Дело № 2-900/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 23 апреля 2015 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре Немченко Т.Ю.,
с участием представителя заявителя Молчанова И.В. – Молчановой Т.Ф. по доверенности, представителя заинтересованного лица – администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района – Денисовой И.Л. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Молчанова И.В. об оспаривании решения органов местной власти,
УСТАНОВИЛ:
Молчанов И.В. обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указал, что 23.07.2009г., между ним и администрацией МО Темрюкский район был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 80 кв.м, расположенного в г.Темрюк, ул. Анджиевского, под установку и эксплуатацию торгового павильона. Договор был зарегистрирован в Управлении ФРС по <адрес> от 08.09.2009г.
14.12.2010г., главой администрации муниципального образования Темрюкский район было вынесено постановление № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г.Темрюк, ул. Анджиевского» в соответствии с которым, вид разрешенного использования земельного участка сменился с «для установки и эксплуатации торгового павильона» на «для строительства и эксплуатации торгового павильона».
На основании данного постановления было заключено дополнительное соглашение № от 31.03.2011г. к договору аренды. Данное соглашение было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 21.04.2011г. Также, внесены изменения в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю.
В последующем, заявитель обратился в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района с заявлением о выдаче градостроительного плана на данный участок. Там, заявителю пояснили, что его участок расположен в рекреационной зоне, зоне зеленных насаждений общего и ограниченного пользования внутриквартального озеленения «Р-1», где в основных видах не предусматривается размещение и строительство торговых павильонов, поэтому ему необходимо обратиться в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района с заявлением о внесении изменения в правила землепользования и застройки Темрюкского городского поселения Темрюкского района в части населенного пункта г.Темрюк: изменение части зоны зеленных насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения «Р-1» в кадастровом квартале № на территориальную зону многофункциональной общественно-деловой застройки «ОД-1».
Обратившись с заявлением о внесении изменения в правила землепользования и застройки, комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки отклонила вопрос заявителя.
13.06.2012г., глава администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района вынес постановление об отклонении предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки в части границ земельного участка заявителя № 508. Постановление было вынесено на основании решения заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 06.04.2012г., в котором говорилось, что вопрос о внесении изменения в Правила землепользования возможно рассмотреть после того, как будет приведен в соответствие генеральный план Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
06.11.2014г., заявитель обратился в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района с заявлением о внесении изменения в генеральный план Темрюкского городского поселения Темрюкского района в части изменения территориальной зоны участка зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения «Р-1» в кадастровом квартале № (площадью 80 кв.м, расположенного в г. Темрюк, ул. Анджиевского, под установку и эксплуатацию торгового павильона) на территориальную зону многофункциональной общественно-деловой застройки «ОД-1».
Однако, 25.12.2014г., администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района письмом уведомила заявителя об отказе во внесении изменения в генеральный план, сославшись на то, что бюджетом 2014г. администрации не предусмотрено внесение изменений в генеральный план Темрюкского городского поселения.
Заявитель считает, что данное решение принято незаконно и необоснованно и подлежит отмене, так как ранее, им были получены все необходимые согласования с соблюдением действующего законодательства.
В заявленных требованиях, Молчанов И.В. просит:
- признать незаконным решение администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района об отказе внести изменения в генеральный план Темрюкского городского поселения Темрюкского района в части изменения территориальной зоны участка зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения «Р-1» в кадастровом квартале № (площадью 80 кв.м, расположенного в г. Темрюк, ул. Анджиевского, под установку и эксплуатацию торгового павильона) на территориальную зону многофункциональной общественно-деловой застройки «ОД-1»;
- обязать администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района внести изменения в генеральный план Темрюкского городского поселения Темрюкского района в части изменения территориальной зоны участка зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения «Р-1» в кадастровом квартале № (площадью 80 кв.м, расположенного в г. Темрюк, ул. Анджиевского, под установку и эксплуатацию торгового павильона) на территориальную зону многофункциональной общественно-деловой застройки «ОД-1».
В судебном заседании, представитель заявителя Молчанова И.В. – Молчанова Т.Ф., заявленные требования поддержала в полном объёме, сославшись на те же обстоятельства, также, суду пояснила, что ею с супругом (заявителем по настоящему делу) было подано заявление на выделение этого земельного участка, земельные участки выделялись через торги, изначально участок был выделен в районе остановочного комплекса, администрация выделила земельный участок неверно, потом земельный участок передвинули на 200-500 метров, сейчас он находится в яру. Земельный участок был выделен для установки и эксплуатации торгового павильона, сейчас земельный участок под торговым павильоном находится в яме, там водянистая зона, осуществление установки павильона там не возможно, необходимо делать капитальный фундамент. Истец обратился за изменением целевого использования земельного участка, его изменили, проходили публичные слушаниями. Когда обратились за разрешением на строительство, им отказали, мотивируя это тем, что генплан новый, данная зона не ОД-1. Процесс по изменению целевого назначения был начат еще до утверждения генерального плана, администрация знала, что земельный участок формируется, но утвердила при этом генплан, земельный участок был сформирован до утверждения генерального плана, истец 10 лет платит арендную плату, получается ни за что, так как никаких действий с землей производить не может.
Представитель заинтересованного лица – администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, Денисова И.Л., в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласилась и в их удовлетворении просила отказать полностью, суду пояснила, что в том месте, где расположен земельный участок заявителя, находится зона зеленых насаждений, генплан был утвержден в ноябре 2010 года, он изменил целевое использование позже. Генплан утверждается не менее чем на 20 лет, чтобы внести в него изменения, необходимо проводить публичные слушания с учетом мнения граждан и администрации, в настоящее время планируется выйти на субсидирование для внесения изменений в генплан, администрация может только предложить варианты внесения изменений, нужно пройти согласование. 19 декабря данный вопрос был вынесен на комиссию, почему заявителя об этом не информировали - не может пояснить. Присутствовала ли администрация города, когда проводились публичные слушания в муниципальном образовании по поводу изменения вида разрешенного использования для строительства павильона – пояснить также не может. В 2010 году генплан был утвержден, когда вносились изменения - пояснить не может.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что заявление Молчанова И.В. подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании постановления администрации МО Темрюкский район № от 23.07.2009г., между ним и администрацией МО Темрюкский район был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 80 кв.м, расположенного в г.Темрюк, ул. Анджиевского, под установку и эксплуатацию торгового павильона. Договор был зарегистрирован в Управлении ФРС по Краснодарскому краю от 08.09.2009г.
14.12.2010г., главой администрации муниципального образования Темрюкский район было вынесено постановление № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г.Темрюк, ул. Анджиевского» в соответствии с которым, вид разрешенного использования земельного участка сменился с «для установки и эксплуатации торгового павильона» на «для строительства и эксплуатации торгового павильона».
На основании данного постановления было заключено дополнительное соглашение № от 31.03.2011г. к договору аренды. Данное соглашение было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 21.04.2011г. Также, внесены изменения в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю.
В последующем, заявитель обратился в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района с заявлением о выдаче градостроительного плана на данный участок. Там, заявителю пояснили, что его участок расположен в рекреационной зоне, зоне зеленных насаждений общего и ограниченного пользования внутриквартального озеленения «Р-1», где в основных видах не предусматривается размещение и строительство торговых павильонов, поэтому ему необходимо обратиться в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района с заявлением о внесении изменения в правила землепользования и застройки Темрюкского городского поселения Темрюкского района в части населенного пункта г.Темрюк: изменение части зоны зеленных насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения «Р-1» в кадастровом квартале № на территориальную зону многофункциональной общественно-деловой застройки «ОД-1».
Обратившись с заявлением о внесении изменения в правила землепользования и застройки, комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки отклонила вопрос заявителя.
13.06.2012г., глава администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района вынес постановление об отклонении предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки в части границ земельного участка заявителя № 508. Постановление было вынесено на основании решения заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 06.04.2012г., в котором говорилось, что вопрос о внесении изменения в Правила землепользования возможно рассмотреть после того, как будет приведен в соответствие генеральный план Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
06.11.2014г., заявитель обратился в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района с заявлением о внесении изменения в генеральный план Темрюкского городского поселения Темрюкского района в части изменения территориальной зоны участка зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения «Р-1» в кадастровом квартале № (площадью 80 кв.м, расположенного в г. Темрюк, ул. Анджиевского, под установку и эксплуатацию торгового павильона) на территориальную зону многофункциональной общественно-деловой застройки «ОД-1».
Однако, 25.12.2014г., администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района письмом уведомила заявителя об отказе во внесении изменения в генеральный план, сославшись на то, что бюджетом 2014г. администрации не предусмотрено внесение изменений в генеральный план Темрюкского городского поселения.
Суд не может согласиться с таким решением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района по следующим основаниям.
Генеральный план города Темрюка утвержден XXIV сессией 1-го созыва Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 24.04.2007г. № «Об утверждении генерального плана». Решение об утверждении генерального плана было опубликовано в газете «Тамань» 03.05.2007г. № (9183).
Правила землепользования и застройки Темрюкского городского поселения Темрюкского района в части населенного пункта г. Темрюк были утверждены решением Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 26.01.2010г. и также опубликованы в газете «Тамань».
Генеральный план Темрюкского городского поселения Темрюкского района был утвержден решением Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 23.11.2010г. и опубликован в газете «Тамань» от 27.11.2010г.
В июне 2010г. Молчанов И.В. обратился в администрацию муниципального образования Темрюкский район с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного участка с «для установки и эксплуатации торгового павильона» на «для строительства и эксплуатации торгового павильона».
12.07.2010г. заявителем получено согласование с Управлением автомобильных дорог Краснодарского края.
25.10.2010г. Управлением по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования Темрюкский район было вынесено заключение № о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка.
16.11.2010г. глава муниципального образования Темрюкский район вынес Постановление № «О назначении публичных слушаний в муниципальном образовании Темрюкский район по вопросу «Об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования», 23.11.2010г. в газете «Тамань» было опубликовано данное постановление.
Согласно протоколу публичных слушаний от 03.12.2010г. № были одобрены изменения, вносимые на спорный участок.
14.12.2010г., главой администрации муниципального образования Темрюкский район было вынесено постановление № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» в соответствии с которым, вид разрешенного использования земельного участка сменился с «для установки и эксплуатации торгового павильона» на «для строительства и эксплуатации торгового павильона».
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в кадастровом квартале №, согласно правилам землепользования и застройки Темрюкского городского поселения, расположен в зоне зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения «Р-1», которая не предусматривает строительство магазина.
В силу пункта 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки разрабатываются для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий и развития муниципальных образований. Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Что касается информации, которая указывается в архитектурно-планировочном задании, то это, в частности, разрешенное использование земельного участка, границы планируемого размещения архитектурного объекта, информация об условиях подключения архитектурного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, линии дорог, улиц, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы застроенных земельных участков, границы зон действия публичных сервитутов и т.п. Как уже отмечалось выше, строительство архитектурного объекта должно осуществляться с учетом той категории земель, к которой относится земельный участок, вида разрешенного использования земель, также должны строго соблюдаться границы планируемого размещения архитектурного объекта. Кроме того, при планировании размещения архитектурного объекта следует учитывать расположение линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, которые могут быть задействованы при строительстве, а затем эксплуатации архитектурного объекта.
Архитектурно-планировочное задание содержит также и экологические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические требования к архитектурному объекту. Сразу обращает на себя внимание тот факт, что исходя из данного положения перечень требований к архитектурному объекту, указанных в архитектурно-планировочном задании, является исчерпывающим.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. При этом, согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как следует из положений пунктов 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитальною строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство.
Однако, в спорной ситуации, правоотношения по формированию земельного участка под строительство торгового павильона (Заключение № 2078 от 25.10.2010г. о возможности изменения вида разрешенного использования земельного, Постановление № 2364 от 16.11.2010г. «О назначении публичных слушаний в муниципальном образовании Темрюкский район по вопросу «Об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования») возникли еще до вступления в действие генерального плана Темрюкского городского поселения.
При таких обстоятельствах, судом усматривается нарушение прав заявителя на использование земельного участка в соответствии с его назначением.
Одновременно, учитывая положения пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, в силу которых земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Положения указанной нормы согласуются с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пунктом 1 статьи 2.2. Правил землепользования и застройки.
В рассматриваемом случае, доказательств того, что строительство торгового павильона на земельном участке с кадастровым номером № представляет опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, суду не представлено.
Кроме того, доводы администрации об отсутствии денежных средств в бюджете не могут являться законным основанием для отказа внесения изменения в генеральный план.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение, принятое администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района, не соответствует Градостроительному кодексу РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем, поскольку градостроительным законодательством регламентирован порядок внесения изменений в генеральный план и в правила землепользования и застройки, суд не может, удовлетворяя требования заявителя, возложить на заинтересованное лицо обязанность по выполнению каких-либо конкретных действий. Суд, установив, что незаконными действиями заинтересованного лица были допущены нарушения прав заявителя, вправе лишь возложить на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения в полном объеме и при этом, исполняя решение суда, заинтересованному лицо необходимо руководствоваться нормами действующего градостроительного и земельного законодательства, применяемыми в аналогичных случаях и в соответствующей сфере деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Молчанова И.В. об оспаривании решения органов местной власти – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района об отказе внести изменения в генеральный план Темрюкского городского поселения Темрюкского района в части изменения территориальной зоны участка зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, внутриквартального озеленения «Р-1» в кадастровом квартале № (площадью 80 кв.м, расположенного в г. Темрюк, ул. Анджиевского, под установку и эксплуатацию торгового павильона) на территориальную зону многофункциональной общественно-деловой застройки «ОД-1».
Обязать администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района устранить допущенные нарушения прав Молчанова И.В. в полном объёме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 27.04.2015 года.
Председательствующий: С.А. Назаренко