Судья Моцный Н.В. № 2-1406/2020
(в первой инстанции)
№ 33-225/2021 (33-3718/2020)
(в апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2021 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Радовиля В.Л.,
судей Ваулиной А.В., Балацкого Е.В.,
при секретаре Малаховой Н.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу А.А. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 августа 2020 года по гражданскому делу по исковому заявлению А.А. к Правительству Российской Федерации, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат города Севастополя» о присвоении статуса участника Великой Отечественной войны, возложении обязанности предоставить льготы,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
А.А. обратился в суд с иском к Правительству Российской Федерации, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя», в котором просил признать за ним право на присвоение статуса участника Великой Отечественной войны, обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя предоставить льготы, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны.
В обоснование своих требований указал, что ему в соответствии с законодательством Украины был присвоен статус Ветерана войны - Участника войны с выдачей соответствующего удостоверения украинского образца. Однако, после 18 марта 2014 года в соответствии с законодательством Российской Федерации ему выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны с установлением права на льготы, предусмотренные статьёй 20 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», то есть для категории лиц, не являющихся участниками Великой Отечественной войны. По мнению истца, указанные действия, нарушающие права на получение предоставленных ранее мер социальной поддержки, привели к ухудшению положения социального обеспечения истца, как участника Великой Отечественной войны.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 августа 2020 года в удовлетворении требований А.А. отказано.
С таким решением суда А.А. не согласен и в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что положения Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в рассматриваемом случае имеют приоритет, гарантируют сохранение жителям г.Севастополя права на ранее имеющиеся льготы. Считает, что выдача удостоверения российского образца понизило его статус и отменило льготы, предоставляемые Законом Украины от 22 октября 1993 года «О статусе ветерана войны» ветеранам войны - участникам войны, которые в силу данного Закона не могут быть отменены. Кроме того, апеллянт считает, что суд первой инстанции незаконно применил к спорным правоотношениям нормы Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», принял во внимание лишь позицию ответчика без учёта предписаний Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ.
Правительство Российской Федерации в возражениях просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Правительства РФ, Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
А.А. апелляционную жалобу поддержал, просил её удовлетворить.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» А.П., действующий на основании доверенности от 07 июля 2020 года № 1512, решение суда просил оставить без изменения.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Принципиальные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, содержатся в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которым осуществлено правовое регулирование вопросов, связанных с интеграцией Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации. Для этих целей названный закон установил переходный период, начинающийся со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и завершающийся 1 января 2015 года (статья 6).
Статьёй 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ провозглашаются гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, закрепляется право граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, а также признанных гражданами Российской Федерации или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Правовое регулирование вопросов, связанных с интеграцией социальных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым или города федерального значения Севастополя, в систему социальной защиты Российской Федерации, осуществляет Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона № 421-ФЗ реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 01.01.2015 в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21.02.2014.
Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством РФ. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством РФ (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1532 утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 и подпунктом «г» пункта 4 указанных Правил определено, что замена подтверждающих документов осуществляется на основании обращения отдельных категорий граждан РФ, постоянно проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, представивших, в частности, документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), - в случаях, когда законодательством РФ для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.
Из материалов дела следует и установлено судом при его рассмотрении, что А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании пункта 2 статьи 9 Закона Украины от 22 октября 1993 года № 3551-XII «О статусе ветерана войны, гарантиях их социальной защиты» присвоен статус ветераны войны – участника боевых действий, в подтверждении чего 22 января 1996 года ему было выдано удостоверение серии В-I № Ветерана войны – Участника войны.
В 2016 года истец обратился в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя с заявлением о присвоении ему статуса участника Великой Отечественной войны с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны.
26 декабря 2016 года А.А. выдано удостоверение серии ВОВ-II № - ветерана Великой Отечественной войны, и установлены льготы, гарантированные статьёй 20 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ. Указанные меры социальной поддержки предоставлены в связи с работой Жукова А.А. в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее 6 месяцев, что установлено вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 26 ноября 2016 года по делу №.
Полагая, что ввиду наличия статуса участника войны, установленного в соответствии с законодательством Украины, имеет право на присвоение соответствующего статуса – участникам Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на выдачу (замену) соответствующего удостоверения и получение льгот, имевшихся у него при предыдущем правовом регулировании, и предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации участникам Великой Отечественной войны, А.А. в обращении от 29 января 2017 года просил о восстановлении нарушенных прав. Однако, в удовлетворении обращения письмом ответчика от 16 февраля 2018 года № было отказано.
В связи с чем, в рамках настоящего искового заявления истец просил о судебной защите.
Разрешая спор, и отказывая А.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, Федерального закона № 421-ФЗ, принимая во внимание нормы Закона Украины от 22 октября 1993 года № 3551-XII «О статусе ветерана войны», пришёл к выводу об отсутствии оснований для установления истцу статуса участника Великой Отечественной войны и представления мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации для данной категории.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на законе, соответствующими фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам.
В соответствии пунктом 2 статьи 9 Закона Украины Закона от 22 октября 1993 года № 3551-XII «О статусе ветерана войны», участниками войны признаются лица, которые в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и войны 1945 года с империалистической Японией работали в тылу на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, совхозах, индивидуальных сельских хозяйствах, на сооружении оборонных рубежей, заготовке топлива, продуктов, перегоняли скот, учились в этот период в ремесленных, железнодорожных училищах, школах и училищах фабрично-заводского обучения и других заведениях профессионально-технического образования, на курсах профессиональной подготовки или во время обучения в школах, высших и средних специальных учебных заведениях работали в народном хозяйстве и на восстановлении объектов хозяйственного и культурного назначения. К участникам войны относятся также лица, в период Великой Отечественной войны работавшие на территориях, которые после 1944 года вошли в состав бывшего Союза ССР, а также граждане, которые по направлению государственных органов бывшего Союза ССР работали в государствах - союзниках СССР.
Иное правовое регулирование установлено российским законодательством, в частности Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», определяющим в числе прочих категорий ветеранов – Ветеранов Великой Отечественной войны.
Согласно статье 2 данного Федерального закона Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В зависимости от данного критерия среди Ветеранов Великой Отечественной войны выделяют следующих лиц:
1) участники Великой Отечественной войны;
2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
3) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»;
4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
При этом отнесение лиц к числу участников Великой Отечественной войны законодатель обусловил их участием в боевых действиях по защите Отечества. Потому статус участника Великой Отечественной войны в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установил для следующих лиц:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
и) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Участникам Великой Отечественной войны гарантировано получение льгот, установленных статьёй 15 Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Судом достоверно установлено, что А.А., возраст которого на тот момент составлял от 9 до 13 лет, в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов участие в боевых действиях по защите Отечества не принимал и право на отнесение к какой-либо категории лиц участников Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации не приобрёл.
Учитывая это, а также то, что истец на свою принадлежность к какой- либо из перечисленных категории лиц - участников Великой Отечественной войны не ссылался и доказательств тому подтверждающих не представлял, то решением суда в присвоении ему статуса участников Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы А.А. том, что статус участника Великой Отечественной войны, предусмотренный Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ему должен быть предоставлен ввиду наличия у него установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Украины Закона от 22 октября 1993 года № 3551-XII «О статусе ветерана войны» статуса ветерана войны – участника войны, сводятся к ошибочному толкованию действующего законодательства. Из анализа приведённого правового регулирования названных государств следует, что статус участника Великой Отечественной войны в Российской Федерации и статус участника войны в Украине устанавливаются по различным неравнозначным основаниям, в связи с чем, вопреки доводам апеллянта, не приравниваются и не являются тождественными. Потому в соответствии с указанием пункта 2 и подпункта «г» пункта 4 указанных Правил замены документов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1532 истец был обязан подтвердить наличие у него обстоятельств, событий и фактов, позволявших отнести его к участникам Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, как указывалось выше, А.А. правовых мотивов для этого не имеет.
Также судебная коллегия отмечает, что вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 21 декабря 2016 года установлен факт работы А.А. в период с 29 марта 1944 года по 1947 год в колхозе «Заря Востока», который позволил истцу отнести его к числу Ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», как лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР. Этой категории ветеранов гарантированы меры социальной поддержки, установленные статьёй 20 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Кроме того, пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона от 22 декабря 2014 года № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» прямо определено предоставление мер социальной поддержки, установленных для ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», для гражданам из числа лиц, которые в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и войны 1945 года с империалистической Японией не менее шести месяцев работали в тылу на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, совхозах, индивидуальных сельских хозяйствах, на сооружении оборонительных рубежей, заготовке топлива, продуктов, перегоняли скот, учились в этот период в ремесленных, железнодорожных училищах, школах и училищах фабрично-заводского обучения и других учреждениях профессионально-технического образования, на курсах профессиональной подготовки или во время обучения в школах, высших и средних специальных учебных заведениях работали в народном хозяйстве и на восстановлении объектов хозяйственного и культурного назначения.
Таким образом, Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 421-ФЗ истцу, относящемуся к указанной категории лиц, также гарантировано предоставление льгот установленных для ветеранов Великой Отечественной войны, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», то есть льгот, гарантированных статьёй 20 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства по настоящему делу право на признание за истцом статуса участника Великой Отечественной войны, а, следовательно, на льготы, гарантированные для данной категории лиц положениями Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», не установлено, то решением суда в удовлетворении всех требований А.А. отказано законно и обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Судебная коллегия оснований для переоценки не усматривает.
В целом доводы жалобы стороны истца, выражающие несогласие с судебным решением, фактически сводятся к неверному толкованию действующих положений законодательства, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 06 августа 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: В.Л. Радовиль
Судьи: А.В. Ваулина
Е.В. Балацкий