Решение по делу № 33-1574/2015 от 05.06.2015

Судья Ханина Л.В.                 Дело №33-1574/2015

Докладчик Елина Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.,

судей Елиной Т.А., Ериной Н.П.,

при секретаре Маклеевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июля 2015 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе представителя Тарасковой Л.В. – Тараскова И.Ю. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 06 апреля 2015 г.

Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Устьянцев И.П., Устьянцева Т.В., Устьянцев В.И., Устьянцев А.И. обратились в суд с иском к Тарасковой Л.В. о прекращении права общей совместной собственности на квартиру и о признании права собственности на часть жилого дома в переустроенном виде.

В обосновании требований указали, что жилой дом по адресу: <адрес> состоит из двух квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к жилому дому.

Собственником квартиры № 1 является ответчица Тараскова Л.В. Квартира № 2 принадлежит истцам и состоит из коридора площадью <данные изъяты> кв.м., прихожей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., кухни площадью <данные изъяты> кв.м., туалета площадью <данные изъяты> кв.м., ванной площадью <данные изъяты>.м., кладовой площадью <данные изъяты> кв.м.

Прихожая площадью <данные изъяты> кв.м. на момент оформления их права собственности на квартиру считалась холодным пристроем и ее площадь не включалась в общую площадь квартиры. В настоящее время в данную прихожую проведено отопление, в связи, с чем общая площадь квартиры увеличилась и стала составлять <данные изъяты> кв.м.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 10 апреля 2014 г. прихожая площадью <данные изъяты> кв.м. указана в качестве самовольной постройки. В связи с этим возникла необходимость решить вопрос о праве собственности истцов на жилое помещение в переустроенном виде, с учетом самовольной постройки - прихожей площадью <данные изъяты> кв.м.

В настоящее время они намерены оформить право собственности на свою часть земельного участка.

Просили суд признать <адрес> Республики Мордовия (общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой - <данные изъяты> кв.м.) частью жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Прекратить право общей совместной собственности Устьянцева И.П., Устьянцевой Т.В., Устьянцева В.И., Устьянцева А.И. на трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой -<данные изъяты> кв.м., расположенную по вышеуказанному адресу.

Признать за Устьянцевым И.П., Устьянцевой Т.В., Устьянцевым В.И., Устьянцевым А.И. право общей долевой собственности на часть жилого дома (в переустроенном виде с учетом самовольной постройки-прихожей площадью <данные изъяты> кв.м.), расположенного по адресу: <адрес>.

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 06 апреля 2015 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Тарасковой Л.В. – Тарасков И.Ю. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, указывает, что при рассмотрении дела необходимо было привлечь органы местного самоуправления; суд необоснованно сохранил квартиру в перепланированном состоянии, без согласования с органом местного самоуправления. Перепланированная квартира имеет общую с Тарасковой Л.В. стену и крышу. В процессе перепланировки затронуто газовое оборудование, принадлежащее многоквартирному дому.

В судебном заседании истцы Устьянцев И.П., Устьянцев А.И. возражали относительно доводов апелляционной жалобы.

В судебное заседание истцы Устьянцева Т.В., Устьянцев В.И., ответчик Тараскова Л.В., представитель ответчика Тарасков И.Ю. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, путём заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанные лица суд не известили, отложить разбирательство дела не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (пункт 1). В случае, если обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (пункт 2).

Как следует из материалов дела, по адресу: <адрес> расположен двухквартирный жилой дом (л.д. 8-13).

На основании договора на передачу квартир в собственность граждан от 07 октября 1994 г. Устьянцеву И.П., Устьянцевой Т.В., Устьянцеву В.И., Устьянцеву А.И. передана в совместную собственность квартира, состоящая из трёх комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (в настоящее время улица переименована на <адрес> (л.д. 6)

Из технического паспорта на вышеуказанную квартиру следует, что квартира имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую <данные изъяты> кв.м. и состоит: из жилых комнат площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., кухни площадью <данные изъяты> кв.м., коридора площадью <данные изъяты> кв.м., прихожей площадью <данные изъяты> кв.м., туалета площадью <данные изъяты> кв.м., ванной комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., кладовой площадью <данные изъяты> кв.м. Прихожая площадью <данные изъяты> кв.м. является самовольно возведённой и переоборудованной постройкой (л.д. 14-18).

Удовлетворяя требований истцов, суд первой инстанции указал, что поскольку по своим характеристикам <адрес> Республики Мордовия является самостоятельным объектом права, а также фактически является составной частью единого объекта недвижимости - жилого дома в котором отсутствуют помещения общего пользования, что является отличительным признаком квартиры от жилого дома, либо его части, у суда имеются основания для признания квартиры частью жилого дома и признании права собственности на часть жилого дома.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении требований истцов.

Пристройка к жилому дому либо квартире не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. В случае возведения пристройки к уже существующему жилому дому, зарегистрированному на праве собственности за гражданином, следует учитывать, что первоначальный объект права собственности при этом изменяется, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом права собственности.

При возведении жилой пристройки увеличивается общая площадь всего жилого дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального - размерами, планировкой и площадью. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведенные части.

Таким образом, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади.

Согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как было установлено в суде первой инстанции, первоначальная площадь квартиры №2 была увеличена за счет прихожей площадью <данные изъяты> кв.м., которая является самовольно переоборудованной.

В ходе судебного разбирательства истцами не было представлено допустимых и относимых доказательств того, что пристройка не нарушает права других лиц проживающих в многоквартирном доме и соответствует требованиям безопасности для объектов недвижимости.

Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Исходя из смысла приведенной нормы закона, переустройство и перепланировка жилого помещения заключается в изменении внутренних коммуникаций жилого помещения либо изменении его конфигурации в пределах жилого помещения, находящегося в собственности либо пользовании граждан, при этом общая площадь жилого помещения увеличена быть не может.

Кроме того, в силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Как установлено судом первой инстанции, истцы в установленном законом порядке в орган местного самоуправления за получением разрешения на проведение перепланировки (переустройства), реконструкции жилого помещения не обращались.

Кроме того, участие органа местного самоуправления при разрешении вопроса о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии обязательно. Однако, администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия при разрешении данного спора привлечена не была.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, принадлежит собственникам помещений в этом доме.

В соответствии с частью 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В силу положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, земельный участок на котором расположен дом принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в многоквартирном доме, которые не давали согласия на уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, как того требует статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции и отказе истцам в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 06 апреля 2015 г. отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Устьянцеву ФИО12, Устьянцевой ФИО13, Устьянцеву ФИО14, Устьянцеву ФИО15 к Тарасковой ФИО16 о признании права собственности на часть жилого дома в переустроенном виде по адресу: <адрес>, прекращение права общей совместной собственности Устьянцева ФИО17, Устьянцевой ФИО18, Устьянцева ФИО19, Устьянцева ФИО20 на квартиру 2 <адрес> отказать.

Судья-председательствующий                 Л.Д. Стариннова

Судьи                                    Т.А. Елина

Н.П. Ерина

33-1574/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Устьянцев В.И.
Устьянцева Т.В.
Устьянцев И.П.
Устьянцев А.И.
Ответчики
Тараскова Л.В.
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Елина Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
07.07.2015Судебное заседание
17.07.2015Передано в экспедицию
17.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее