35RS0010-01-2022-015195-56
Дело № 2-85/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Чагода 07 апреля 2023 года
Бабаевский районный суд Вологодской области в составе судьи Глатенко Ю.В., при секретаре Евсютиной Е.А., с участием истца Федорова С.А. и его представителя Ершовой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова С.А. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области о признании решения незаконным, возложении обязанности
установил:
Федоров С.А. обратился в суд с иском к ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации поВологодской области, в котором просил признать незаконным решение ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включив в его специальный страховой стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя № пожарной части <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации. Также истец просил взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Определением суда от 01.02.2023, занесенным в протокол судебного заседания, Главное управление МЧС России по <адрес> привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 01.02.2023 произведена замена ответчика с ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской федерации по Вологодской области.
Определением суда от 09.03.2023, занесенным в протокол судебного заседания, Главное управление МЧС России по Вологодской области привлечено к участию в деле в соответчика.
В судебном заседании истец Федоров С.А. и его представитель Ершова Л.М. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела, просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Главного управления МЧС России по Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему пенсии по основаниям, предусмотренным п.п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления истца было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа для назначения пенсии.
Как следует из материалов дела, ответчик не включил в специальный страховой стаж истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период его работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации в должности водителя автомобиля (пожарного) <данные изъяты>.
При этом, ответчик признал наличие у истца страхового стажа 22 года 11 месяцев 06 дней.
Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указанным Списком предусмотрена должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного).
Рассматривая требование истца о включении в его специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
Как уже было указано выше согласно Списку № 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются водители автомобиля (пожарного).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18.06.2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно записи в трудовой книжке истца он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве водителя <данные изъяты>.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ пожарный Федоров С.А. назначен на должность водителя <данные изъяты>.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ водитель <данные изъяты> Федоров С.А. уволен на основании п.7 ст. 29 КЗоТ РФ.
Из личной карточки форма Т-2 следует, что в спорный период истец работал в 59-ППЧ водителем.
В судебном заседании истец Федоров С.А. пояснил, что работал в должности водителя пожарного автомобиля АЦ. АЦ – это автоцистерна пожарная.
Из показаний допрошенного в судебном заседании ФИО4 следует, что он работал в должности начальника отряда, принимал Федорова С.А. на работу, вел книгу приказов. Сначала Федоров С.А. был принят на работу пожарным, потом переведен водителем пожарного автомобиля, водителем автомобиля АЦ- автоцистерны. В <данные изъяты> были только пожарные автомобили, других автомашин не было, только спецтехника. Автомобиль красного цвета, с двумя кабинами, марки АЦ 130 или 131. Водитель автомобиля управлял пожарным автомобилем, осуществлял подачу и забор воды, доставлял автомобиль с караулом на место происшествия, осуществлял заправку автомобиля и его техническое обслуживание, принимал участие в тушении пожара.
Свидетель ФИО5 суду показала, что с 1991 по 1999 год она работала начальником <данные изъяты>. Когда она работала, то приказы писали в книгу приказов. Федоров С.А. работал в должности водителя пожарной автомашины, водителем АЦ. АЦ - это пожарная автоцистерна. Водитель принимал автомашину, привозил караул на тушение пожаров гражданских и лесных. Других автомобилей в пожарной части не было. Пожарный автомобиль был с двумя кабинами, сзади цистерна с водой и с пенообразующим веществом.
Согласно паспорту транспортного средства в <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ год имелся автомобиль ЗИЛ 131 АЦ 40 цистерна красного цвета.
Согласно техническому описанию и инструкции по эксплуатации автоцистерны пожарной АЦ-40 (131) пожарная автоцистерна АЦ – 40 (131) предназначена для доставки к месту пожара обслуживающего персонала, пожарного оборудования, воды и пенообразователя; подачи на очаг пожара воды их цистерны, открытого водоема или водопроводной сети (от гидранта); подачи на очаг пожара воздушно-механической пены с использованием приведенного пенообразователя или забираемого из постороннего резервуара. Автоцистерна представляет собой самостоятельную универсальную техническую единицу.
С учетом представленных данных, показаний свидетелей, которые не противоречат представленным в материалы дела документам, судом установлено, что истец Федоров С.А. работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя пожарного автомобиля, в связи с чем указанный период его работы подлежит включению в специальный стаж.
Рассматривая требование истца о включении в его специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходит из следующего.
Из трудовой книжки истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности водителя <данные изъяты>.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции, действовавшей до 01.01.2005, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Из Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» следует, что Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании Директивы МЧС России от 24.09.2003 № 31-23-21 с 01.10.2003 Управление государственной противопожарной службы МЧС России Вологодской области реорганизовано в главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области, с 01.01.2004 согласно приказу начальника Главного управления по делам ГОЧС Вологодской области от 31.01.2007 № 47 аппараты отрядов ГПС, в состав которых входили пожарные части, были реорганизованы в управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципальных районов Главного управления ГОЧС Вологодской области.
Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 317 было утверждено примерное Положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления.
В пункте 4 указанного Положения определено, что руководство деятельностью местного органа управления по делам ГОЧС осуществляет руководитель органа местного самоуправления, а по вопросам боевой и мобилизационной готовности, осуществления надзорных функций, прохождения военной службы (службы) - МЧС России через орган управления субъекта Российской Федерации.
На основании приказа МЧС России от 18.06.2003 № 317 постановлением Правительства Вологодской области от 17.11.2003 № 1067 было утверждено согласованное с МЧС России Положение о Главном управлении по делам ГОЧС Вологодской области.
