Решение по делу № 3а-93/2019 от 29.05.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2019 г.                                                                                     г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеине М.С., с участием представителя административного истца Администрации города Иркутска Ильиной Н.А., действующей на основании доверенности от 22 января 2019 г., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Рубцовой И.А., действующей на основании доверенности от 7 сентября 2018 г. № 67, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-93/2019 по административному исковому заявлению Администрации города Иркутска к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения от 25 апреля 2019 г. № 8.17 и исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Иркутска обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 25 апреля 2019 г. № 8.17 и исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Гусев В.А. является собственником земельного участка с кадастровым <номер изъят>, расположенного <адрес изъят>, площадью 7 293,00 кв.м., с видом разрешенного использования: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс).

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» земельный участок с кадастровым <номер изъят> с видом разрешенного использования: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс), отнесен к 1-й группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки» с удельным показателем кадастровой стоимости 3 623,17 рублей за 1 кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 г. составляет 26 423 778,81 рублей.

Административный истец считает, что в соответствии с видом разрешенного использования и фактическим использованием данного земельного участка его следовало отнести к 5-й группе видов разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» с удельным показателем кадастровой стоимости 7 946,97 рублей за 1 кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составит 57 957 252,00 рубля.

По мнению административного истца, ошибочно внесенные сведения в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> приводят к занижению налогооблагаемой базы и недополучению земельного налога в бюджет города Иркутска, что нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления.

5 апреля 2019 г. Администрация города Иркутска обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, созданной при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2012 г.

25 апреля 2019 г. по результатам рассмотрения заявления Комиссией принято решение № 8.17, которым заявление о пересмотре результатов кадастровой стоимости отклонено. Решение мотивировано тем, что не подтверждена недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также Комиссия не вправе принимать решения о корректности отнесения объекта недвижимости к определенной группе.

Административный истец считает указанные в решении Комиссии доводы несостоятельными и противоречащими нормам законодательства.

Администрация города Иркутска просит суд признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 апреля 2019 г. № 8.17 в части достоверности сведений о земельном участке с кадастровым <номер изъят>, использованных при определении его кадастровой стоимости; исправить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 57 957 252,00 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации города Иркутска Ильина Н.А., действующая на основании доверенности, административный иск поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Рубцова И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Административный ответчик Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, отзыв на административное исковое заявление не представлен.

Заинтересованное лицо Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.

Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что не имеет материально-правового интереса, не заинтересовано в исходе данного административного дела, не нарушало прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Гусев В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил. Судебное извещение направлено по почте, в адрес суда вернулся конверт с отметкой «истек срок хранения».

Ранее в судебном заседании 25 июня 2019 г. представитель заинтересованного лица Гусева В.А. – Непокрытов Д.А., действующий на основании доверенности, представил отзыв на административное исковое заявление, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованное лицо ООО «Тантал» в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Судебное извещение направлено по почте, в адрес суда вернулся конверт с отметкой «истек срок хранения». Отзыв на административное исковое заявление не представлен.

Суд с учетом мнения явившихся лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не удаляясь в совещательную комнату, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований Администрации города Иркутска по следующим основаниям.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым <номер изъят>, площадью 7 293,00 кв.м., расположенный <адрес изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс), принадлежит Гусеву В.А. на праве собственности, о чем 1 февраля 2010 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись № 38-38-01/193/2009-099, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 2 апреля 2019 г. № 99/2019/254011882.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> установлена Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области».

Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Иркутской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как предусмотрено частью 2 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Согласно частям 12 и 29 указанной статьи с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В силу части 2.1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях предусмотренных законом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии у Администрации города Иркутска права на обращение в суд с административным иском об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по настоящему административному делу, поскольку земельный участок с кадастровым <номер изъят> расположен на территории муниципального образования «город Иркутск», в связи с чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.

В соответствии с частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Администрацией города Иркутска соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 25 апреля 2019 г. № 8.17, поскольку административное исковое заявление подано 29 мая 2019 г. в установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.

Проверяя соблюдение порядка формирования Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, суд установил, что Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков (абзац 5 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 263 (далее Порядок создания и работы комиссии).

В соответствии с положениями названного Порядка, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области создана на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 февраля 2012 г. № П/58.

С учетом приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17 апреля 2012 г. № П/157, от 7 февраля 2013 г. № П/43, от 30 января 2014 г. № П/39, от 30 апреля 2015 г. № П/201, от 6 февраля 2017 г. № П/0052, от 27 марта 2017 г. № П/0154, от 13 июля 2017 г. № П/0329, от 30 ноября 2017 г. № П/0564, от 15 мая 2018 г. № П/0187 состав Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на момент принятия оспариваемого решения от 25 апреля 2019 г. определен следующим образом: председатель комиссии Варфоломеева Л.М. – заместитель руководителя Управления Росреестра по Иркутской области; заместитель председателя комиссии Санду Г.Л. – начальник отдела определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области; член комиссии Нефедова Е.А. – заместитель министра имущественных отношений Иркутской области; член комиссии Филиппова Е.И. – представитель Национального совета по оценочной деятельности; секретарь комиссии Якимова О.В. – ведущий специалист-эксперт отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок формирования Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области федеральным органом исполнительной власти соблюден.

Пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии предусмотрено, что Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением необходимых документов.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается Комиссией в течение одного месяца с даты его поступления (абзац 1 пункта 16 Порядка создания и работы комиссии, абзац 26 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и Порядка создания и работы комиссии следует, что заседания комиссии проводятся по мере необходимости рассмотрения поступивших заявлений о пересмотре кадастровой стоимости. О дате, времени и месте заседаний комиссии, определяемых ее председателем, члены комиссии извещаются секретарем комиссии не позднее, чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания.

Соответствующая информация размещается на официальном сайте территориального органа уполномоченного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие – заместитель председателя комиссии.

Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.

Секретарь комиссии извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии.

Секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Секретарь комиссии в срок не позднее пяти рабочих дней до даты заседания комиссии извещает исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и по предложению членов комиссии иных лиц о дате, месте и времени рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости с приглашением на заседание.

На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем не позднее трех рабочих дней с даты заседания.

Копия решения комиссии в течение двух рабочих дней с даты его принятия представляется секретарем комиссии в территориальный орган уполномоченного федерального органа и направляется заявителю, лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.

На основании заявления Администрации города Иркутска о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, поступившего в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области 5 апреля 2019 г., назначено заседание данной Комиссии на 25 апреля 2019 г. в 11-00 часов, о чем извещены заместитель мэра – председатель комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска Козулина Е.М., мэр города Иркутска Бердников Д.В., оценщик ООО «ФинГрупп» Д., а также Гусев В.А.

25 апреля 2019 г. на заседании Комиссии с участием председателя комиссии Варфоломеевой Л.М., заместителя председателя комиссии Санду Г.Л., членов комиссии Нефедовой Е.А., Филипповой Е.И., при секретаре Якимовой О.В. рассмотрено заявление Администрации города Иркутска о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>.

Протокол заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 25 апреля 2019 г. содержит необходимые реквизиты и сведения, предусмотренные пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии, подписан председателем и секретарем Комиссии.

По результатам рассмотрения заявления Администрации города Иркутска Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области приняла решение от 25 апреля 2019 г. № 8.17 об отклонении заявления, указав, что заявителем не представлены документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Сведения о группе, к которой при проведении государственной кадастровой оценки оценщиком отнесен объект недвижимости, не могут рассматриваться в качестве таких сведений. Комиссия не вправе принимать решения о корректности отнесения объекта недвижимости к определенной группе.

Решение Комиссии принято членами Комиссии единогласно, кворум имелся.

7 мая 2019 г. в адрес заместителя мэра – председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска Козулиной Е.М., мэра города Иркутска Бердникова Д.В., а также в адрес Гусева В.А. направлены уведомления об отклонении заявления Администрации города Иркутска о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений порядка создания, работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, порядка проведения заседания и голосования, сроков рассмотрения заявления Администрации города Иркутска.

Проверяя основания для принятия оспариваемого решения, а также соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд установил, что Постановлением Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 г. № 368-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, поручено Министерству имущественных отношений Иркутской области.

На основании Государственного контракта от 22 ноября 2012 г., заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» по результатам открытого аукциона в электронной форме от 6 ноября 2012 г. № 0134200000112003945 (5212-ЭА/12), обществом с ограниченной ответственностью «ФинГрупп» проведена работа по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области.

В соответствии с указанным Государственным контрактом и техническим заданием на выполнение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 22 ноября 2012 г. заказчиком работ является Министерство имущественных отношений Иркутской области.

По результатам проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области от 20 апреля 2013 г. № 2004-13 по состоянию на 1 января 2012 г.

Экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 7 июня 2013 г. № 919/2013 о соответствии отчета Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

В соответствии с актом сдачи-приема от 14 ноября 2013 г. отчет и экспертное заключение переданы в Правительство Иркутской области.

По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г. № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 г. № 239-пп, от 26 августа 2015 г. № 422-пп, от 11 января 2016 г. № 4-пп, от 19 сентября 2016 г. № 588-пп, от 12 декабря 2016 г. № 781-пп, от 21 апреля 2017 г. № 270-пп.

Земельный участок с кадастровым <номер изъят> отнесен к 1-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки).

Обращаясь в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, Администрация города Иркутска указала, что данный земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования, а также фактическим использованием следовало отнести к     5-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), в связи с чем при осуществлении кадастровой оценки и определении кадастровой стоимости земельного участка имеет место искажение данных об объекте оценки, что является ошибкой, повлекшей установление недостоверной кадастровой стоимости.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в подтверждение своих доводов Администрация города Иркутска приложила копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 2 апреля 2019 г. № 99/2019-254011882 на данный земельный участок, в которой указан в том числе вид разрешенного использования земельного участка: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс).

В соответствии с пунктом 19 Порядка создания и работы комиссии при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.

В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.

В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Понятия «техническая ошибка» и «реестровая ошибка» приводятся в статье 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон о регистрации недвижимости).

Так частью 1 статьи 61 этого Закона указано, что под технической ошибкой понимается описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В части 3 этой же статьи Федерального закона о регистрации недвижимости указано, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости является, наряду с судом органом, разрешающим споры о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе, когда ее неправильное определение явилось следствием технических или реестровых ошибок.

Поскольку разрешаемые комиссией споры находятся в сфере определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, к которой также относится установление кадастровой стоимости в массовом порядке, выявленные ошибки, допущенные оценщиком при проведении такой оценки, приведшие к неправильному определению кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, могут являться основанием для принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости по причине выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости использованных при ее определении, осуществляется

в порядке, предусмотренном Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 18.03.2011 № 114 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости».

Исходя из чего довод представителя административного ответчика о том, что вопрос о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях выявления использования недостоверных сведений об объекте недвижимости, а также ошибочном отнесении оценщиком земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования при определении его кадастровой стоимости разрешается только судом, не может быть принят во внимание как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> имеет вид разрешенного использования: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс), что соответствует его фактическому использованию, подтверждается материалами административного дела, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Судом исследованы представленные в материалы дела копии постановления мэра города Иркутска от 19 июня 2009 г. № 031-06-2123/9 «О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного <адрес изъят>», договора купли-продажи земельного участка от 27 июля 2009 г., заключенного между Администрацией города Иркутска (продавец) и ООО «Тантал» (покупатель), договора купли-продажи недвижимого имущества от 24 августа 2009 г., заключенного между ООО «Тантал» (продавец) и Гусевым В.А. (покупатель), акта приема-передачи от 24 августа 2009 г., в соответствии с которыми первоначально земельный участок с кадастровым <номер изъят> был предоставлен ООО «Тантал» под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс). В последующем вид разрешенного использования земельного участка и его фактическое использование не изменялись.

Оспариваемое по настоящему делу решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 25 апреля 2019 г. № 8.17 в нарушение пункта 22 Порядка создания и работы комиссии не содержит выводов о том, какие сведения Комиссия посчитала достоверными и какими документами подтверждена достоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>.

Из протокола заседания Комиссии от 25 апреля 2019 г. следует, что председателем Комиссии указывалось лишь на отсутствие источников сведений об оценочной группе, к которой при проведении государственной кадастровой оценки должен быть отнесен объект недвижимости.

При этом вопрос о достоверности либо недостоверности сведений о том, что земельный участок с кадастровым <номер изъят> с видом разрешенного использования: под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс), отнесен к земельным участкам, предназначенным для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, предметом обсуждения, как следует из протокола, не являлся, на заседании комиссии по указанному вопросу никто из членов комиссии не высказывался. Мотивов, по которым Комиссия посчитала сведения об отнесении спорного земельного участка к 1-й группе видов разрешенного использования достоверными, ни в протоколе заседания Комиссии, ни в решении Комиссии не приведено.

Вместе с тем, из собранных по делу доказательств следует, что исполнителем работ ООО «ФинГрупп» при осуществлении работ по массовой кадастровой оценке земельных участков на территории Иркутской области в отчете об оценке допущена техническая ошибка, выразившаяся в неправильном отнесении земельного участка с кадастровым <номер изъят> к 1-й группе видов разрешенного использования с применением удельного показателя кадастровой стоимости 3 623,17 рублей за 1 кв.м., поскольку данный земельный участок на момент массовой оценки имел вид разрешенного использования: «под объект, не завершенный строительством (административно-торговый комплекс)», который не относится к 1-й группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки».

Данная ошибка повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в государственный кадастр недвижимости, а в последующем в Единый государственный реестр недвижимости, что привело к нарушению прав и законных интересов Администрации города Иркутска, связанных с поступлениями налоговых доходов в бюджет муниципального образования «город Иркутск».

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание судом заявления об оспаривании такого решения обоснованным, а после 15 сентября 2015 г. – признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).

При этом в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления (статья 258 ГПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства с соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области от 25 апреля 2019 г. № 8.17 об отклонении заявления Администрации города Иркутска о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в связи с недостоверными сведениями не соответствует положениям указанных выше нормативных правовых актов и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем подлежит признанию незаконным.

На Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления Администрации города Иркутска.

В удовлетворении административных исковых требований об исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 57 957 252,00 рублей необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 227-228, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Администрации города Иркутска к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным решения от 25 апреля 2019 г. № 8.17 и исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 25 апреля 2019 г. № 8.17 в части достоверности сведений о земельном участке с кадастровым <номер изъят>, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Администрации города Иркутска о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят>, поступившего 5 апреля 2019 г.

В удовлетворении административных исковых требований Администрации города Иркутска об исправлении в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 1 января 2012 г. в размере 57 957 252,00 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий                                                           А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2019 г.

3а-93/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация г. Иркутска
Ответчики
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Другие
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области
Правительство Иркутской области
ООО "Тантал"
Гусев Владислав Анатольевич
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
29.05.2019Регистрация административного искового заявления
30.05.2019Передача материалов судье
30.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2019Судебное заседание
03.07.2019Судебное заседание
15.08.2019Судебное заседание
22.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2019Дело оформлено
15.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее