Решение по делу № 2-676/2021 от 22.09.2021

61RS0048-01-2021-001167-72

Дело №2-676\21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021 года п. Орловский

Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Лазуревской В.Ф.

с участием прокурора Погосяна А.С.

при секретаре Пикаловой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орловского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании обратиться с заявлением о постановке объекта гидротехнического сооружения на учет, как бесхозяйного имущества

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орловского района обратился в суд с иском в порядке ст. 39 КАС РФ, его требования обоснованы тем, что прокуратурой Орловского района во исполнение задания прокуратуры Ростовской области от 13.01.2021г. проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), в ходе которой установлено, что на территории Пролетарского сельского поселения расположены пять гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника:

комплекс ГТС пруда балочного «Нижний», расположен <адрес>;

комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

комплекс ГТС пруда балочного «Дальний», расположен <адрес>.

Вышеуказанные ГТС в реестре гидротехнических сооружений не состоят.

В Едином государственном реестре недвижимости бесхозяйных объектов вышеуказанные ГТС также отсутствуют.

В соответствии с п. 8 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается

разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В данном случае установленные статьей 9 Закона № 117-ФЗ меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности данного гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Бесхозяйные гидротехнические сооружения, в соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, как бесхозяйные недвижимые вещи.

Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок) на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, администрация Пролетарского сельского поселения является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

В нарушение указанных положений закона администрация Пролетарского сельского поселения необходимые меры к постановке пяти объектов недвижимого имущества:

- комплекса ГТС пруда балочного «Нижний», расположен <адрес>;

- комплекса ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

- комплекса ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

- комплекса ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

- комплекса ГТС пруда балочного «Дальний», расположен <адрес> как бесхозяйного имущества, не принято, заявление о постановке указанного гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества в регистрирующий орган не направлено.

Прокуратурой Орловского района по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, главе администрации Пролетарского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.

Вместе с тем, до настоящего времени действенных мер для постановки на учет как бесхозяйных объектов недвижимости гидротехнических сооружений, не принято.

Согласно п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02. 1999 № 237 «Об утверждении положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешения на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ).

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность администрации Пролетарского сельского поселения Орловского района в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

При таких обстоятельствах, не обращение администрации Пролетарского сельского поселения Орловского района в регистрирующий орган с заявлением о постановке указанного гидротехнического сооружения на учет, как бесхозяйного имущества, предоставив необходимый пакет документов, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанное свидетельствует о бездействии администрации Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области, создает препятствия для содержания гидротехнического сооружения в соответствии с требованиями законодательства, что нарушает права жителей Орловского района на благоприятные условия проживания.

Прокурор Орловского района просил признать бездействие администрации Пролетарского сельского поселения Орловского района Ростовской области, связанное с непринятием необходимых мер к постановке гидротехнических сооружений: - комплекса ГТС пруда балочного «Нижний», расположен <адрес>; - комплекса ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>; - комплекса ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>; - комплекса ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>; - комплекса ГТС пруда балочного «Дальний», расположен <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию Пролетарского сельского поселения Орловского района в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объектов недвижимости гидротехнических сооружений, предоставив необходимый пакет документов на:

-комплекс ГТС пруда балочного «Нижний», расположен <адрес>;

-комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

-комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

-комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

-комплекс ГТС пруда балочного «Дальний», расположен <адрес>.

В ходе судебного разбирательства в порядке ч.5 ст. 16.1 КАС РФ суд перешел к рассмотрению иска по правилам гражданского судопроизводства.

Представитель прокуратуры Орловского района в судебном заседании настаивал на доводах, изложенных в исковом заявлении.

Представитель администрации Пролетарского сельского поселения Орловского района в судебном заседании исковые требования признала.

Представитель администрации Орловского района исковые требования прокурора признал.

Выслушав участников процесса, проверив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое

имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с п. 8 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"

Согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 14 указанного федерального закона статьи при обнаружении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, проверка такого гидротехнического сооружения осуществляется органами государственного надзора в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 октября 2020г. N 1606 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался", действовавшим в период рассмотрения спора, при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывает и выполняет согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.

Орган государственного надзора формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений (пункт 6 указанного постановления).

Из содержания абзаца 1 пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязанность постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет возложена на муниципальное образование.

В соответствии с пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Согласно пункту 41 ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения" плотина - это водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его долину для подъема уровня воды. В силу пункта 52 указанного стандарта водосброс - это ГТС для пропуска воды, сбрасываемой из верхнего бьефа во избежание его затопления.

В судебном заседании установлено, что на территории Пролетарского сельского поселения расположены пять гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника:

комплекс ГТС пруда балочного «Нижний», расположен <адрес>;

комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

комплекс ГТС пруда балочного «Дальний», расположен <адрес>.

Вышеуказанные ГТС в реестре гидротехнических сооружений не состоят.

В Едином государственном реестре недвижимости бесхозяйных объектов вышеуказанные ГТС также отсутствуют. Представитель администрации Пролетарского сельского поселения данный факт не оспаривала. Представитель администрации Орловского района пояснил, что указанные плотины пояснил, что вышеуказанные плотины находятся на территории Пролетарского сельского поселения и собственника не имеют.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В судебном заседании представитель администрации Пролетарского сельского поселения исковые требования прокурора Орловского района признала. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать администрацию Пролетарского сельского поселения Орловского района в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объектов недвижимости гидротехнических сооружений, предоставив необходимый пакет документов на:

-комплекс ГТС пруда балочного «Нижний», расположен <адрес>;

-комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

-комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>

-комплекс ГТС пруда балочного «Верхний», расположен <адрес>;

-комплекс ГТС пруда балочного «Дальний», расположен <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2021года.


2-676/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Орловского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Пролетарского сельского поселения
Другие
Ростовский территориальный отдел Северо-Кавказского управления ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору
Администрация Орловского района
Донское бассейновое водное управление
Суд
Орловский районный суд Ростовской области
Судья
Лазуревская Вера Федоровна
Дело на странице суда
orlovsky.ros.sudrf.ru
22.09.2021Регистрация административного искового заявления
22.09.2021Передача материалов судье
23.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2021Подготовка дела (собеседование)
07.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Подготовка дела (собеседование)
09.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее