Решение по делу № 2-112/2015 от 29.04.2015

Дело 2-112/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Ижма 29 июня 2015 года

Ижемский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Пестрикова В.В.

при секретаре Артеевой В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: прокурора Ижемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Ижемский» и администрации сельского поселения «Ижма» об устранении нарушений жилищного законодательства, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ижемского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском администрации муниципального района «Ижемский» и администрации сельского поселения «Ижма» об устранении нарушений жилищного законодательства, утверждая, что в нарушение пункта 23 статьи 11 Градостроительного кодекса РФ, пункта 2 требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденной постановлением Правительства РФ № 502 от 14.06.2013 года, пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 2 статьи 38, части 2 статьи 42 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ответчиками не разработана и не утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «Ижма» Ижемского района. В связи с тем, что находящиеся на территории сельского поселения «Ижма» и используемые в производственной деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса сети систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения нуждаются в систематической реконструкции и модернизации и в противном случае создается угроза законным правам и интересам граждан и организаций - потребителей коммунальных услуг, прокурор просит обязать администрацию сельского поселения «Ижма» и администрацию МР «Ижемский» в срок до 01.09.2016 года разработать и представить на утверждение в Совет сельского поселения «Ижма» программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «Ижма» Ижемского района.

До принятия решения по существу, прокурор Ижемского района в порядке ст.39 ГПК РФ изменив исковые требования и исключив из числа ответчиков администрацию МР «Ижемский», просит признать бездействие администрации сельского поселения «Ижма», выразившееся в неисполнении своих полномочий по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Ижма» незаконным и обязать администрацию сельского поселения «Ижма» разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Ижма» до 01.01.2017 года и в течение месяца после разработки утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Ижма».

В судебном заседании помощник прокурора Ижемского района Мештбаев А.К. на измененных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требованиях настаивает, пояснив, что в силу Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 502, обязанность по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры лежит на сельском поселении «Ижма». После утверждения генерального плана поселения прошло более шести месяцев и со стороны администрации сельского поселения «Ижма» имеется бездействие.

Представитель администрации сельского поселения «Ижма» Истомин И.Н. исковые требования не признал, на представленном в суд отзыве настаивает, пояснив, что организация тепло- водоснабжения и водоотведения с 01.01.2015 года не относится к полномочиям сельского поселения. После утверждения генерального плана до передачи соответствующих полномочий муниципальному району не прошло 6 месяцев и тем самым со стороны администрации сельского поселения «Ижма» отсутствует бездействие.

Согласно направленного в суд отзыва, поступившего в суд 27.05.2015 года администрация сельского поселения «Ижма» просит в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что согласно федерального закона № 131-ФЗ, с 01.01.2015 года организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и утверждение генеральных планов поселения не относится к полномочиям сельских поселений и поскольку указанные выше полномочия переданы на уровень муниципального района, оснований для понуждения администрацию сельского поселения «Ижма» разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не имеется.

Представитель администрации МР «Ижемский» Канева А.В. исковые требования не признала, пояснив, что администрацией МР «Ижемский» принята долгосрочная программа, которая включает в себя мероприятия по тепло, водоснабжению, водоотведению и ТБО, которая охватывает весь муниципальный район и сельское поселение «Ижма». Программа соответствует градостроительному кодексу. Администрация МР «Ижемский» будет разрабатывать проект очистных сооружений по с.Ижма и п.Щельяюр, по водоотведению. Полномочия по тепло, водо- и газоснабжению с 01.01.2015 года являются полномочиями муниципального района. Администрация МР «Ижемский» свои полномочия исполняет и права граждан не нарушены.

Суд, заслушав помощника прокурора Ижемского района Мештбаева А.К., представителя администрации сельского поселения «Ижма» Истомина И.Н., представителя администрации МР «Ижемский» Каневу А.В. и исследовав материалы дела приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

На основании поручения прокуратуры Республики Коми прокуратурой Ижемского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства регламентирующего разработку и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры администрацией сельского поселения «Ижма» и поскольку входе проверки установлено, что программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования сельского поселения «Ижма» отсутствует, что нарушает права неопределенного круга лиц, прокурор обратился в суд с данным иском.

Согласно пункта 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном Градостроительным Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.

Пунктом 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ установлено, что Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов, что так же следует из Методических рекомендаций Министерства Регионального развития Российской Федерации, утвержденных приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 359/ГС от 01.10.2013 г.

Генеральный план сельского поселения «Ижма» утвержден решением Совета сельского поселения «Ижма» № 3-19/1 от 11.08.2014 года.

Вместе с тем, поскольку проведенная прокурором проверка проводилась в апреле 2015 года и отсутствие Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Ижма» прокурором выявлено в апреле 2015 года, при разрешении данного гражданского дела подлежит применение законодательство действующее на момент проведения проверки.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года (в редакции Федерального закона № 136-ФЗ от 27.05.2014 года, действующей с 01.01.2015 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Законом Республики Коми № 148-РЗ от 09.12.2014 года «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации на территориях сельских поселений с 01.01.2015 года не относится к полномочиям сельских поселений.

Согласно справки администрации сельского поселения «Ижма» № 312 от 25.06.2015 года, администрация сельского поселения «Ижма» на своем балансе теплотрасс, водопроводов и других коммуникаций по которым предоставляются коммунальные услуги по тепло- водоснабжению и водоотведению не имеет.

Каких-либо коммунальных услуг, администрацией сельского поселения «Ижма» не оказывается.

Организация же водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, в силу положений пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года (в редакции Федерального закона № 485 от 29.12.2014 года) на которую в своем иске ссылается прокурор, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и городских округов.

Таким образом, поскольку с 01.01.2015 года организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации на территориях сельских поселений в силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ и Закона Республики Коми № 148-РЗ от 09.12.2014 года «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» не относится к полномочиям сельских поселений и проверка проводилась в период действия данных нормативных актов в указанной выше редакции, администрация сельского поселения «Ижма» тепловых и водопроводных сетей в собственности не имеет, коммунальные услуги по тепло- и водоснабжению не оказывает, при указанных выше обстоятельствах, суд каких-либо оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении администрацию сельского поселения «Ижма» разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Ижма» и в течение месяца после разработки утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Ижма» не находит.

Доводы прокурора, что Градостроительным кодексом РФ обязанность по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования возложена на соответствующее поселение и должна быть утверждена в течение 6 месяцев с момента утверждения генерального плана не могут быть признаны обоснованными и повлиять на принятое решение, поскольку данный закон конкретных обязанностей на сельские поселения не возлагает, а указывает на поселения и городские округа, в связи с чем, с учетом положений Федерального закона № 131-ФЗ и Закона Республики Коми № 148-РЗ от 09.12.2014 года, исключающих из полномочий сельского поселения организацию электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации на территориях сельских поселений, который определяет соответствующие полномочия для сельских поселений, оснований для возложения на сельское поселение «Ижма» обязанности по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не имеется.

Согласно абзаца 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Учитывая, что организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации на территориях сельских поселений и утверждение генеральных планов поселения с 01.01.2015 года не относится к полномочиям сельских поселений и переданы на уровень муниципальных районов, с момента утверждения генерального плана сельского поселения «Ижма» (11.08.2014 года) до передачи соответствующих полномочий муниципальным районам (01.01.2015 года) шесть месяцев не прошло, суд считает, что тем самым в действиях администрации сельского поселения «Ижма» отсутствует бездействие и в указанной части иска исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, при этом по смыслу пункта 1 статьи 11 ГК РФ, части 1 статьи 3 ГПК РФ судебной защите подлежат оспариваемые или нарушенные права и законные интересы.

Из материалов дела видно, что Решением Совета муниципального района «Ижемский» от 13.04.2011 года № 4-2/7 администрацией МР «Ижемский» приняты полномочия сельских поселений на 2011 год, в том числе полномочия по разработке Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Постановлением главы администрации МР «Ижемский» № 234 от 27 апреля 2011 года утверждена муниципальная программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на 2011-2015 годы и на период до 2020 года на территории муниципального района «Ижемский».

Постановлением администрации МР «Ижемский» № 1267 от 30.12.2014 года утвержден план мероприятий по реализации муниципальной программы муниципального образования муниципального района «Ижемский» «Территориальное развитие» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, где под номером 20 мероприятие «строительство и реконструкция объектов водоснабжения», под номером 21 «строительство и реконструкция объектов водоотведения и очистки сточных вод», под номером 21 «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в с.Ижма и объекта размещения (площадки хранения) ТБО в с.Сизябск Ижемского района, в том числе ПИР, под номером 25 «Организация системы вывоза твердых бытовых отходов».

В судебном заседании представитель администрации МР «Ижемский» исковые требования не признала, указав, что администрацией «МР «Ижемский» утвержден план мероприятий по реализации муниципальной программы муниципального образования муниципального района «Ижемский» «Территориальное развитие» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, где предусмотрены соответствующие мероприятия по тепло-, водоснабжению, водоотведению и ТБО, в том числе по сельскому поселению «Ижма», будет разрабатываться проект очистных сооружений по с.Ижма и п.Щельяюр, по водоотведению и тем самым считает, что права неопределенного круга лиц администрацией МР «Ижемский» не нарушены.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ни в исковом заявлении, ни входе рассмотрения дела прокурором не указано, какие права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц нарушены отсутствием программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, и прокурор не представил доказательства такого нарушения либо наличия угрозы их нарушения.

Таким образом, оценив представленные суду доказательства в порядке ст.67 ч.1 ГПК РФ, суд считает, что сам по себе факт отсутствия в сельском поселении «Ижма» программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Ижма», при наличии в муниципальном образовании муниципального района «Ижемский» плана мероприятий по реализации муниципальной программы муниципального образования муниципального района «Ижемский» «Территориальное развитие» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов и действовавшей до 01.01.2015 года муниципальной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на 2011-2015 годы и на период до 2020 года на территории муниципального района «Ижемский» не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, в том числе и потребителей коммунальных услуг и прокурор обращаясь в суд с указанным иском, выбрал ненадлежащий способ защиты и не лишен возможности понудить органы местного самоуправления к исполнению требований Градостроительного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 502 от 14.06.2013 года иными предусмотренными законом способами.

В рамках заявленных прокурором исковых требований и указанного им ответчика, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Ижемского района о признании бездействие администрации сельского поселения «Ижма», выразившееся в неисполнении своих полномочий по разработке и утверждению программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Ижма» незаконным и обязать администрацию сельского поселения «Ижма» разработать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Ижма» до 01.01.2017 года и в течение месяца после разработки утвердить программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельского поселения «Ижма» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента вынесения, через Ижемский районный суд Республики Коми.

Судья: В.В.Пестриков

2-112/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор в интересах неопределеннного кргула лиц
Ответчики
Администрация СП "Ижма"
Администрация МР "Ижемский"
Суд
Ижемский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
izmasud.komi.sudrf.ru
29.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2015Передача материалов судье
29.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2015Судебное заседание
18.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее