Решение по делу № 2-5583/2023 от 21.06.2023

... Дело № 2-5583/2023

16RS0046-01-2023-007035-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2023 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Я.В. Малковой,

при секретаре судебного заседания Д.А. Усамбаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Н.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Мартынова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование требований, что 03.11.2022 года истец обратилась в Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии но старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 10.11.2022г. № 905194/22 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности по состоянию на 31.12.2021 г. выработано 12 лет 11 месяцев 17 дней, а при условии дополнения межрасчетного периода с 01.01.2022г. по 02.11.2022г. при отсутствии отвлечений, специальный стаж составит 13 лет 8 месяцев 19 дней. Требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и Величина пенсионного коэффициента имеются.

В стаж па соответствующих видах работ не включены:

1. Период работы с 01.10.1996г. но 20.10.2002г. - в должности воспитателе в стационарном отделении службы социальной помощи семье и делам Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Пензы, с 21.10.2002г. по 30.09.2008г. (в том числе учебные отпуска за период е 01.07.2007г.) в должности воспитателя в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 индивидуальные сведения о стаже работы сданы без кода особых условий труда.

2. Период работы с 01.09.2016г. по 31.01.2017г. - в должности заместителя заведующей по УВР МБДОУ «Детский сад» № 144» поскольку в соответствии с пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 работа в должности заместителя заведующего в дошкольных образовательных учреждениях включается в педагогический стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии за период до 1 ноября 1999 г.

3. Период учебных отпусков с 04.02.2008г. по 24.02.2008г., с 01.05.2008г. по 22.06.2008г. с 10.09.2007г. но 30.09.2007г. Поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 включение в стаж на соответствующих работах учебных отпусков предусмотрено за период до 01.07.2007г.

Истцу рекомендовано обратится с назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет.

Истец с вышеуказанным решением не согласен, и просит его отменить.

Указывает, что имеет соответствующий стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Факт осуществления педагогической деятельности подтверждается записями в трудовой книжке, а факт отсутствия наименования учреждения в Списке, не является основанием для исключения данных периодов работы Истца из специального педагогического стажа, так как организация в которой работала Истица переименовывалось, однако изменение наименования учреждения в котором работала Истица в спорные периоды, не повлекло изменение его образовательного профиля, а ее обязанности были связаны с осуществлением педагогической деятельности.

Истец считает, что для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности. В спорный период истец осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность в образовательном учреждении.

Также истец считает, что сведения в трудовой книжке истца о работе воспитателем подтверждает факт работы истца в спорные периоды в одном из установленных действовавшим видом (типов) детских садов в должности воспитателя, и, соответственно, право истца на включение спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

По мнению истца, оспариваемые периоды нахождения истицы в ученических отпусках подлежат включению в специальный стаж, поскольку нахождение работника на курсах повышения квалификации проходило в связи с осуществлением педагогической деятельности в целях повышения её качества с сохранением должности, заработной платы и уплатой пенсионных отчислений.

Просит признать решение Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 10.11.2022г. № 905194/22 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей незаконным. Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации но Республике Татарстан обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии но старости период работы с 01.10.1996г. по 20.10.2002г. - в должности воспитателя в стационарном отделении службы социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Пензы, с 21.10.2002г. по 30.09.2008г. (в том числе учебные отпуска за период с 01.07.2007г.) в должности воспитателя в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы, период работы с 01.09.2016г. по 31.01.2017г. - в должности заместителя заведующей по УВР МБДОУ «Детский сад» № 144», и периоды учебных отпусков с 04.02.2008г. по 24.02.2008г., с 01.05.2008г. по 22.06.2008г. с 10.09.2007г. по 30.09.2007г. Назначить Мартыновой Н.В., досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты обращения, то есть с 03 ноября 2022 года.

Истец, представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержали.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).

Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Из материалов дела следует, что 03.11.2022 года истица обратилась в Отделение ПФР по РТ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. Решением Отделения ПФР по РТ № 905194/22 от 10.11.2022г. истице было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности педагогического стажа 25 лет по состоянию на 31.12.2021г. выработано 12 лет 11 месяцев 17 дней, а при условии дополнения межрасчетного периода с 01.01.2022г. по 02.11.2022г., при отсутствии отвлечений, специальный стаж составит 13 лет 08 месяцев 19 дней. Указанным решением в стаж на соответствующих видах работ не включены: периоды работы с 01.10.1996г. по 20.10.2002г. - в должности воспитателя в стационарном отделении службы социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Пензы, с 21.10.2002г. по 30.09.2008г. (в том числе учебные отпуска за период с 01.07.2007г.) в должности воспитателя в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Индивидуальные сведения о стаже работы сданы без кода особых условий труда. Период работы с 01.09.2016г. по 31.01.2017г. - в должности заместителя заведующей по УВР МБДОУ «Детский сад № 144», поскольку в соответствии с пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, работа в должности заместителя заведующего в дошкольных образовательных учреждениях включается в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, за период до 1 ноября 1999г. Периоды учебных отпусков с 04.02.2008г. по 24.02.2008г., с 01.05.2008г. по 22.06.2008г., с 10.09.2007г. по 30.09.2007г., поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, включение в стаж на соответствующих работах учебных отпусков предусмотрено за период до 01.07.2007г.

Истцу рекомендовано обратиться назначением страховой пенсией по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет.

Согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, стаж истца, учитываемый для целей назначения пенсии составляет 31 год 9 месяцев 16 дней, продолжительность периодов работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости составляет 13 лет 11 месяцев 11 дней.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периодов работы с 01.10.1996г. по 20.10.2002г. - в должности воспитателя в стационарном отделении службы социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Пензы, с 21.10.2002г. по 30.09.2008г. (в том числе учебные отпуска) в должности воспитателя в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы, суд исходит из того, что в спорные периоды истец работала в учреждениях, которые не предусмотрены применяемыми к спорным периодам Списками учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Работодатель не подтвердил специальный стаж, не скорректировал сведения, предоставленные в период работы истца, не уплатил страховые взносы по ставке, предусмотренной для работы в специальных условиях.

Из приведенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Из устава МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы следует, что деятельность Центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей, на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей се­мьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемей­ных отношений, в связи с чем Центр осуществляет:

мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня соци­ально-экономического благополучия семьи и детей;

участие в разработке комплексных программ социальной защиты на­селения;

выявление и дифференцированный учет граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, ме­дико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их само­обеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению слож­ных жизненных ситуаций;

социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной по­мощи, реабилитации и поддержке;

социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями;

оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолет­них, защите их прав;

участие в привлечении государственных, муниципальных и негосу­дарственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образо­вания, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, ассоциаций много­детных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

внедрение в практику новых форм и методов социального обслужива­ния в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

Также подлежат отклонению требования истца о включении в специальный стаж учебных отпусков, поскольку данные отпуска предоставлялись в период работы истца в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы.

Рассматривая требование истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.09.2016г. по 31.01.2017г. в должности заместителя заведующей по УВР МБДОУ «Детский сад №144» суд исходит из следующего:

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в российской федерации"

Согласно подпункта «в» пункта 8 данных правил в стаж работы засчитывается: работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8,1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка за период до 1 ноября 1999 г.

В связи с изложенным работа в должности заместителя заведующего в дошкольном образовательном учреждении включается в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии лишь за период до 01.11.1999г.

Кроме того, согласно ответа на запрос от 22.03.2022г. в имеющемся в Наблюдательном деле страхователя МБОУ «Детский сад №144» Акте документальной проверки №73 от 07.05.2018г. в «Поименных Списках работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение» должность «заместителя заведующего» не представлена. Индивидуальные сведения представлены общим стажем.

Кроме того, с 01 января 1997 года вступил в законную силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01 апреля 1996 года (далее - Закон № 27- ФЗ).

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица.

Согласно статье 14 Закон № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом №27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, данная правовая норма содержит ограничение в допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Мартынова Н.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 15 января 1998 года.

В силу ст. 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии со ст.28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя их сказанного, при подсчете страхового стажа за период установления трудовых отношений после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также обязательными страховыми платежами осуществляемыми работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица,- Мартыновой Н.В. сведения за спорные периоды работы истца отражены без кода льготных условий труда на соответствующих видах работ. Следовательно, сам работодатель за эти периоды не признаёт работу истицы как льготную.

Так как истец на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости не имел необходимого льготного стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости, а спорные периоды работы истца, как указано выше, не подлежат включению в льготный стаж, то в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Мартыновой Н.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

...

...

Судья Я.В. Малкова

... Дело № 2-5583/2023

16RS0046-01-2023-007035-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2023 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Я.В. Малковой,

при секретаре судебного заседания Д.А. Усамбаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Н.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Мартынова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности, указав в обоснование требований, что 03.11.2022 года истец обратилась в Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии но старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 10.11.2022г. № 905194/22 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности по состоянию на 31.12.2021 г. выработано 12 лет 11 месяцев 17 дней, а при условии дополнения межрасчетного периода с 01.01.2022г. по 02.11.2022г. при отсутствии отвлечений, специальный стаж составит 13 лет 8 месяцев 19 дней. Требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и Величина пенсионного коэффициента имеются.

В стаж па соответствующих видах работ не включены:

1. Период работы с 01.10.1996г. но 20.10.2002г. - в должности воспитателе в стационарном отделении службы социальной помощи семье и делам Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Пензы, с 21.10.2002г. по 30.09.2008г. (в том числе учебные отпуска за период е 01.07.2007г.) в должности воспитателя в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 индивидуальные сведения о стаже работы сданы без кода особых условий труда.

2. Период работы с 01.09.2016г. по 31.01.2017г. - в должности заместителя заведующей по УВР МБДОУ «Детский сад» № 144» поскольку в соответствии с пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 работа в должности заместителя заведующего в дошкольных образовательных учреждениях включается в педагогический стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии за период до 1 ноября 1999 г.

3. Период учебных отпусков с 04.02.2008г. по 24.02.2008г., с 01.05.2008г. по 22.06.2008г. с 10.09.2007г. но 30.09.2007г. Поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 включение в стаж на соответствующих работах учебных отпусков предусмотрено за период до 01.07.2007г.

Истцу рекомендовано обратится с назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет.

Истец с вышеуказанным решением не согласен, и просит его отменить.

Указывает, что имеет соответствующий стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Факт осуществления педагогической деятельности подтверждается записями в трудовой книжке, а факт отсутствия наименования учреждения в Списке, не является основанием для исключения данных периодов работы Истца из специального педагогического стажа, так как организация в которой работала Истица переименовывалось, однако изменение наименования учреждения в котором работала Истица в спорные периоды, не повлекло изменение его образовательного профиля, а ее обязанности были связаны с осуществлением педагогической деятельности.

Истец считает, что для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности. В спорный период истец осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность в образовательном учреждении.

Также истец считает, что сведения в трудовой книжке истца о работе воспитателем подтверждает факт работы истца в спорные периоды в одном из установленных действовавшим видом (типов) детских садов в должности воспитателя, и, соответственно, право истца на включение спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

По мнению истца, оспариваемые периоды нахождения истицы в ученических отпусках подлежат включению в специальный стаж, поскольку нахождение работника на курсах повышения квалификации проходило в связи с осуществлением педагогической деятельности в целях повышения её качества с сохранением должности, заработной платы и уплатой пенсионных отчислений.

Просит признать решение Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 10.11.2022г. № 905194/22 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей незаконным. Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации но Республике Татарстан обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии но старости период работы с 01.10.1996г. по 20.10.2002г. - в должности воспитателя в стационарном отделении службы социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Пензы, с 21.10.2002г. по 30.09.2008г. (в том числе учебные отпуска за период с 01.07.2007г.) в должности воспитателя в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы, период работы с 01.09.2016г. по 31.01.2017г. - в должности заместителя заведующей по УВР МБДОУ «Детский сад» № 144», и периоды учебных отпусков с 04.02.2008г. по 24.02.2008г., с 01.05.2008г. по 22.06.2008г. с 10.09.2007г. по 30.09.2007г. Назначить Мартыновой Н.В., досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты обращения, то есть с 03 ноября 2022 года.

Истец, представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержали.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).

Согласно подп. "в" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Из материалов дела следует, что 03.11.2022 года истица обратилась в Отделение ПФР по РТ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. Решением Отделения ПФР по РТ № 905194/22 от 10.11.2022г. истице было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности педагогического стажа 25 лет по состоянию на 31.12.2021г. выработано 12 лет 11 месяцев 17 дней, а при условии дополнения межрасчетного периода с 01.01.2022г. по 02.11.2022г., при отсутствии отвлечений, специальный стаж составит 13 лет 08 месяцев 19 дней. Указанным решением в стаж на соответствующих видах работ не включены: периоды работы с 01.10.1996г. по 20.10.2002г. - в должности воспитателя в стационарном отделении службы социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Пензы, с 21.10.2002г. по 30.09.2008г. (в том числе учебные отпуска за период с 01.07.2007г.) в должности воспитателя в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Индивидуальные сведения о стаже работы сданы без кода особых условий труда. Период работы с 01.09.2016г. по 31.01.2017г. - в должности заместителя заведующей по УВР МБДОУ «Детский сад № 144», поскольку в соответствии с пунктом 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, работа в должности заместителя заведующего в дошкольных образовательных учреждениях включается в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, за период до 1 ноября 1999г. Периоды учебных отпусков с 04.02.2008г. по 24.02.2008г., с 01.05.2008г. по 22.06.2008г., с 10.09.2007г. по 30.09.2007г., поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, включение в стаж на соответствующих работах учебных отпусков предусмотрено за период до 01.07.2007г.

Истцу рекомендовано обратиться назначением страховой пенсией по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не ранее чем за месяц до достижения возраста 60 лет.

Согласно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, стаж истца, учитываемый для целей назначения пенсии составляет 31 год 9 месяцев 16 дней, продолжительность периодов работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости составляет 13 лет 11 месяцев 11 дней.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периодов работы с 01.10.1996г. по 20.10.2002г. - в должности воспитателя в стационарном отделении службы социальной помощи семье и детям Центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Пензы, с 21.10.2002г. по 30.09.2008г. (в том числе учебные отпуска) в должности воспитателя в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы, суд исходит из того, что в спорные периоды истец работала в учреждениях, которые не предусмотрены применяемыми к спорным периодам Списками учреждений, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Работодатель не подтвердил специальный стаж, не скорректировал сведения, предоставленные в период работы истца, не уплатил страховые взносы по ставке, предусмотренной для работы в специальных условиях.

Из приведенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Из устава МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы следует, что деятельность Центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей, на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей се­мьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемей­ных отношений, в связи с чем Центр осуществляет:

мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня соци­ально-экономического благополучия семьи и детей;

участие в разработке комплексных программ социальной защиты на­селения;

выявление и дифференцированный учет граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, ме­дико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их само­обеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению слож­ных жизненных ситуаций;

социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной по­мощи, реабилитации и поддержке;

социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями;

оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолет­них, защите их прав;

участие в привлечении государственных, муниципальных и негосу­дарственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образо­вания, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, ассоциаций много­детных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

внедрение в практику новых форм и методов социального обслужива­ния в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

Также подлежат отклонению требования истца о включении в специальный стаж учебных отпусков, поскольку данные отпуска предоставлялись в период работы истца в МУ «Комплексный центр социальной помощи семье и детям» Ленинского района г. Пензы.

Рассматривая требование истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.09.2016г. по 31.01.2017г. в должности заместителя заведующей по УВР МБДОУ «Детский сад №144» суд исходит из следующего:

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в российской федерации"

Согласно подпункта «в» пункта 8 данных правил в стаж работы засчитывается: работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8,1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка за период до 1 ноября 1999 г.

В связи с изложенным работа в должности заместителя заведующего в дошкольном образовательном учреждении включается в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии лишь за период до 01.11.1999г.

Кроме того, согласно ответа на запрос от 22.03.2022г. в имеющемся в Наблюдательном деле страхователя МБОУ «Детский сад №144» Акте документальной проверки №73 от 07.05.2018г. в «Поименных Списках работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение» должность «заместителя заведующего» не представлена. Индивидуальные сведения представлены общим стажем.

Кроме того, с 01 января 1997 года вступил в законную силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01 апреля 1996 года (далее - Закон № 27- ФЗ).

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица.

Согласно статье 14 Закон № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона о страховых пенсиях, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом №27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, данная правовая норма содержит ограничение в допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Мартынова Н.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 15 января 1998 года.

В силу ст. 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В соответствии со ст.28 Закона № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя их сказанного, при подсчете страхового стажа за период установления трудовых отношений после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также обязательными страховыми платежами осуществляемыми работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица,- Мартыновой Н.В. сведения за спорные периоды работы истца отражены без кода льготных условий труда на соответствующих видах работ. Следовательно, сам работодатель за эти периоды не признаёт работу истицы как льготную.

Так как истец на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости не имел необходимого льготного стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости, а спорные периоды работы истца, как указано выше, не подлежат включению в льготный стаж, то в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Мартыновой Н.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ о признании решения незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

...

...

Судья Я.В. Малкова

2-5583/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартынова Наталья Викторовна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Суд
Вахитовский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Малкова Яна Валерьевна
Дело на странице суда
vahitovsky.tat.sudrf.ru
21.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.07.2023Предварительное судебное заседание
28.07.2023Судебное заседание
04.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее