66RS0012-01-2020-003210-81
Дело № 2а-58/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский 25 марта 2021 года
Свердловской области
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Третьяковой О.С.,
с участием помощника прокурора Вьюгова А.В.,
при секретаре Томиловой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Свердловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 47» Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области), Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ГУФСИН России по Свердловской области) об устранении выявленных нарушений требований ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, выразившихся в необеспечении раздельного содержания осужденных при опасном рецидиве, а также осужденных при особо опасном рецидиве преступлений от других осужденных. Просит суд возложить на ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области обязанность в течение 6 месяцев устранить нарушения закона, изолировано содержать от других осужденных, осужденных при опасном рецидиве, а также осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, также возложить обязанность на ГУФСИН России по Свердловской области организовать содействие администрации ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в переводе осужденных отрядов ОСУОН (отряда с особыми условиями отбытия наказания) и отряда для содержания осужденных-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по здоровью в иные исправительные учреждения или иным способом в целях создания возможности соблюдения требований ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на территории ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в части раздельного содержания осужденных с опасным и особо опасным рецидивом.
В судебном заседании старший помощник Свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вьюгов А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду дал аналогичные объяснения. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области Бабкина А.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала. Указала о том, что распределение осужденных по видам рецидива в отрядах строгих условий содержания и в отрядах осужденных с ограниченными возможностями здоровья не представляется возможным в связи с ограничением жилой площади. ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области направлено информационное письмо в ГУФСИН России по Свердловской области с просьбой оказать содействие в решении данного вопроса. Таким образом, учреждением приняты все меры в пределах их компетенции. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства в материалах административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Положения ч. 1 ст. 39 КАС РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в аб. 4 п. 1 постановления от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, оспаривание действий ГУФСИН России и подведомственных учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, связанных с ненадлежащим исполнением административно-властных полномочий в сфере обеспечения надлежащих условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания, осуществляется в порядке главы 22 КАС РФ.
Следовательно, требования прокурора по настоящему иску рассматриваются по нормам КАС РФ.
Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений (ст. 2 УК Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправлений осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
На основании со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном ст. 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом (ст. 7 указанного Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых.
Согласно ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
Согласно ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Пунктом 1 Положения о ГУФСИН России по Свердловской области, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 11.06.2015 № 518 установлено, что территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний осуществляет в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию.
Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Предметом и целью деятельности учреждения, согласно устава, является, в том числе, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международного права, положениям международных договоров Российской Федерации.
По состоянию на 16.02.2021 в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области содержались осужденные, которых совершили преступления при особо опасном рецидиве - 56 человек, при опасном рецидиве - 429 человек.
С целью устранения нарушения закона в части раздельного проживания осужденных, в ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области созданы: отряд № 1, в котором содержится 92 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, отряд № 2, в котором содержатся 88 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, отряд № 4/1, в котором содержатся 48 осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве, 45 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, отряд № 12, в котором содержатся 79 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, отряд № 15, в котором содержатся 78 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве.
С целью выполнения требования норм ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на территории ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области создан отряд для содержания осужденных, переведенных в строгие условия отбывания наказания (СУОН) в связи с признанием злостными нарушителями установленного порядка отбытия наказания. Кроме того, создан отряд для содержания лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В отряде ОСУОН содержится 11 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, 9 осужденных, совершивших преступление без рецидива или имеющих простой рецидив.
В отряде для содержания лиц с ограниченными возможностями здоровья содержится 8 осужденных, совершивших преступление при опасном рецидиве, 56 осужденных, совершивших преступление без рецидива или имеющих простой рецидив.
Создание дополнительных отрядов ОСУОН и отрядов для содержания лиц с ограниченными возможностями здоровья не представляется возможным в связи с ограниченными возможностями по площадям.
22.12.2020 указанная информация направлена ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в ГУФСИН России по Свердловской области.
Исходя из буквального толкования указанных выше правовых норм в их совокупности, п. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации связывает обязанность по содержанию лиц, впервые осужденных к лишению свободы, отдельно от лиц, ранее отбывавших лишение свободы, не с наличием либо отсутствием у таких лиц судимости, а с наличием самого факта отбывания наказания в виде лишения свободы. Наличие судимости в качестве критерия отдельного содержания законом не установлено.
Раздельное содержание осужденных по данному принципу обусловлено необходимостью огородить лиц, ранее не сталкивавшихся с криминальной субкультурой и не подвергшихся ее влиянию, от тех, кто уже имеет криминальный опыт и может свести на нет работу сотрудников УИС по исправлению осужденных. В противном случае нивелируется одна из главных целей уголовного наказания - исправление. Подобное разделение осужденных связано в первую очередь с защитой прав осужденных, впервые попавших в места лишения свободы, и никак не затрагивает права лиц, ранее отбывавших наказание в исправительных учреждениях.
Частью 1 ст. 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с ч. 1 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Согласно ч. 2 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии.
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Перевод осужденных за преступления, указанные в ч. 4 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 2 ст. 81 названного Кодекса).
Аналогичное положение содержится в п. 9 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 № 17.
Перевод осуществляется в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, по решению территориального органа УИС. Решение о переводе осужденного принимается, в том числе территориальным органом УИС (п. 13 Порядка).
Поскольку ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области в нарушение требований законодательства не обеспечено раздельное, изолированное содержание лиц, имеющих опасный и особо опасный рецидивы преступлений в отрядах ОСУОН и для содержания осужденных-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по здоровью от основной массы осужденных, суд полагает обоснованными требования административного истца в части возложения обязанности на ФКУ ИК-47 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области устранить допущенные нарушения, обеспечив раздельное содержание осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от осужденных при рецидиве преступлений, и не имеющих рецидива преступлений, а также лиц, впервые осужденных к лишению свободы.
Определяя способ восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга осужденных, суд полагает необходимым отметить, что полномочия по переводу осужденных в иные исправильные учреждения возложены законом на уполномоченные органы и суд не вправе их подменять.
Кроме того, суд считает возможным согласиться с указанным прокурором в исковом заявлении и судебном заседании сроке исполнения решения суда – в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Доказательств невозможности устранения нарушения в указанный срок стороной ответчиков не представлено. В том случае, если в указанные сроки решение ответчиками не может быть исполнено, при наличии к тому оснований последние не лишены возможности обратиться в суд в порядке ст. 189 КАС РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 47» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 47» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.04.2020.