова Ю.В. в соответствии с Законом Смоленской области от 28.09.2012 № 67-з обратилась в администрацию Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка на территории ....
В связи с наделением с 01 января 2017 года органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по предоставлению земельных участков, указанное заявление Борисовой Ю.В. передано в администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.
28 июля 2017 года администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области сообщила Борисовой Ю.В. о том, что она состоит на очереди по ранее поданному заявлению от 29 сентября 2015 года под номером 468 (распоряжение от 26.04.2017 № 20), а также сообщила о наличии сформированных 53 земельных участках для индивидуального жилищного строительства по предоставлению многодетным семьям, которые предлагаются в порядке очередности (л.д. 23-24).
26 апреля 2018 года Борисова Ю.В. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей как многодетной матери одного из земельных участков с кадастровыми номерами №; №; №, либо о формировании и предоставлении другого земельного участка в соответствии с поданным заявлением (л.д. 25).
В ответе от 16 мая 2018 года администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области разъяснила Борисовой Ю.В., что в соответствии с действующим законодательством вопрос о предоставлении ей земельного участка решается в порядке очереди с учетом утвержденного единого списка граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями в уполномоченные органы в период с (дата) по (дата) , в котором она состоит на общей очереди по номером №; земельный участок будет ей предоставлен исключительно в порядке очереди из утвержденного перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность многодетным семьям (л.д. 26-27).
15 июня 2018 года постановлением администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области утвержден Перечень земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленского района Смоленской области, содержащий 83 земельных участка (л.д. 68-72). Данным постановлением признан утратившим силу перечень, утвержденный 19 февраля 2018 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что наличие у административных истцов права на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства не влечет обязанность органа местного самоуправления по их требованию предоставить земельный участок в нарушение порядка приобретения земельных участков данной категорией граждан. Оценив представленные административным ответчиком доказательства ежегодного (с 2017 года) формирования перечней земельных участков с соблюдением порядка формирования, предусмотренного Положением о предоставлении земельных участков гражданам имеющих трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, суд пришел к выводу о совершении административным ответчиком установленных законом действий, направленных на реализацию права административных истцов на предоставление земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
По делу правильно установлено, что право многодетной семьи Борисовых на бесплатное предоставление земельного участка реализуется администрацией муниципального образования «Смоленский район» надлежащим образом, поскольку для его реализации должны быть соблюдены порядок очередности предоставления земельного участка, а также порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Порядок формирования и осуществления кадастрового учета земельных участков, постановки на учет граждан, обладающих правом на получение земельного участка в собственность бесплатно, предоставления участков определен законами субъекта Российской Федерации. Вместе с тем федеральным законодательством либо законодательством Смоленской области не ограничен срок совершения указанных действий.
Доводы жалобы о том, что административный ответчик откладывает реализацию права многодетной семьи Борисовых на неопределенный период времени в зависимости от наличия или отсутствия финансирования на цели его формирования, несостоятелен, поскольку указанное обстоятельство не установлено при рассмотрении дела. Кроме того, вопреки доводам жалобы, административный ответчик при рассмотрении дела не заявлял об отсутствии у него возможности формирования и предоставления земельных участков: наоборот – при рассмотрении дела установлено соблюдение администрацией требований о ежегодном формировании (обновлении) перечней земельных участков.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями статей 84 и 226 КАС РФ, нарушений при распределении между сторонами обязанности доказывания по делу не допущено.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении административных истцов о рассмотрении дела в суде первой инстанции, судебная коллегия находит их необоснованными и не влекущими в силу п. 2 ч. 1 ст. 310 КАС РФ безусловную отмену судебного решения.
Из протокола судебного заседания от 27 июня 2018 года следует, что интересы административных истцов при рассмотрении административного дела представлял Макаркин А.Г., который участвовал в судебном заседании, представил доверенности от каждого из административных истцов (л.д. 78, 79), при разрешении судом вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие административных истцов представитель не заявил о ненадлежащем извещении своих доверителей, выразил согласие на рассмотрение дела в их отсутствие (л.д. 81-82).
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского районного суда Смоленской области от 27 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисова А.А. и Борисовой Ю.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи