Решение по делу № 2-3792/2017 от 13.04.2017

Дело №2-3792/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2017 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Пашкиной О.А.

при секретаре Елкиной Ю.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о понуждении органа местного самоуправления к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения,

установил:

прокурор Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о понуждении органа местного самоуправления к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно о возложении на Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» обязанности расположить остановку общественного транспорта «Городская клиническая больница №3» напротив здания по <адрес> на расстоянии не менее 5 метров от пешеходного перехода в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Иск мотивирован следующим.

22 ноября 2016 года прокуратурой Ленинского района г. Ижевска совместно с должностными лицами Управления МВД России по г. Ижевску проведена проверка, в ходе которой обследован участок дороги по <адрес> в районе остановки общественного транспорта «Городская клиническая больница №3» напротив здания по <адрес>. В нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 вышеуказанный остановочный пункт на линиях автобуса размещен непосредственно перед наземным пешеходным переходом. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Совмещение пешеходного перехода с остановочными и посадочными площадками является прямым нарушением требований п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно которому остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно. Согласно п. 5.3.3.7 ГОСТ Р 52766-2007 длину остановочной площадки принимают в зависимости от одновременно стоящих транспортных средств из расчета 20 м на один автобус или троллейбус, но не более 60 м. Автомобильная дорога по данной улице относится к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения и лицом, обязанным содержать указанную автомобильную дорогу в безопасном состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дороги в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является Администрация муниципального образования «Город Ижевск».

Приведение улично-дорожной сети в соответствие с требованиями ГОСТ относится к компетенции Администрации муниципального образования «Город Ижевск», которая неисполнением требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу безопасным условиям передвижения по дорогам и нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных вблизи указанного остановочного комплекса.

Ссылаясь на ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона от 15.11.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 5.3.3.6, 5.3.3.7 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» прокурор Ленинского района г. Ижевска просит обязать Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» расположить остановку общественного транспорта «Городская клиническая больница №3» напротив здания по <адрес> на расстоянии не менее 5 метров от пешеходного перехода в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ижевска Ургарчев Т.Д. в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, окончательно просил суд обязать Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» в срок не позднее 01 ноября 2017 года расположить остановку общественного транспорта «Городская клиническая больница №3», находящуюся напротив здания по <адрес>, на расстоянии не менее 5 метров от пешеходного перехода в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Требования иска поддержал по основаниям, в нем изложенным, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Ижевск» Стрелкова К.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель третьего лица Управления МВД России по г. Ижевску о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьей 4 Федерального закона №196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Положения ст. ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

В силу ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст) распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Исходя из п. 2.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.

Согласно ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона №131-ФЗ).

Исходя из ч. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Как следует из п.п. 1, 5, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Как следует из ст. 2 Закона УР от 13.05.2005 №17-РЗ «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики», муниципальное образование – городское поселение «Город Ижевск» наделено статусом городского округа.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Город Ижевск» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ органом местного самоуправления является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Статьей 38 Устава муниципального образования «Город Ижевск» Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Ижевск») наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу приведенных норм права лицом, уполномоченным на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Ижевск», в том числе обеспечение безопасности дорожного движения на них и их содержание, является Администрация муниципального образования «Город Ижевск».

Таким образом, Администрация муниципального образования «Город Ижевск» уполномочена принимать решения по вопросам местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в связи с чем, является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Ижевска совместно с должностными лицами Управления МВД России по г. Ижевску проведена проверка, в ходе которой обследован участок дороги по <адрес> в районе остановки общественного транспорта «Городская клиническая больница №3» напротив здания по <адрес>. В нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 вышеуказанный остановочный пункт на линиях автобуса размещен непосредственно перед наземным пешеходным переходом. Указанные обстоятельства подтверждается материалами дела и представителем ответчика не оспариваются.

Наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью лиц, пользующихся общественным транспортом.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, включающая комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, относится к вопросам местного значения городского округа.

Кроме того, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Учитывая то, что остановка общественного транспорта расположена с нарушением п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 и устранение этого нарушения необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обоснованно предъявил указанные требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что бездействие органа местного самоуправления по неисполнению федерального законодательства в указанной сфере содержания автомобильных дорог местного значения является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц.

На основании приведенных нормативных актов суд находит требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» обязанности расположить остановку общественного транспорта «Городская клиническая больница №3», находящуюся напротив здания по <адрес>, на расстоянии не менее 5 метров от пешеходного перехода в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающегоответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленногосрока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1).

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливаетв решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (часть 2).

Срок, заявленный прокурором, в течение которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, суд находит разумным и достаточным для исполнения такой обязанности.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о понуждении органа местного самоуправления к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Ижевск» о понуждении органа местного самоуправления к совершению действий по обеспечению безопасности дорожного движения и о возложении на Администрацию муниципального образования «Город Ижевск» обязанности расположить остановку общественного транспорта «Городская клиническая больница №3», находящуюся напротив здания по <адрес> на расстоянии не менее 5 метров от пешеходного перехода в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» удовлетворить.

ОбязатьАдминистрацию муниципального образования «Город Ижевск» в срок не позднее 01 ноября 2017 года расположить остановку общественного транспорта «Городская клиническая больница №3», находящуюся напротив здания по <адрес> на расстоянии не менее 5 метров от пешеходного перехода в соответствии с требованиями п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение изготовлено судьей на компьютере в совещательной комнате 31 мая 2017 года.

Председательствующий судья: О.А. Пашкина

2-3792/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г.Ижевска
Ответчики
Администрация МО "город Ижевск"
Другие
УМВД по г.Ижевску
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
13.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2017Передача материалов судье
17.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2017Судебное заседание
31.05.2017Судебное заседание
31.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее