Дело № 33-1263/2023 Докладчик Михеев А.А.
Суд 1-ой инстанции № 2-210/2022 Судья Мустафин В.Р.
УИД 33RS0007-01-2022-000329-49
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.,
судей Михеева А.А., Сергеевой С.М.,
при секретаре Рачковой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 6 апреля 2023 года в городе Владимире гражданское дело по апелляционной жалобе Медведевой (Инюгиной) Татьяны Олеговны на решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 7 июня 2022 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Гороховецкого района Владимирской области в интересах Инюгиной Татьяны Олеговны к администрации Гороховецкого района об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Обязать администрацию Гороховецкого района Владимирской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета Владимирской области предоставить Инюгиной Татьяне Олеговне, как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления площади жилого помещения, предусмотренной на территории муниципального образования Гороховецкий район Владимирской области, по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Михеева А.А., выслушав объяснения прокурора Шигонцевой В.А., полагавшей необходимым исключить из решения суда указание на срок исполнения решения суда и место предоставления жилого помещения, представителя ответчика Сивуновой А.Н., полагавшей о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Гороховецкого района Владимирской области обратился в суд с иском к администрации Гороховецкого района в интересах Инюгиной Т.О. об обязании обеспечить Инюгину Т.О. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления площади жилого помещения, по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств бюджета Владимирской области.
В обоснование требований указано, что Инюгина Т.О. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Несмотря на возникновение у Инюгиной Т.О. такого права, жилое помещение ей не предоставлено.
Истец Инюгина Т.О. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Прокурор Кренделева Е.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по заявленным в иске основаниям и возражала против предоставления отсрочки исполнения решения суда на 1 год, указав, что в таком случае будут нарушены интересы истца Инюгиной Т.О.
Представитель ответчика администрации муниципального образования администрации Гороховецкого района Владимирской области Сивунова А.П. против в иска возражений не заявила, однако настаивала на предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок 1 год, мотивировав ходатайство отсутствием возможности приобрести квартиры для обеспечения детей-сирот ввиду отсутствия жилья на рынке, отсутствием денежных средств на обеспечение большого количества детей сирот квартирами, нарушение прав других детей сирот, поставленных на учет ранее внеочередным предоставлением квартиры Инюгиной Т.О.
Представитель третьего лица Управления образования администрации муниципального образования Гороховецкого района Владимирской области в судебное заседание не явился, возражений на иск не заявил.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, предоставил возражения на иск, в которых указал, что внеочередное предоставление истцу жилого помещения повлечет нарушение прав других лиц, состоящих в очереди на получение жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Инюгина Т.Ю. (в связи с заключением брака **** изменила фамилию на Медведеву Т.Ю.) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым обязать администрацию Гороховецкого района Владимирской области предоставить ей жилое помещение в муниципальном образовании Вязниковский район. В обоснование несогласия с решением суда указывает, что с 2007 г. она проживает в г. Вязники Владимирской области, где вышла замуж, родила ребенка. В настоящее время с семьей проживают на съемной квартире в указанном городе. Исковое заявление в ее интересах подано прокурором, который даже не поинтересовался о ее фактическом месте проживания. Считает, что к участию в деле должно было быть привлечено ГБУ Владимирской области «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки», как орган, уполномоченный на формирование и ведение списка сирот. О принятом решении не было известно, копию решения получила только в ноябре 2022 г.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Инюгина (Медведева) Т.О., третьи лица Департамент образования администрации Владимирской области и Управления образования администрации муниципального образования Гороховецкого района Владимирской области не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив материалы дела в рамках доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В пункте 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ закреплено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 12 Закона Владимирской области от 4 июня 2020 г. № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Положениями ч. 1 ст. 12 указанного закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений утвержден постановлением Губернатора Владимирской области от 20 мая 2013 г. № 612 (далее – Порядок № 612).
Согласно п. 2 Порядка № 612 жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются лицам, указанным в п. 1 Порядка, включенным в областной сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, на основании решения органа местного самоуправления.
В соответствии с Порядком № 612 предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда (Приложение к постановлению Губернатора Владимирской области от 20 мая 2013 г. № 612) жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются лицам, указанным в п. 1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с ч. 3 ст.12 Закона Владимирской области от 4 июня 2020 г. № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Лицам, указанным в п. 1 Порядка № 612, жилое помещение однократно предоставляется органами местного самоуправления на территории населенного пункта по месту его жительства на территории Владимирской области, при условии отсутствия у лица жилого помещения в другом населенном пункте на территории РФ. Жилые помещения предоставляются по заявлению лиц, указанных в п. 1 Порядка. Заявления подаются в орган местного самоуправления в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Положениями ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ.
Законом Владимирской области от 28 декабря 2005 г. № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органам местного самоуправления Гороховецкого района Владимирской области переданы государственные полномочия Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (ст. 2).
В силу п. 2 ст. 5 указанного закона органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Инюгина Т.О., **** рождения, зарегистрирована с 24 октября 1999 г. по адресу: **** (л.д.13, 17).
Из свидетельства о рождении Инюгиной Т.О. следует, что ее матерью является **** (л.д.16), которая 21 апреля 20122 г. умерла (л.д.21).
Постановлением главы администрации Гороховецкого района Владимирской области от 18 июня 2007 г. установлена опека над Инюгиной Т.О. (л.д.20).
Постановлением главы администрации Гороховецкого района Владимирской области от 14 декабря 2017 г. Инюгина Т.О. включена в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Горохецкого района Владимирской области (л.д.23).
В Едином государственном реестре недвижимости о правах на объекты недвижимости, расположенные на территории РФ, отсутствуют сведения о правах Инюгиной Т.О. на объекты недвижимости (л.д.50).
Согласно сведениям Департамента образования администрации Владимирской области по состоянию на 1 мая 2022 г. Инюгина Т.О. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, под № 80, по муниципальному образованию Гороховецкий район - под № 4 (л.д.33).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что положения Федерального закона 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права, и поскольку у Инюгиной Т.О. возникло право на обеспечение жилым помещением, то администрация Гороховецкого района Владимирской области обязана предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Владимирской области, вне зависимости от номера, под которым она значится в списке.
При этом суд указал, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части установления срока обеспечения Инюгиной Т.О. жилым помещением - в течение шести месяцев с момента вступления решения суда и местом предоставления жилого помещения.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае, установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы. По своей сути формирование субъектом РФ Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формируемый на основании Закона Владимирской области от 4 июня 2020 г. № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» список не предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что специализированное жилое помещение необходимо предоставить ей по месту фактического места жительства в г. Вязники Вязниковского района Владимирской области, а не по месту регистрации в Гороховецком районе Владимирской области также заслуживают внимания.
В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта РФ, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Как установлено судом апелляционной инстанции, фактическим местом жительства Медведевой (Инюгиной) Т.О. на момент обращения в прокуратуру Гороховецкого района являлся **** (л.д.11).
Из представленных судебной коллегии документов, усматривается, что сын Медведевой Т.О. 5 ноября 2022 года рождения, состоит на учете в **** (л.д.148).
Из представленных документов об образовании также следует, что Инюгина Т.О. (Медведева) окончила общеобразовательное учреждение в 2016 г. в г. Вязники (л.д.150), а затем **** колледж в 2020 г. (л.д.149,151).
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из Гороховецкого района Владимирской области на постоянное место жительства в г. Вязники Владимирской области, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Таким образом, оснований для возложения на администрацию Гороховецкого района Владимирской области обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда исключительно на территории муниципального образования Гороховецкий район Владимирской области, у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части исключения из абзаца 2 резолютивной части решения указания на срок предоставления жилого помещения Инюгиной Т.О. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также места предоставления жилого помещения.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения. Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 7 июня 2022 г. изменить, в части указания места предоставления жилого помещения и указания на срок предоставления жилого помещения.
абзац второй резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Возложить на администрацию Гороховецкого района Владимирской области обязанность обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Медведеву (Инюгину) Татьяну Олеговну, **** года рождения, СНИЛС **** благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий П.Н. Никулин
Судьи А.А. Михеев
С.М. Сергеева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 апреля 2023 г.