Судья Бош Н.А. Дело № 33-3176/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании 31 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе ООО «ЛокоТех-Сервис» на решение Печорского городского суда Республики Коми от 27 марта 2018 года, которым признан незаконным и отменен приказ от 28 сентября 2017 года № П-860 «О предоставлении компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда, в сервисном локомотивном депо «Печора» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» в части установления Шергину Владимиру Валерьевичу повышенной оплаты труда за работу с вредными условиями труда в размере 4%;
обязано ООО «ЛокоТех-Сервис» сохранить Шергину ВВ прежний размер повышенной оплаты труда за работу с вредными условиями труда,
заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснение представителя ООО «ЛокоТех-Сервис» Майстренко И.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шергин В.В. обратился в суд с иском к ООО «ЛокоТех-Сервис» о признании незаконным и отмене приказа от 28 сентября 2017 года № П-860 «О предоставлении компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда, в сервисном локомотивном депо «Печора» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис», сохранении прежнего размера оплаты труда за работу с вредными условиями труда.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена первичная профсоюзная организация сервисного локомотивного депо Печора филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис».
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая о его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что истец 06 марта 2014 года принят на работу в филиал «Северо-Западный» ООО «ТМХ-Сервис» Сервисного локомотивного депо «Печора» (впоследствии – ООО «ЛокоТех-Сервис») на должность аккумуляторщика.
До трудоустройства к ответчику истец работал в структурном подразделении ОАО «РЖД», откуда уволен на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников организации 31 октября 2013 года.
Из карты аттестации рабочего места по условиям труда № 40, проведенной в ОАО «РЖД», класс вредности у истца составлял 3.2, в связи с чем ему была установлена доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 12%.
Согласно карте специальной оценки условий труда № 136 от 17 июня 2016 года, проведенной ответчиком, для должности аккумуляторщика установлен класс вредности 3.2.
На основании приказа № П-860 от 28 сентября 2017 года «О предоставлении компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда, в сервисном локомотивном депо «Печора» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» истцу установлена доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере 4% от тарифной ставки и установлен ежегодный дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в количестве 7 календарных дней.
Истец ознакомлен с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте, в том числе с изменением определенных трудовым договором условий в части надбавки за работу во вредных условиях, а именно снижении надбавки до 4%.
В связи с изменением определенных условий трудового договора 29 сентября 2017 года между сторонами было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что с момента трудоустройства к ответчику истец получал доплату 12% за работу во вредных условиях труда, класс вредности и условия труда по результатам оценки условий труда не изменились, в связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», пришел к выводу о том, что компенсационные меры за работу истца во вредных условиях труда не могут быть уменьшены.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.Статья 209 Трудового кодекса РФ определяет понятие условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а понятие вредного производственного фактора как фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию.
Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которому специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
На основании ст. 219 Трудового кодекса РФ назначение гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 Трудового кодекса РФ, которыми в качестве оснований для их назначения рассматриваются исключительно результаты специальной оценки условий труда либо аттестация рабочего места.
Учитывая, что место работы истца в ООО «ТМХ-Сервис» филиал «Северо-Западный» (в настоящее время ООО «ЛокоТех-Сервис») является вновь организованным, ни аттестация, ни специальная оценка условий труда по которому на момент трудоустройства истца не проводилась (ранее проводилась в ОАО «РЖД», трудовые отношения с которым истец прекратил), судебная коллегия приходит к выводу о том, что после проведения специальной оценки труда ООО «ЛокоТех-Сервис» вправе использовать ее результаты и установить гарантии за работу во вредных условиях труда в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ.
В силу того, что ООО «ЛокоТех-Сервис» для истца является новым работодателем, не имеющим отношение к ОАО «РЖД» и не принявшим на себя обязательства по установлению гарантий и компенсаций, действующих в ОАО «РЖД», нормы ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», не допускающие ухудшение фактически предоставляемых компенсационных мер, которыми руководствовался суд первой инстанции, не подлежат применению.
При этом работодатель истца - ООО «ТМХ-Сервис» филиал «Северо-Западный» (позднее ООО «ЛокоТех-Сервис») вправе был установить повышенную оплату труда (12%) по своей инициативе до проведения специальной оценки условий труда, что не обязывает его сохранять такие же гарантии после проведения специальной оценки условий труда.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 27 марта 2018 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Шергину ВВ к ООО «ЛокоТех-Сервис» о признании незаконным и отмене приказа от 28 сентября 2017 года № П-860 «О предоставлении компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда, в сервисном локомотивном депо «Печора» филиала «Северный» ООО «ТМХ-Сервис» в части установления Шергину ВВ повышенной оплаты труда за работу с вредными условиями труда в размере 4%; сохранении прежнего размера оплаты труда за работу с вредными условиями труда.
Председательствующий
Судьи