Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2015г. Кировский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой
при секретаре Д.В.Максимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ушакова ФИО9 к администрации г.Астрахани о признании действий администрации незаконными, признании недействительными градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
Ушаков Е.И. обратился в суд с иском, указав, что он является собственником земельного участка по адресу: <адрес> с расположенным на нем двухэтажным зданием магазина с верхним жилым этажом.
На смежном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> «а», собственником которого является ФИО8, находится трехэтажный жилой дом с магазином, принадлежащий ФИО8.
Земельный участок по ул. <адрес>ю 420 кв.м предоставлен Боронину О. И. в 2007 году для эксплуатации уже существующего жилого дома с магазином.
Между домами по <адрес> и <адрес> имеется разрыв шириной 5,98 метров, где Борониным О. И. в начале мая 2015 года начато строительство нового объекта.
Администрацией города Астрахани Боронину О. И. выдан градостроительный план земельного участка в целях строительства магазина, а также разрешение на строительство N RU 30301000 - 16 от 25.03.2015, о чем ему стало известно в начале мая 2015 года.
Полагает, что на чертеже градостроительного плана земельного участка, выданного Боронину О. И., не отображены данные о расположенном на смежном земельном участке его здании, а также место допустимого размещения строительства указано без учета требований градостроительных регламентов о минимальных отступах от границ смежного земельного участка, принадлежащего ему.
В противном случае у администрации не было бы оснований утверждать о соответствии проектной документации застройщика Боронина О.И. требованиям градостроительного плана земельного участка, исходя из чего оспариваемый градостроительный план земельного участка является недействительным, поскольку не соответствует требованиям закона.
В результате допущенного нарушения Борониным О. И. возводится здание магазина на расстоянии менее 0,6 - 0,7 метра от уже построенного здания, в то время как такое расстояние должно составлять не менее 6-ти метров согласно требованиям эксплуатации, пожарной безопасности, а также санитарным правилам.
Оспариваемое разрешение на строительство выдано Боронину О. И. в нарушение п. 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно, при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, в связи с чем является недействительным.
Тот факт, что при обращении Боронина О. И. в администрацию города Астрахани за выдачей разрешения на строительство им были представлены все необходимые документы для получения разрешения на строительство магазина, сам по себе не является безусловным основанием для выдачи оспариваемого разрешения.
Истец просит признать незаконными действия администрации г.Астрахани по выдаче Боронину О.И. разрешения на строительство, признать недействительными градостроительный план земельного участка, выданный администрацией города Астрахани Боронину О.И. в целях строительства магазина на земельном участке по <адрес>; разрешение на строительство N RU 30301000 - 16 от 25.03.2015, выданное администрацией города Астрахани Боронину О.И..
В судебном заседании представитель истца Пряхина Е.Л. доводы иска подержала. Истец ранее представил заявление о рассмотрения дела в его отсутствие.
Представители администрации г.Астрахани, управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г.Астрахани Антонова О.А., Магомедов Ш.А. исковые требования не признали.
Боронин О.И. также с исковыми требованиями не согласился.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, истец является собственником земельного участка по адресу: <адрес> с расположенным на нем двухэтажным зданием магазина с верхним жилым этажом.
На смежном земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> «а», собственником которого является Боронин О. И., находится трехэтажный жилой дом с магазином, принадлежащий Боронину О. И..
Земельный участок по ул. <адрес>ю 420 кв.м предоставлен Боронину О. И. в 2007 году для эксплуатации жилого дома с магазином.
Между домами по <адрес> и <адрес> имеется разрыв, где Борониным О. И. в начале мая 2015 года начато строительство нового объекта.
При этом на указанном месте существовал ранее принадлежащий Боронину О.И. магазин, что подтверждается регистрационным удостоверением от 10.11.1997.
На месте снесенного магазина Боронин О.И. стал осуществлять строительство помещения без проектной документации и разрешения. Решением Кировского суда г.Астрахани от 24.11.2008 удовлетворены исковые требования Ушакова Е.И. к Боронину О.И. о сносе самовольной постройки.
После исполнения решения суда Боронин О.А. обратился в администрацию города с заявлением о разработке градостроительного плана земельного участка по ул.Свердлова 117а и выдаче разрешения на строительство.
Администрацией города Астрахани Боронину О. И. выдан градостроительный план земельного участка в целях строительства магазина, а также разрешение на строительство N RU 30301000 - 16 от 25.03. 2015.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности предусмотрены ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов в области градостроительной деятельности, относятся, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Статьей 44 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена необходимость подготовки градостроительных планов земельных участков применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам, в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, а также информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.
Статьей 46 Градостроительного кодекса установлена обязанность органов местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, осуществить в течение тридцати дней со дня поступления обращения подготовку градостроительного плана земельного участка, утверждение и предоставление его бесплатно заявителю.
В соответствии с ч. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного паспорта земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.
Таким образом, градостроительный план носит исключительно информационный характер, поэтому на стадии выдачи градостроительного плана не рассматривается вопрос о возможности использования земельного участка для строительства. Как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи заявителю не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования.
Поскольку градостроительный план земельного участка не является документом, устанавливающим какие-либо права и ограничения в отношении земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных на нем, а является исключительно информационным документом, он не может быть оспорен в рамках заявленных требований истца, в связи с чем в этой части иск удовлетворению не подлежит.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Из положений ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса следует, что для получения разрешения на реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт необходимо предоставление в указанный в статье орган заявления вместе с пакетом документов, включая проектную документацию по осуществляемым работам, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
На основании ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; и выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (ч. 13 ст. 51 Кодекса).
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, в том числе пояснения представителя ГУ МЧС России по Астраханской области, суд приходит к выводу о том, что при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство Боронину О.И. была проведена проверка представленных им для получения разрешения на строительство документов, учитывая, что документы соответствовали установленному законом перечню, каких-либо оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имелось. Требования закона при выдаче оспариваемого разрешения на строительство нарушены не были, разрешенное использование земельного участка соответствует определенной для него категории зоны в рамках градостроительного зонирования.
Таким образом, оспариваемое разрешение выдано органом местного самоуправления в пределах компетенции, на основании представленных и требуемых в соответствии с законодательством документов, доказательств допущения каких-либо нарушений при выдаче разрешения на строительство, отвечающих требованиям относимости, достоверности и допустимости, истцом не представлено.
Помимо прочего, суд отмечает, что оспариваемое разрешение на строительство было выдано до 15.07.2015, на сегодняшний день решение о продлении разрешения на строительство не принято.
Кроме того, доводы истца о не соблюдении минимальных противопожарных разрывов суд не может принять во внимание. Как было указано, положениями ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что для получения разрешения на строительство застройщик направляет заявление в уполномоченный орган и прикладывает документы в соответствии с перечнем. В случае отсутствия этих документов уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство. Поскольку требовать иные документы для получения разрешения на строительство не допускается, правовые основания для отказа в выдаче разрешения Боронину О.И. у администрации города отсутствовали.
Руководствуясь ст.ст.194,196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Ушакова ФИО10 к администрации г.Астрахани о признании действий администрации незаконными, признании недействительными градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.
Судья: