Дело №2-995/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Сорочинск 19.09.2019 года
Сорочинский районный суд Оренбургской области,
в составе председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
при секретаре Соколовой Н.В.,
с участием истца Палагуто Натальи Геннадьевны,
представителя ответчика отдела Министерства внутренних дел РФ по Сорочинскому городскому округу Дегтяревой Натальи Александровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Палагуто Натальи Геннадьевны к отделу Министерства внутренних дел РФ по Сорочинскому городскому округу о признании незаконным решения об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел
У С Т А Н О В И Л:
Истец Палагуто Н.Г. обратилась в Сорочинский районный суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований указала в заявлении, что с 16.03.2004 года по 08.02.2011 года она проходила службу в органах внутренних дел на должностях среднего начальствующего состава, 26.01.2011 года уволена со службы по собственному желанию.
В ноябре 2018 года она подала заявление о приеме на службу в органы внутренних дел, представив пакет всех необходимых документов. По результатам проведенных медицинского освидетельствования, а также обследования по профессиональному психологическому отбору она была признана годной к службе, однако 03.04.2019 года ей отказано в приеме на службу без указания причин. На ее обращение с просьбой указать такие причины ответа не последовало. Полагает, что ей незаконно отказано в приеме на службу, ее заявление было рассмотрено без надлежащего соблюдения порядка, предусмотренного ст.ст. 17-19 Федерального закона от 30.11.2011 года №342-ФЗ, а также приказа МВД РФ от 01.02.2018 года №50. При принятии решения не были учтены ее положительные характеристики, проступков, порочащих честь сотрудника внутренних дел, она не совершала.
Просит признать решение от 03.04.2019 года об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел незаконным.
В дальнейшем истец Палагуто Н.Г. дополнила основания своих исковых требований указанием на то, что конфиденциальной информацией (служебной тайной) могут быть признаны сведения, касающиеся действующих сотрудников органов внутренних дел, в отношении кандидатов таких ограничений нет. Кроме того, ответчиком не была ей предоставлена возможность ознакомиться с заключением проверки поданных ею документов и актом по результатам проверки.
В судебном заседании истец Палагуто Н.Г. поддержала свои требования, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Она обращалась в кадровую службу УМВД России по Оренбургской области с заявлением об ознакомлении ее с информацией, предоставленной ГУ СБ МВД России, но ей она предоставлена не была. Полагает, что при положительных заключениях и характеристиках информации ГУ СБ МВД России о нежелательности приема на службу недостаточно для отказа в приеме на службу в органы внутренних дел.
Представитель ответчика ОМВД РФ по Сорочинскому городскому округу Дегтярева Н.А., представляющая также интересы третьего лица УМВД России по Оренбургской области, с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать. Полагала, что решение об отказе в принятии истца на службу является законным, оно принято уполномоченным должностным лицом, в порядке, предусмотренном нормативными актами о прохождении службы, основано на полученной в ходе проведения проверок информации, в том числе и от ГУ СБ МВД России. Проверка по учетам ГУ СБМВД России проводилась на основании п. 32 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел РФ, утвержденного приказом МВД РФ от 01.02.2018 года №50, поскольку истец ранее являлась сотрудником полиции. При принятии решения об отказе в принятии на службу учитывались только установленные Федеральным законом и Порядком ограничения, никакие другие обстоятельства не учитывались, ответчик не отрицает, что по состоянию здоровья и результатам профессионального психологического исследования препятствий для приема на службу не имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября2011 года № 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступатьграждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности,происхождения, имущественного и должностного положения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, владеющие государственным языкомРоссийской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям,установленным данным федеральным законом, способные по своим личными деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровьявыполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В статье 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗопределен перечень документов, которые гражданин представляет вфедеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, еготерриториальный орган, подразделение для поступления на службу в органывнутренних дел, в том числе согласие, выраженное в письменной форме, наобработку персональных данных гражданина в целях изучения возможностиприема его на службу в органы внутренних дел (пункт 11 части 1 статьи 18Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел,требования, предъявляемые к кандидатам, предусмотрены такжеИнструкцией о порядке отбора граждан Российской Федерации и приемадокументов для поступления на службу в органы внутренних дел РоссийскойФедерации, утвержденной приказом МВД России от 18 июля 2014 года№ 595 (далее– Инструкция).
Основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу ворганы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу ворганы внутренних дел граждан, способных выполнять служебныеобязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высокомпрофессиональном уровне. Граждане, поступающие на службу в органывнутренних дел, должны владеть государственным языком РоссийскойФедерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ,быть способными по своим личным и деловым качествам, физическойподготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанностисотрудника органов внутренних дел (пункты 1, 2 Инструкции).
Пункт 31.3 указанной инструкции предусматривает проведениепроверки достоверности сообщенных кандидатом сведений по учетамГлавного управления собственной безопасности МВД России иподразделений собственной безопасности территориальных органов МВДРоссии.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года№ 342-ФЗ установлено, что уполномоченный руководитель в течение трехмесяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношениигражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющимгосударственную и иную охраняемую законом тайну, проверкойдостоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физическойподготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинскогоосвидетельствования (обследования) и проведения мероприятий попрофессиональному психологическому отбору.
Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданиномсведений может быть продлен уполномоченным руководителем до четырехмесяцев с письменным уведомлением об этом гражданина (часть 3 статьи 19Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября2011 года № 342-ФЗ по результатам рассмотрения документов,представленных гражданином для поступления на службу в органывнутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии,результатов психофизиологических исследований (обследований),тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врачанаркотических средств или психотропных веществ и злоупотребленияалкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки иличного поручительства уполномоченным руководителем принимается одноиз следующих решений:
1) о заключении с гражданином трудового договора с условием обиспытании, предусмотренном статьей 24 указанного федерального закона;
2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органахвнутренних дел;
3) о заключении с гражданином контракта;
4) о направлении гражданина для поступления в образовательнуюорганизацию высшего образования федерального органа исполнительнойвласти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;
5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних делили в направлении для поступления в образовательную организациювысшего образования федерального органа исполнительной власти в сферевнутренних дел для обучения по очной форме.
Из материалов дела усматривается, и это установлено в судебном заседании, что истец Палагуто Н.Г. ранее проходила службу в органах внутренних дел, уволена со службы по собственному желанию приказом от 08.02.2011 года №16-лс.
28.11.2018 года Палагуто Н.Г. обратилась к начальнику ОМВД России по Сорочинскому городскому округу с просьбой рассмотреть представленные ею документы с целью изучения возможности приема ее на службу в органы внутренних дел.
Согласно информационной справке помощника начальника ОМВД по Сорочинскому городскому округу (по работе с личным составом) ФИО1 в рамках проверочных мероприятий 05.12.2018 года направлены спецпроверки по ИЦ УМВД России по Оренбургской области, ФСБ, ГИАЦ МВД России, по месту жительства, ИАЗ. 06.12.2018 года направлен запрос в ИЦ УМВД России по Оренбургской области на архивное дело Палагуто Н.Г., 07.12.2018 года истец направлена на ВВК, согласно справке №102 от 17.01.2019 года - годна. 22.01.2019 года направлена на ППО, заключение №67 от 04.02.2019 года – рекомендуется. 11.01.2019 года направлена проверка ОРЧ СБ УМВД России по Оренбургской области, 03.04.2019 года врио начальника ОРЧ СБ УМВД России по Оренбургской области ФИО2 сообщает, что прием на службу в ОВД Палагуто Н.Г. считает нецелесообразным.
По результатам проверки помощником начальника ОМВД по Сорочинскому городскому округу (по работе с личным составом) ФИО1 дано заключение о нецелесообразности приема Палагуто Н.Г. на службу.
03.04.2019 года истцу направлено уведомление об отказе в приеме на службу.
Истец Палагуто Н.Г. считает отказ в приеме на службу незаконным ввиду нарушения порядка рассмотрения поданных ею документов и немотивированности.
Вместе с тем, в судебном заседании доводы истца своего подтверждения не нашли. Так, изучение поданных Палагуто Н.Г. документов производилось в соответствии с установленным порядком, регламентирующим прием на службу в органы внутренних дел. Запрос сведений в подразделении собственной безопасности являлся обоснованным, так как Палагуто Н.Г. раньше являлась сотрудником органа внутренних дел, проведение такой проверки предусмотрено пунктом 31.3 Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, а также п. 32 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел РФ.
Отказ в приеме Палагуто Н.Г. на службу мотивирован нецелесообразностью в связи с имеющейся оперативной информацией, поступившей из ГУ СБ МВД России. Данное основание не является дискриминационным, не нарушает право равного доступа к поступлению на службу в органы внутренних дел. Представитель ответчика Дегтярева Н.А. подтвердила в суде, что при принятии решения в отношении Палагуто Н.Г. начальник ОМВД по Сорочинскому городскому округу руководствовался только требованиями и ограничениями, содержащимися в правовых актах.
Довод истца Палагуто Н.Г. о том, что при положительных заключениях иных проверок одной только информации из органов собственной безопасности недостаточно для отказа в приеме на службу, суд отклоняет как необоснованный. Служба в органах внутренних дел является особым видомгосударственной службы, направлена на реализацию публичных интересов,что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этихорганах, специального правового статуса, обусловленного выполнениемконституционно значимых функций по обеспечению правопорядка иобщественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статуссотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправеустанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе ких личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленныезадачами, принципами организации и функционирования органоввнутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанныхлиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерацииот 6 июня 1995 года № 7-П).
При таких обстоятельствах с учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание особый характер и предназначение службы в органах внутренних дел, суд приходит к выводу о том, что истцу обоснованно отказано в приеме на службу в органы внутренних дел, поскольку данное решение было принято руководителем, наделенным полномочиями по рассмотрению документов, представленных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, и по принятию по этим документам решения, и основано на данных, полученных по результатам проверки достоверности сообщенных гражданином сведений, исходя в том числе из информации, полученной от подразделения собственной безопасности МВД России, на оценке его личных и деловых качеств.
Также суд отклоняет доводы истца о том, что ей не была предоставлена возможность ознакомления с заключением по проверке поданных ею документов. Материалы дела не содержат доказательств обращения истца с такой просьбой к ответчику, она лишь обращалась за разъяснением причин отказа в приеме на службу, разъяснение в письменном виде было дано 28.06.2019 года. Кроме того, заключение по результатам проверки было приобщено ответчиком к материалам настоящего дела, копию данного заключения истец также получила.
С учетом изложенного, суд считает отказ ответчика в приеме истца на службу законным и обоснованным, а потому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Палагуто Натальи Геннадьевны о признании незаконным решения об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Сорочинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Р.Р. Кучаев
Мотивированное решение составлено 24.09.2019 года.