дело № 3а-81/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Астрахань 30 июля 2018 года
Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Хаировой Д.Р.,
при секретаре Поддубновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-81/2018 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Астраханский Центральный Универмаг» к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области о признании уведомления об отказе в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и возврате документов незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Астраханский Центральный Универмаг» обратилось в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником торгового здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. 05 июня 2018 года административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания на предмет установления его рыночной стоимости, с приложением необходимых документов. Уведомлением секретаря комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области от 08 июня 2018 года №686 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости по мотиву пропуска срока его подачи, документы возвращены заявителю.
Административный истец с указанным решением не согласен, считает его незаконным, поскольку заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на предмет установления его рыночной стоимости подано в период действия оспариваемой кадастровой стоимости. Полагает, что пропуск пятилетнего срока подлежит восстановлению, поскольку кадастровая стоимость не изменялась с даты ее принятия по настоящее время. Завышенная кадастровая стоимость будет являться налоговой базой для исчисления налога на имущество. В связи с чем, ООО «Астраханский Центральный Универмаг» просит суд признать незаконным уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области от 08 июня 2018 года №686 об отказе в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и возврате документов, обязать Комиссию устранить допущенное нарушение путем рассмотрения по существу в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу заявления ООО «Астраханский Центральный Универмаг» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объект недвижимости – торгового здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 29 июня 2012 года.
Представитель административного истца ООО «Астраханский Центральный Универмаг» адвокат Калимуллин Р.Р. в судебном заседании административные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель Управлении Росреестра по Астраханской области Фролова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, просила отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение принято комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области 08 июня 2018 года. Административное исковое заявление подано в суд 04 июля 2018 года, из чего следует, что указанный выше срок административным истцом не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
На основании пунктов 14, 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04 мая 2012 № 263, при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Из содержания вышеуказанных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что секретарь комиссии на стадии принятия заявления проверяет наличие представленных документов и срок подачи заявления, и не принимает заявление к рассмотрению, если имеется нарушение сроков.
Из материалов дела следует, что 05 июня 2018 года ООО «Астраханский Центральный Универмаг» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости торгового здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
08 июня 2018 года уведомлением №686 Комиссия письменно уведомила ООО «Астраханский Центральный Универмаг» о том, что не приняла заявление к рассмотрению, поскольку срок подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № в комиссию истек.
Исследовав представленные в суд документы, суд приходит к выводу о том, что отказ в принятии к рассмотрению заявления ООО «Астраханский Центральный Универмаг» произведен в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.
Исходя из выписки Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №, дата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - 29 июня 2012 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости - 22 января 2013 года.
Обращаясь в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости 05 июня 2018 года, административным истцом был пропущен пятилетний срок для обращения в комиссию.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.
Таким образом, довод представителя административного истца о том, что пропущенный срок для обращения в комиссию может быть восстановлен, основан на неверном толковании норм права. Вопрос о восстановлении срока на подачу заявления в комиссию не подлежит рассмотрению комиссией и не может быть восстановлен в судебном порядке при рассмотрении требований об оспаривании решения комиссии.
Принимая во внимание представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение комиссии о не принятии к рассмотрению заявления ООО «Астраханский Центральный Универмаг» о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости являлось обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством, и оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Астраханский Центральный Универмаг» к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Астраханской области о признании уведомления об отказе в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и возврате документов незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2018 года.
Судья Астраханского
областного суда Д.Р. Хаирова