Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2022 года <адрес>
Керченский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.П.
при секретаре Бурлуке О.В.
с участием истца Петренко Л.А., представителя истца ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петренко Людмилы Анатольевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Истец Петренко Л.А. обратилась в горсуд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивировав требования тем, что она с является получателем страховой пенсии по старости пенсии в соответствии с российским законодательством с 01.01.2015 года. Общий трудовой стаж истца составляет более 41 года, из них более 17 лет истец проработала в районах Крайнего Севера. Так, в период времени с 07.12.1967 года по 01.01.1985 год Петренко Л.А. работала в войсковой части 90124, а также в ФГУП «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» МО РФ, являющимся правопреемником ФГУП «10 судоремонтный завод» Министерства обороны Российской Федерации который, в свою очередь, являлся правопреемником войсковой части 90124, постоянно расположенном в районе Крайнего Севера (Мурманская область), что подтверждается записями трудовой книжки и имеющимися у истца справками 23/1-ОК от 10.11.1999 г., № 23/1-ОК от 10.09.2004 г., от 10.10.1984 г., № 2739-1 от 22.10.2004 г., № 2739-2 от 22.10.2004 г., № 2739-3 от 22.10.2004 г, № 1733 от 05.11.1999 г. Также, в период с 03.12.1994 г. по 15.03.1995 г. Петренко Л.А. работала в АО ТТПФ «Бакалея» г. Полярный Мурманской области. Согласно справкам № 2739-1 от 22.10.2004 г., № 2739-2 от 22.10.2004 г., № 2739-3 от 22.10.2004 г., выданным ФГУП «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» МО РФ, о сумме заработка, учитываемого при исчислении пенсии, со всех включенных в справку сумм произведены отчисления в Пенсионный Фонд по установленным тарифам, а также включены районный коэффициент: 1.5 и полярная надбавка. Все указанные справки были представлены ответчику, на основании которых, Петренко Л.А., установлена пенсия, размер которой по состоянию на 31.12.2014 г. составил 14 043,36 руб. При исчислении размера пенсии истца коэффициент заработной платы учтен пенсионным органом в размере 1,4, следует из решения от 29.04.2021 г. Истец указала о том, что коэффициент заработной платы в указанном размере 1,4, по ее мнению, применен ответчиком необоснованно, в нарушение норм действующего законодательства, в частности, ст.ст. 14, 28.1, 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст. 16, 17 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», ст.ст. 1-4 Федерального закона № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Закону Мурманской области № 579-01-ЗМО от 29.12.2004 «О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», просила суд признать решение пенсионного органа от 29.04.2021 года незаконным, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым применить районный коэффициент в повышенном размере, установленный на основании сведений о заработной плате истца, а именно в размере 1,5 при учете отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП); обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым произвести перерасчет размера страховой пенсии Петренко Л.А. с учетом районного коэффициента в размере 1,5 с 01.01.2015 г.
В судебном заседании истец Петренко Л.А., представитель истца по доверенности ФИО8 исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении доводам, настаивали на удовлетворении иска.
В связи с тем, что согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи с 01.10.2021 прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, судом в соответствии со ст. 44 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика по делу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи на надлежащего ответчика, правопреемника Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее – ОПФ РФ по РК).
Представитель ответчика ОПФ РФ по РК в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на исковые заявленные требования, в которых, сославшись на доводы, аналогичные изложенным в решении от 29.04.2021 об отказе в перерасчете истцу страховой пенсии по старости, указал на необоснованность заявленных исковых требований, просил в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении сторон о времени и месте рассмотрения дела, и согласие на рассмотрение дела в отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела истца, заверенная копия которого приобщена к материалам дела, оценив в совокупности предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Петренко Л.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с российским законодательством с 01.01.2015 года. Общий трудовой стаж истца составляет 41 год 4 месяца и 8 дней, из них 17 лет и 25 дней в Районах Крайнего Севера.
В период с 07.12.1967 года по 01.01.1985 год истец работала в войсковой части 90124, а также в ФГУП «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» МО РФ, являющимся правопреемником ФГУП «10 судоремонтный завод» МО РФ который, в свою очередь, являлся правопреемником войсковой части 90124, постоянно расположенном в районе Крайнего Севера (Мурманская область), в период с 03.12.1994 г. по 15.03.1995 г. Петренко Л.А. работала в АО ТТПФ «Бакалея» г. Полярный Мурманской области, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, справками 23/1-ОК от 10.11.1999 г., № 23/1-ОК от 10.09.2004 г., от 10.10.1984 г., № 2739-1 от 22.10.2004 г., № 2739-2 от 22.10.2004 г., № 2739-3 от 22.10.2004 г, № 1733 от 05.11.1999 г.
Согласно справкам № 2739-1 от 22.10.2004 г., № 2739-2 от 22.10.2004 г., № 2739-3 от 22.10.2004 г., выданным ФГУП «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» МО РФ, о сумме заработка, учитываемого при исчислении пенсии, со всех включенных в справку сумм произведены отчисления в Пенсионный Фонд по установленным тарифам, а также включены районный коэффициент: 1,5 и полярная надбавка.
Петренко Л.А., установлена пенсия в сохраненном размере 14043,36 рублей на 31.12.2014 года, а при исчислении размера пенсии, учтен коэффициент заработной платы в размере 1,4.
26.04.2021 в пенсионный орган поступило заявление Петренко Л.А. о перерасчете размера страховой пенсии по старости с 01.01.2015 с применением повышенного районного коэффициента в размере 1,5 при учете среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате Российской Федерации; при том дополнительных документов, которые бы не были учтены при установлении истцу размера страховой пенсии по старости, предоставлены не были.
Решением ГУ – УПФ России в г. Керчи Республики Крым от 29.04.2021 истцу Петренко Л.А. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости с применением повышенного районного коэффициента 1,5.
Законность и обоснованность указанного решения пенсионного органа является предметом рассматриваемого спора.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года номер 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года номер 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 30 вышеуказанного закона, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Лицам, указанным в абзаце 1 п.п. 6 п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем 7 настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
К указанным в абзаце 1 п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года номер 173-ФЗ лицам отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Федерального закона, а именно: мужчины, достигшие возраста 55, женщины, достигшие возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В пункте 2 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" законодатель предусмотрел применение при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях перечня таких районов и местностей, применявшегося при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. Аналогичная норма воспроизведена в части 2 статьи 32 действующего с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов ПВС СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г., о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 Мурманская область относится к районам Крайнего Севера (подгруппа 2 группы 1).
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 28 своего постановления от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Имеющимися в материалах дела и в материалах пенсионного выплатного дела истца справками подтверждаются сведения о заработной плате истца за периоды работы в районе Крайнего Севера, при этом, в указанных справках отражено, что к указанным суммам заработной платы применен районный коэффициент 1,5 и включена полярная надбавка.
При расчете по состоянию на 01.01.2015 страховой пенсии по старости Петренко Л.А. учтена заработная плата за период с декабря 1967 г. и по декабрь 1984 г., из которых выбран наиболее выгодный вариант расчета за период 60 месяцев: с января 1979 г. по декабрь 1983 г., при этом, отношение среднемесячного заработка истца за указанный период (по имеющимся в материалах пенсионного дела справкам № 2739-1 от 22.10.2004 г., № 2739-2 от 22.10.2004 г., № 2739-3 от 22.10.2004 г., в которых указаны суммы заработной платы с применением районного коэффициента 1,5) составляет 2,024, который в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона № 13-ФЗ ограничен предельно допустимой максимальной величиной районного коэффициента 1,4, который и был применен при расчете размера страховой пенсии по старости, выплачиваемой истцу.
На основании изложенного, суд соглашается с изложенными в решении от 29.04.2021 выводами пенсионного органа об отсутствии оснований для перерасчета истцу размера выплачиваемой страховой пенсии по старости с применением повышенного районного коэффициента 1,5; одновременно, полагает необходимым указать на то, что вопрос законности применения пенсионным органом при расчете страховой пенсии по старости истца повышенного районного коэффициента 1,4 являлся предметом судебного разбирательства, решением Керченского городского суда Республики Крым от 03.06.2020 по делу № 2-103/2020 в удовлетворении исковых требований Петренко Л.А. отказано, решение вступило в законную силу.
В связи с указанным, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Петренко Л.А. о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости от 29.04.2021, соответственно, для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности совершить определенные действия, заключающиеся в применении районного коэффициента в повышенном размере 1,5 при учете отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП); в перерасчете размера страховой пенсии Петренко Л.А. с учетом районного коэффициента в размере 1,5 с 01.01.2015 г.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Петренко Людмилы Анатольевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, о возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Захарова Е.П.
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2022 г.
Судья Захарова Е.П.