I инстанция – Марисова Л.В.
II инстанция – Никулин П.Н., Огудина Л.В. (докладчик), Яковлева Д.В.
Дело №88-17897/2021
Уникальный идентификатор дела 33RS0001-01-2020-004345-24
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
7 сентября 2021 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В.,
судей Курчевской С.В., Лепехиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Сергея Борисовича к Департаменту социальной защиты населения Владимирской области, ГКУ Владимирской области "Управление социальной защиты населения по городу Владимиру" о признании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-3294/2020)
по кассационной жалобе Смирнова Сергея Борисовича на решение Ленинского районного суда г. Владимира от 2 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 24 марта 2021 года,
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения Смирнова Сергея Борисовича, поддержавшего доводы жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Смирнов С.Б. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Владимирской области о признании отказа в назначении мер социальной поддержки органами исполнительной власти незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 «О предоставлении мер социальной поддержки населению» №199 истец 04.06.2020 обратился в Отдел социальной защиты населения по Фрунзенскому району Государственного казенного учреждения Владимирской области «Управления социальной защиты населения по г. Владимиру» (далее - ГКУ ВО «УСЗН по г. Владимиру) с заявлением о предоставлении мер ежемесячной выплаты на двоих несовершеннолетних детей в возрасте от трех до семи лет включительно. Вместе с заявлением были переданы документы, подтверждающие состав семьи из четырех человек и ее среднемесячный доход на одного человека.
27.08.2020 истец получил извещение об отказе в назначении меры социальной поддержки в виде вышеуказанной ежемесячной выплаты, основанием для которого послужило превышение среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума. Полагает, что данное решение органом исполнительной власти вынесено без учета положений налогового законодательства и содержания справки о его доходах и суммах налога 2-НДФЛ за 2019 год, в которой помимо дохода полученного по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, облагаемого по ставке 13%, в размере 3449869,48 руб. (код дохода 1530) учтены расходы в размере 3442755,52 руб. (код вычета 201). По указанной справке его доход от оборота ценных бумаг составил 7113,96 руб., что с учетом иных указанных доходов не превышает величину прожиточного минимума на одного человека в семье.
Судомк участию в деле в качестве соответчика привлечено ГКУ Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру».
Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 2 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 24 марта 2021 года, отказано в удовлетворении исковых требований к ГКУ ВО «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру», Департаменту социальной защиты населения Владимирской области о признании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей от трех до семи лет незаконным, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату.
В кассационной жалобе Смирнов С.Б. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального права; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении. Указывает, что Управление социальной защиты населения вместо реального дохода, т.е. налогооблагаемой базы в 9231 руб. по справке 2-НДФЛ за 2019 г. учитывало общий доход, т.е. оборот денежных средств по счету за год в 3500000 руб. (код 1530). Однако на эту сумму в 3500000 руб. не начислен налог, т.к. налоговые органы не считают это доходом. Начислен же налог на 9231 руб., за которые Смирнов С.Б. уплатил налог в размере 1668 руб., что видно из справки 2-НДФЛ. Понятие дохода по операциям с денными бумагами дано в ст.214.1 Налогового кодекса Российской Федерации; указанный в справке 2-НДФЛ термин "доход" используется лишь, чтобы обозначить суммы, полученные от реализации (продажи) и погашения ценных бумаг, хотя при этом были произведены расходы на приобретение, хранение, реализацию ценных бумаг и на суммы данных расходов необходимо уменьшать "доход" для определения реального финансового результата (прибыли либо убытка) от данных операций, то есть для расчета налоговой базы.
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что налоговые вычеты и льготы сумму дохода семьи не уменьшают. Однако расходы по операциям с ценными бумагами и налоговые вычеты - это разные понятия. Указанная в справке 2-НДФЛ налоговым агентом АО «Финам» по коду 1530 сумма в размере 3442755, 52 руб. - это не доход физического лица, а оборот по брокерским операциям с ценными бумагами.
Таким образом, обжалуемые судебные акты вынесены с неправильным применением ст.41, пп.7,10,12,14 ст.214.1 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", утвержденного Указом Губернатора Владимирской области от 20.04.2020 № 98.
Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на 24 августа 2020 года в 10.20 час, затем в судебном заседании был объявлен перерыв до 07 сентября 2020 года в 11.00 час.; 07 сентября 2020 года дело было рассмотрено судом кассационной инстанции.
Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций; нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Смирнов С.Б. и его супруга ФИО16 являются родителями двоих несовершеннолетних детей ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.12,13).
04.06.2020 Смирнов С.Б. обратился в отдел УСЗН по Фрунзенскому району г. Владимира ГКУ ВО «УСЗН по г. Владимиру» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетних детей в возрасте от трех до семи лет включительно, представив документы о составе семьи и сведения, подтверждающие доход семьи.
Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно утвержден Указом Губернатора Владимирской области от 20.04.2020 № 98.
Исходя из названных выше нормативных правовых актов указанная ежемесячная денежная выплата назначается, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную во Владимирской области на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением данной выплаты.
Правила расчета ежемесячной выплаты приведены в п. 23 Порядка, утвержденного Указом Губернатора Владимирской области от 20.04.2020 № 98.
В Примерном перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 384 (п. 13 Перечня), и в п. 22 указанного выше Порядка перечислено, в том числе, предоставление сведений о дивидендах, процентах и иных доходах, полученных по операциям с ценными бумагами.
На основании п. 29 Порядка, утвержденного Указом Губернатора Владимирской области от 20.04.2020 №98, ГКУ ОСЗН вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях ГКУ ОСЗН вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления.
Выполняя проверку представленных заявителем сведений, ответчик при получении сведений о доходах истца за 2019 год установил, что Смирновым С.Б. получен доход по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в размере 3442755, 50 руб. /код дохода 1530/, дивиденды в сумме 7101,90 руб. /код дохода 1010/, доходы в виде процентов, полученных в налоговом периоде по совокупности - 12,06 руб. /код дохода 1538/ (л.д.59, 60).
Данные сведения также отражены в справке 2-НДФЛ за 2019 год (л.д.64).
С учетом всех имеющихся сведений ответчиком выполнен расчет среднедушевого дохода семьи истца, согласно которому доход по семье 3790545,83 руб., среднемесячный совокупный доход семьи: 315878,82 руб., среднедушевой доход семьи: 78969,70 руб.; величина прожиточного минимума, определяющего право на выплату: 10768,00 руб. (л.д.61-62).
Извещениями №№3726-09 и 3727-09 от 23.07.2020 истец уведомлен об отказе в назначении меры социальной поддержки в виду превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума (л.д.11).
Обращаясь в суд, истец ссылался на неправильное толкование сведений о его доходах, указывая, что денежная сумма по операциям с ценными бумагами - 3442755,50 руб. не является реальным доходом, поскольку понесены расходы, превышающие сумму дохода.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, Указом Губернатора Владимирской области от 20.04.2020 № 98.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе, дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами (подп. «и» п. 22 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Указом Губернатора Владимирской области от 20.04.2020 №98). Суд согласился с расчетом среднедушевого дохода семьи, который был произведен ГКУ ОСЗН и пришел к выводу о правомерности отказа в назначении меры социальной поддержки ввиду превышения среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанций, дополнительно указав следующее.
Статья 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации применяется для определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами, тогда как в соответствии с пунктом 27 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Указом Губернатора Владимирской области от 20.04.2020 № 98, доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Аналогичные требования процессуальный закон предъявляет и к апелляционному определению.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1).
Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления; соответствующее правовое регулирование должно осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе конституционных принципов справедливости, равенства, гарантированности государством социальных прав.
Такое правовое регулирование является элементом социальной защиты семей, направлено на адресную социальную защиту семей с детьми, с пониженным, по сравнению с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, уровнем среднедушевого дохода.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от № 384 от 31.03.2020 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее Основные требования), которые применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения указанной ежемесячной выплаты (п.1); ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году
обращения за назначением указанной выплаты, если размер
среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного
минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской
Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за
назначением указанной выплаты (п.2); ежемесячная выплата
осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1
января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет (п.5).
Заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты.
В силу п. 2 преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от № 384 от 31.03.2020 Правительством Российской Федерации рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; а также установить при необходимости требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении указанной ежемесячной денежной выплаты.
Порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно утвержден Указом Губернатора Владимирской области от 20.04.2020 № 98 (далее - Порядок).
Исходя из названных выше нормативных правовых актов указанная ежемесячная денежная выплата назначается, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную во Владимирской области на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением данной выплаты.
В соответствии с подп. «и» п. 22 Порядка, утвержденного Указом Губернатора Владимирской области от 20.04.2020 № 98, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.
Предметом настоящего спора является порядок расчета дохода истца от операций с ценными бумагами, поскольку от этого зависит расчет среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет.
В кассационной жалобы истец указывает, что сумма 3449869 руб. 48 коп. представляет собой оборот по сделкам с ценными бумагами, тогда как его реальный доход составил 7113 руб. 96 коп., учитывая понесенные им расходы по операциям с ценными бумагами.
Как следует из ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц”, "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами установлены в ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям: 1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг; 3) с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке (п.1 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации); 4) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с производными финансовыми инструментами, перечисленных в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта; 5) с производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
В соответствии с пунктом 7 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.
В соответствии с пунктом 10 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам.
В соответствии с пунктом 12 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 настоящей статьи.
Согласно пункту 14 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с пунктами 6 - 13.2 настоящей статьи.
Таким образом, понятие дохода по операциям с денными бумагами изложено в ст. 214.1 Налогового кодекса РФ. Деятельность на рынке ценных бумаг подразумевает не только получение дохода, но и наличие неизбежных расходов, которые принимаются для уменьшения налогооблагаемой базы.
Из письма от 11.04.2016 № БС-4-11/6236 ФНС России о документальном подтверждении доходов по операциям с ценными бумагами для целей НДФЛ следует, что документом, подтверждающим доходы физического лица по операциям с ценными бумагами, могут быть сведения о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ. ФНС России также сообщает, что в соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса РФ финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в п. 10 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ. Согласно приказу ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/3 87@ к кодам вычетов, уменьшающим налоговую базу в соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса РФ, относятся коды вычетов с 201 по 210.
Как указывает истец в исковом заявлении и кассационной жалобе и подтверждается письмом Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 9 от 28.10.2020 № 11.1-11/12316@ (л.д.30) 25.02.2020 года налоговым агентом АО ИК «Финам» представлены сведения о доходах физического лица Смирнова Сергея Борисовича по форме 2-НДФЛ за 2019 год в соответствии со ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные сведения отражены в информационных ресурсах налоговых органов по состоянию на 27.10.2020:
по ставке 35% облагается доход с налогооблагаемой базой в размере 2117,96 руб.; сумма налога – 743 руб.;
по ставке 13 % облагается доход с налогооблагаемой базой в размере 7113, 96 руб.; сумма налога 925 руб., общая сумма дохода 3449869,48 руб., сумма вычета 3442755,52 руб.
Следовательно, из письма Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 9 от 28.10.2020 № 11.1-11/12316@ следует, что доход, с которого исчислен налог на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами, составил 7113, 96 руб.
Кроме того, в письме Межрайонной ИФНС России № 10 по Владимирской области от 10.08.2020 указано, что согласно представленной справки от АО "Финам" в 2019 году Смирновым С.Б. был получен доход по коду 1530 (доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг) и понесены расходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код 201) (л.д.32).
В справке о доходах по форме 2-НДФЛ от 25.02.2020 налоговым агентом АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ» в 2019 указан вычет по коду 201 в размере 3 442 755 руб. 52 коп.
В письме Управления ФНС по Владимирской области от 28.10.2020 даны разъяснения о том, что при налогообложении доходов физических лиц необходимо руководствоваться п. 12 ст. 214.1 Налогового кодекса, согласно которой финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 Кодекса. Положения статьи 214.1 Кодекса определены в целях налогообложения прибыли. Определение сумм дохода физических лиц для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трех до семи лет не относится к компетенции налоговых органов (л.д. 29).
Вместе с тем, Федеральная налоговая служба России изложила свою позицию в Письме от 25 июня 2021 года № БС-311.4593@ «О получении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно», в котором указано, что, по мнению ФНС России, доход, полученный физическим лицом по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код дохода 1530), следует определять с учетом понесенных расходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код вычета 201).
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами допущено неправильное толкование норм материального права, поскольку доход, полученный истцом Смирновым С.Б. по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код дохода 1530), определен без учета понесенных расходов по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (код вычета 201).
Суд апелляционной инстанции в обоснование своих выводов указал, что в соответствии с пунктом 27 Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты, утвержденного Указом Губернатора Владимирской области от 20.04.2020 № 98, доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако, как указано выше, до вычета налогов сумма дохода Смирнова С.Б. была определена налоговым органом в размере 2117,96 руб. и 7113, 96 руб., всего 9231 руб., и именно с этой суммы истцом были уплачены налоги.
Кроме того, в обоснование своих выводов суд апелляционной инстанции указал на то, что налоговые вычеты и льготы сумму дохода семьи не уменьшают. Между тем, судами не учтено, что расходы по операциям с ценными бумагами не являются налоговым вычетом, поскольку они не перечислены в статьях 218, 219, 219.1, 220, 221 Налогового кодекса Российской Федерации.
Более того, в сходной правовой ситуации, Конституционный Суд Российской Федерации изложил правовую позицию, в соответствии с которой налогооблагаемый доход налогоплательщика налога на доходы физических лиц может определяется с учетом профессиональных налоговых вычетов.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.12.2019 № 3576-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой А.С. на нарушение ее конституционных прав статьями 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частью 6 статьи 4 Федерального закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», положения статей 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц отдельными категориями налогоплательщиков, в том числе адвокатами, не содержат неопределенности и при установлении налогооблагаемого дохода налогоплательщика, являющегося адвокатом, предполагают возможность применения, в том числе профессиональных, налоговых вычетов.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций дано неправильное толкование взаимосвязанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 и постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 №384 в части определения размера доходов для целей получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Судами первой и апелляционной инстанций должно быть принято во внимание, что указанная выплата является социальной, имеет целевое назначение, поскольку назначается на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в связи с чем недопустим формальный подход к рассмотрению спора, в том числе, в части исчисления среднедушевого дохода семьи.
При таких обстоятельствах решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г. Владимира от 2 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 24 марта 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Владимира.
Председательствующий
Судьи