Согласно этому Положению Управление было создано и функционировало при Правительстве области. Управление осуществляло деятельность дислоцированных на территории области органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, поисково-спасательных служб и Государственной противопожарной службы.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского муниципального района, утвержденного постановлением Главы Чагодощенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского муниципального района (далее – управление по делам ГОЧС района) создается и функционирует в составе администрации Чагодощенского района в целях реализации на территории района единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Пунктом 1.2. вышеуказанного Положения предусмотрено, что Управление в пределах своих полномочий осуществляет руководство деятельностью дислоцированных на территории муниципального района служб гражданской обороны и районного звена областной подсистемы чрезвычайных ситуаций, органов управления по делам ГОЧС объектов экономики, пожарных частей и подразделений Государственной противопожарной службы и поисково-спасательной службы.
Из пункта 1.4 этого же Положения следует, что руководство деятельностью управления по делам ГОЧС района осуществляет глава района, а по вопросам боевой, и мобилизационной готовности, осуществления надзорных функций, прохождения службы МЧС России через начальника Главного управления по делам ГОЧС Вологодской области.
Проанализировав вышеуказанные документы, суд приходит к выводу о том, что Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского муниципального района не входило в Государственную противопожарную службу федерального органа исполнительной власти, поскольку оно было создано в составе администрации Чагодощенского района, МЧС России руководило деятельностью Управления только по вопросам боевой, и мобилизационной готовности, осуществления надзорных функций, прохождения службы, но не напрямую, а через Главное управление по делам ГОЧС Вологодской области.
Согласно письму администрации Чагодощенского района, Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в период с 01.01.2004 по 31.01.2005 годы не входило в состав органов местного самоуправления Чагодощенского района (л.д 54).
Согласно постановлению Главы Чагодощенского района от 18.04.2004 № 624 пожарная часть не являлась подразделением администрации района (л.д.52-53).
Документы о структуре администрации Чагодощенского муниципального района, в которых отсутствуют сведения об Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского муниципального района, противоречат вышеуказанным документам, что свидетельствует о неприведении их в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Как видно из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Федоров С.А. работал в <данные изъяты>.
Справка ГУ МЧС России по Вологодской области от 28.11.2018 № (л.д.56), согласно которой все подразделения ГПС входили и входят в состав и систему МЧС России не может быть принята во внимание, поскольку изложенные в ней обстоятельства противоречат вышеприведенным нормам законодательства.
В силу п.п.18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, а также пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 право на досрочную страховую пенсию предоставлено только сотрудникам федеральной противопожарной службы (лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации сотрудникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации право на назначение пенсии по названному основанию не предоставлено (ответ на вопрос № 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 04 и 25.03.2009).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 05.02.2009 № 552-О-О указал, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы, обладающих правом на досрочное пенсионное обеспечение, имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которым такое право не предоставлено, обусловленные особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Чагодощенского муниципального района в период с 01.01.2004 по 31.01.2005 не входило в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем спорный период работы не может быть включен в специальный стаж истца.
При таких обстоятельствах оснований для включения указанного периода работы в специальный стаж истца не имеется.
Рассматривая требование истца о включении в его специальный стаж период нахождения на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего.
Согласно записи в трудовой книжке истца он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности водителя автомобиля (пожарного) <данные изъяты>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил курсы повышения квалификации, что подтверждается свидетельством (л.д.42).
Из материалов дела следует, что периоды трудовой деятельности истца, предшествующие времени нахождения его на курсах повышения квалификации, а также периоды непосредственно после нахождения истца на курсах повышения квалификации ответчик включил в его специальный страховой стаж. Таким образом, ответчик признал тот факт, что истец работал по специальности, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В период нахождения истца на курсах повышения квалификации за ним сохранялся заработок, а также производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, что подтверждается сведениями, содержащимися в выплатном деле истца.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
С учетом указанного, вышеназванный период работы истца, когда он находился на курсах повышения квалификации, подлежат включению в его специальный страховой стаж.
Таким образом, на момент подачи истцом заявления о назначении пенсии (на ДД.ММ.ГГГГ) его страховой стаж составлял 23 года 11 месяцев 3 дня.
На ДД.ММ.ГГГГ страховой стаж истца составит 25 лет.
В настоящее время истцу назначена пенсия, при этом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик включил в специальный стаж истца.
Таким образом, право на досрочную трудовую пенсию у истца возникло с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд полагает необходимым обязать ответчика ее назначить на основании п.п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с указанной даты.
Требований к ГУ МЧС России по Вологодской области истцом не заявлено, учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу. В удовлетворении требований к ГУ МЧС России по Вологодской области следует отказать.
Суд отказывает в удовлетворении требования истца о взыскании расходов по уплате госпошлины, т.к. исходя из неимущественного характера заявленных требований по данной категории дел не могут применяться положения части 1 статьи 98 ГПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Федорова С.А. (СНИЛС №) удовлетворить частично.
Признать решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области незаконным в части.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области включить в специальный страховой стаж Федорова С.А. период его работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации в должности водителя автомобиля (пожарного) <данные изъяты>.
Признать право Федорова С.А. на страховую пенсию по старости на основании п.п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить Федорову С.А. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд (в п. Чагода) в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Ю.В. Глатенко
Решение в окончательной форме изготовлено 13 апреля 2023 года
Копия верна:
Судья Ю.В. Глатенко