ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-6107/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Кузьмин А.В.
УИД 91RS0014-01-2022-002912-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Копаева А. А.
судей Кирюхиной М. А., Пономаренко А. В.,
при секретаре Мусийчук В. Ю.,
рассмотрела 6 июля 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипец Елены Андреевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 8 февраля 2023 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец Осипец Е. А. обратилась с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о перерасчете пенсии с учетом архивных справок № № от 19.05.2017 года, за период работы с февраля 1992 года по декабрь 2001 года в «Государственном специализированном коммерческом Сберегательном банке Украины».
В обоснование требований Осипец Е. А. указала, что решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ей было оказано в принятии указанных справок для перерасчета пенсии, ввиду отсутствия наименования денежной единицы, в которой была начислена заработная плата.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 08 февраля 2023 года иск Осипец Е. А. удовлетворен частично. Суд признал незаконным и отменил решение ГУ УПФР по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, обязав повторно рассмотреть заявление Осипец Е. А. от 14.05.2020 года об установлении пенсии с учетом сведений в справках № № от ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ОПФР по Республике Крым просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что сведения о суммах заработной платы отражаются с обязательным указанием денежных единиц.
Истец Осипец Е. А. в судебном заседании участи не принимала, о дате судебного заседания была уведомлена надлежащим образом. От представителя истца Железняковой И. К. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие истца, отказав в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель ответчика – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в судебном заседании участи не принимал, о дате судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Заслушав докладчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии с ч.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000–2001годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Судом установлено, что Осипец Е. А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.04.2020 года.
При обращении в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии от 14.05.2020 года, Осипец Е. А. представила архивные справки №№ от ДД.ММ.ГГГГ, за период работы с февраля 1992 года по декабрь 2001 года в «Государственном специализированном коммерческом Сберегательном банке Украины».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом отказано истцу в перерасчете страховой пенсии с учетом указанных архивных справок, в связи с отсутствием в них денежной единицы, в которой выплачивалась заработная плата.
В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из записей в трудовой книжке серии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Осипец Е. А. в период с 13.02.1992 года по 28.05.2010 года работала в «Государственном специализированном коммерческом Сберегательном банке Украины» (л.д.7-13).
Указанный период учтен ответчиком в стаж при назначении пенсии Осипец Е. А..
Согласно Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 18.01.1996 года N 1-1-У и от 20.08.1992 года N 1068-У, справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах (национальной валюте), в которых выплачивалась сумма заработка.
Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации N 1-68-У от 20 августа 1992 года "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии" предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
До вступления в законную силу Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года.
С 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года № 762/96 «О денежной реформе на Украине», опубликованном 29 августа 1996 года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть – копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 10000000 карбованцев на 1 гривну.
Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.
Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел «Курсы валют»), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992г. и по настоящее время.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 года № 1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик вправе был сам определить денежную единицу, указанную в справках.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, правильно оценил их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования истца в части признания незаконным и отмене решения пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда в указанной части.
Вместе с тем, вывод суда о возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления Осипец Е. А. о перерасчете пенсии с учетом сведений, отраженных в архивных справках № № от ДД.ММ.ГГГГ, за периоды работы с февраля 1992 года по декабрь 2001 года в «Государственном специализированном коммерческом Сберегательном банке Украины» в контексте заявленных исковых требований, создает правовую неопределенность при исполнении решения суда и ведет к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на ответчика по повторному рассмотрению заявления Осипец Е. А. о перерасчете страховой пенсии по старости следует отменить, так как вследствие неправильного применения норм материального права суд первой инстанции не определил и не установил юридически значимое для правильного разрешения заявленного спора обстоятельство, а именно с какого момента у Осипец Е. А. возникает право на перерасчет страховой пенсии с учетом размера заработка, указанного в архивных справках № № от ДД.ММ.ГГГГ, за период работы с февраля 1992 года по декабрь 2001 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
С заявлением о перерасчете пенсии с учетом архивных справок о заработной плате № № от ДД.ММ.ГГГГ, истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку перерасчет пенсии носит заявительный характер, судебная коллегия приходит к выводу о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет страховой пенсии Осипец Е. А. с ДД.ММ.ГГГГ с учетом архивных справок № № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 8 февраля 2023 года отменить в части возложения обязанности повторно рассмотреть заявление Осипец Елены Андреевны от 14 мая 2020 года.
Принять в указанной части новое решение.
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет пенсии Осипец Елене Андреевне с учетом сведений указанных в архивных справках № № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение Ленинского районного суда Республики Крым от 8 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий А. А. Копаев
Судьи