Дело № 2-1141/2022 копия
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2022 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Яубатуровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к администрации Лысьвенского городского округа о возложении обязанности предоставить им жилое помещение по договору социального найма общей площадью 61,1 кв.м. в <адрес> края.
В обоснование требований указали, что ФИО2 и членам ее семьи в связи с нуждаемостью в жилом помещении в ноябре 1993 года на основании ордера была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 61,1 кв.м. В ордер в качестве членов семьи были включены сын ФИО3 и сын ФИО6 Все были зарегистрированы в жилом помещении, своевременно вносили плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Документы о предоставлении квартиры были оформлены надлежащим образом, однако ни распоряжение о предоставлении квартиры, ни ордера на вселение не сохранилось. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 снят с регистрационного учета. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Жильцы из указанного жилого дома были выселены, дом снесен в 2016 году. Ссылаясь на данные обстоятельства, просят предоставить им по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, площадью не менее 61,1 кв.м.
Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика администрации Лысьвенского городского округа ФИО7 в судебном заседании пояснила, что жилое помещение по адресу: <адрес> по данным Единого реестра муниципальной собственности является муниципальной собственностью муниципального образования «Лысьвенский городской округ». Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Многоквартирный жилой дом по <адрес> включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы. Истцы на учете в общегородской очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в администрацию Лысьвенского городского округа с заявлением о предоставлении ей жилого помещения взамен аварийного, однако в настоящее время у администрации нет возможности предоставить помещение соответствующей площадью по договору социального найма, так как отсутствуют свободные благоустроенные муниципальные жилые помещения. На период ожидания решения вопроса по предоставлению жилого помещения администрацией Лысьвенского городского округа с ФИО2 заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда по адресу: <адрес>
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, квартира по адресу: <адрес> г., Лысьва <адрес> «а», <адрес> общей площадью 61,1 кв.м. является муниципальной собственностью муниципального образования «Лысьвенский городской округ» (л.д. 43).
На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-46) ФИО2 на семью из трех человек, в том числе сыновьям ФИО6, ФИО3 была предоставлена квартира в <адрес> по адресу: <адрес> «а», <адрес>.
Факт проживания в жилом помещении по адресу <адрес> «а», <адрес> 1993 года ФИО2, ФИО6, ФИО3 подтверждаются наличием сведений в паспорте гражданина Российской Федерации на имя ФИО2 (л.д. 14), справкой специалиста по регистрационному учету от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), адресной справкой на имя ФИО3 (л.д. 31).
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> «а» признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 44).
Постановлением администрации Лысьвенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в рамках Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п многоквартирный дом по адресу: <адрес> «а», включен в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на 2019-2024 г.г.(л.д.56-66).
Как видно из сведений ГБУ «ЦТИ ПК», выписок из ЕГРН (л.д. 27-28, 32) истцы ФИО2, ФИО3 не имеет в собственности иных жилых помещений.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Из содержания приведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Кроме того, из указанных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
Анализируя представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи суд приходит к выводу о том, что жилой дом, в котором на законных основаниях проживали истцы, признан в установленном порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу, следовательно, администрация Лысьвенского городского округа, как орган местного самоуправления принявший решение о сносе дома, обязана предоставить благоустроенное жилое помещение.
При этом суд исходит из того, что предоставление помещения носит компенсационный характер, т.е. другое жилое помещение должно быть равнозначным, ранее занимаемому как по площади (общей и жилой), так и по количеству используемых для проживания помещений. Предоставление жилого помещения, отличного от ранее занимаемого, приведет к изменению потребительских качеств предлагаемого к переселению жилья, что повлечет ущемление жилищных прав граждан, которые не по своей воле лишаются возможности пользоваться прежним жилым помещением. Кроме того, правовое значение имеет соответствие предоставляемого помещения санитарным и техническим правилам и нормам.
То обстоятельство, что у ответчика нет денежных средств на приобретение жилого помещения для истцов, не может служить основанием к отказу в иске, и не умаляет прав истцов на предоставление во внеочередном порядке иного жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому.
При этом, при определении площади подлежащего предоставления жилого помещения суд руководствуется представленными в материалы дела документами, подтверждающими площадь жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> а именно: выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д. 43), а также данными технического паспорта на жилой дом (л.д. 33-35), их которых следует, что площадь жилого помещения, ранее занимаемого истцами на условиях договора социального найма, составляет 61,1 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
обязать Администрацию Лысьвенского городского округа предоставить ФИО2, ФИО3 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 61,1 кв.м. в <адрес> края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна.
Судья Н.Р. Войтко