Дело № 2-844/2019
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 19 ноября 2019 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Железновой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,
с участием ответчика Белогуб С.Е.,
представителя третьего лица ООО «Геометрикс» Попова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Белогуб С.Е. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Белогуб С.Е. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
Требования мотивированы тем, что согласно сведениям ЕГРП ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>», поле №, <данные изъяты>. Границы указанного земельного участка частично пересекаются с землями лесного фонда <адрес>, урочище бывший колхоз <данные изъяты>», Любинского сельского участкового лесничества Любинского лесничества квартал <данные изъяты>
Просили истребовать из незаконного владения ответчика в пользу истца земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., место расположения земельного участка: <адрес> АОЗТ <данные изъяты>», поле №, <данные изъяты> частично входящий в состав земельного участка лесного фонда <адрес>, урочище бывший колхоз <данные изъяты> Любинского сельского участкового лесничества Любинского лесничества квартал <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца Федерального агентства лесного хозяйства Ким М.Ю. участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования поддержала.
Ответчик Белогуб С.Е. в судебном заседании заявленные требования не признала. Суду показала, что с ДД.ММ.ГГГГ у неё в собственности имеется земельный участок с кадастровым номером № предоставленный АОЗТ «<данные изъяты>». В ДД.ММ.ГГГГ году она провела его межевание, в ходе которого были уточнены границы и площадь земельного участка. В ходе проведения кадастровых работ границы участка согласовали все заинтересованные лица, возражений ни у кого не было. Земельный участок представляет собой пашню, небольшие пролески не включены в границы ее земельного участка, что видно на карте. Кроме того, граница земельного участка со стороны лесного массива согласована с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В связи с указанным, требования истца в отношении спорного земельного участка считает необоснованными.
Представитель третьего лица ООО «Геометрикс» Попов А.В. в судебном заседании показал, что работники ООО «Геометрикс» по заказу Белогуб С.Е. проводили кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером №. Порядок проведения межевых работ кадастровым инженером не нарушен, границы участка были согласованы, пересечения с землями лесного фонда не выявилось.
Представитель третьего лица Главного управления лесного хозяйства Омской области в судебном заседании участия не принимал, возражений и ходатайств не представил.
Третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
С учетом положений ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представивших.
Выслушав ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а именно: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, из состава земель лесного фонда.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли лесного фонда.
Земли, указанные в пункте 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, закон предусматривает исключительно целевой порядок использования земли, определяющий ее правовой режим.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.
В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Гражданам лесные участки предоставляются в порядке, предусмотренном Главой 6 Лесного кодекса РФ, в аренду, безвозмездное пользование.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Согласно ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно ч. 2 ст. 68.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
В силу ч. 2 ст. 68.2 Лесного кодекса РФ границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
Согласно ч. 1, 2 ст. 69.1 Лесного кодекса РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В силу ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Согласно ч. 1, 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда учитываются в государственном лесном реестре, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.В соответствии со ст. 4.2 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда, назначение: для размещения лесной растительности, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, урочище бывший совхоз «<данные изъяты>» №№ кварталов с <данные изъяты>, Любинского сельского участкового лесничества Любинского лесничества, кадастровый №.
Белогуб <данные изъяты>», поле №, № Назначение объекта: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, что также подтверждается кадастровым делом земельного участка. Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ Белогуб С.Е. являлась собственником земельного участка по адресу поле № <адрес> АОЗТ Пролетарское.
В ДД.ММ.ГГГГ году Белогуб С.Е. произведено межевание спорного земельного участка с целью уточнения границ и площади земельного участка, в ходе которого границы уточняемого земельного участка согласованы со смежными землепользователями. Кроме того, межевой план был направлен на согласование в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом Омской области.
В Выписке из Единого государственного реестра недвижимости категория спорного земельного участка указана как «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
В выписке из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым номером № (категория земель- земли сельскохозяйственного назначения) пересекает границы лесного участка с кадастровым номером № расположенного на территории <адрес>, Любинский муниципальный район, Любинского лесничества, Любинского сельского участкового лесничества урочища бывший совхоз «Пролетарский» кварталы №, №
Согласно приказу Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении количества лесничеств на территории Омской области и установлении их границ», определены границы Любинского сельского участкового лесничества Любинского лесничества Омской области.
В лесоустроительных материалах имеются данные о том, что спорный земельный участок частично включен в квартал <данные изъяты>
ФГБУ «Рослесинфорг» осуществил графическое совмещение материалов лесоустройства с земельным участком с кадастровым номером № месторасположение земельного участка: <адрес>, АЗОТ «<данные изъяты>
По результатам указанного совмещения выявлено, что границы спорного земельного участка частично пересекаются с землями лесного фонда <адрес>, урочище бывший колхоз «Пролетарский» квартал <данные изъяты>
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ земельный участок должен относиться только к одной категории земель и образование земельного участка, относящегося одновременно к двум категориям земель, недопустимо.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ " О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.
В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 21 сентября 2017 года № 1793-О указал, что кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Между тем в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.
Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель ". Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ " О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - суды должны оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей, в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 ГК Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П, положение пункта 1 статьи 302 ГК Российской Федерации соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой им предусматривается право собственника истребовать принадлежащее ему имущество от добросовестного приобретателя в случае, когда это имущество выбыло из владения собственника помимо его воли (за исключением случая истребования жилого помещения, являвшегося выморочным имуществом, от добросовестного приобретателя по иску публично-правового образования, которое не предприняло в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности своевременных мер по установлению выморочного имущества и надлежащему оформлению своего права собственности на него), причем "добросовестный приобретатель" по конституционно-правовому смыслу данного понятия применительно к недвижимому имуществу - это приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что приобретатель знал об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявил должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых мог узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.
Судом установлен факт возникновения по основаниям, установленным законом права собственности у ответчика Белогуб С.Е. на земельный участок с кадастровым номером №, поскольку ответчик приобрел спорный земельный участок путем совершения гражданско-правовых сделок, предусмотренных действующим законодательством, его право на спорный земельный участок приобретено до ДД.ММ.ГГГГ, доказательств того, что у отчуждателей спорного земельного участка отсутствовало право на распоряжение ими, истцом не представлено. Спорный земельный участок учтен в Едином государственном реестре недвижимости по категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, в связи с чем не может быть отнесен к землям лесного фонда.
С учетом изложенного, суд считает, что истцом не представлено доказательств нахождения спорного земельного участка на землях государственного лесного фонда, выбытия их из владения собственника - Российской Федерации помимо его воли и последующего отчуждения лицом, не имеющим на это право.
Таким образом, нарушений права собственности Российской Федерации в отношении спорного земельного участка при установлении его границ и передаче его в собственность Белогуб С.Е. не установлено, соответственно оснований для применения положений ст. ст. 167, 168 ГК РФ для оспаривания права собственности ответчика на земельный участок не имеется, в связи с чем требования истца об истребовании из чужого незаконного владения ответчика спорного земельного участка удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к Белогуб С.Е. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Л.В. Железнова