ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-2309/2023 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-1595/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Богданович Е.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2023 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:судей:при секретаре: | Подлесной И.А.,Мотиной И.И., Матвиенко Н.О.,Затонском М.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Новикова Артура Валентиновича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии, по апелляционной жалобе Новикова Артура Валентиновича на решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 августа 2022 года
УСТАНОВИЛА:
Новиков А.В. обратился к ГУ-ОПФР по РК с иском о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 ФЗ № 400 –ФЗ, ссылаясь на то, что ответчиком неверно рассчитана величина ИПК – 12,697, при требуемом показателе -18,6. В частности, пенсионный орган, рассчитывая страховую часть трудовой пенсии по старости (СЧ), в состав которой входит пенсионный капитал (ПК), указал, что ПК состоит из ПК1 - период трудовой деятельности до ДД.ММ.ГГГГ и ПК2 - период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что истцом осуществлялась трудовая деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по 2014год, пенсионный орган в расчетах указал, что ПК2 равен нулю. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию с момента подачи заявления- с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 29 августа 2022 года в удовлетворении исковых требований Новикова Артура Валентиновича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста от 13 января 2022 года, о возложении обязанности совершить определенные действия – отказано.
В апелляционной жалобе Новиков А.В. просит решение суда отменить, приводя доводы, аналогичные изложенным в иске.
ГУ-ОПФ РФ по РК подало возражения на апелляционную жалобу, указывая, что величина ИПК с учетом периодов работы, зачтенных в общий и специальный стаж истца, справок о заработной плате, составляет 12, 697 при требуемой для назначения пенсии в 2020году величине ИПК- 18,6. Поскольку часть периодов трудовой деятельности истца после 1.01.2002 года имела место на территории Украины, величина пенсионного капитала ПК2 при расчете пенсионного капитала ПК, который в свою очередь влияет на величину ИПК, принималась за «0».
Исследовав материалы настоящего гражданского дела и гражданского дела №г, материалы выплатного дела, дополнительные доказательства, в частности расчеты величины ИПК, принятые судом апелляционной инстанции на основании ч1ст 327.1 ГПК РФ, выслушав пояснения истца и его представителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленного иска.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Новиков А.В. обратился в ГУ - УПФ РФ в гор. Керчи РК с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ. Решением ГУ-УПФ РФ в гор. Керчи РК от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии было отказано; данный отказ Новиков А.В. обжаловал в судебном порядке.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 09.07.2021 года исковые требования представителя Новикова Артура Валентиновича – Сычева Константина Анатольевича, действующего на основании доверенности - удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста по Списку №1 во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы Новикова Артура Валентиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>
Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым включить в общий стаж периоды работы Новикова Артура Валентиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения: <данные изъяты>
Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым принять и учесть для расчета пенсии Новикова Артура Валентиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, справку от ДД.ММ.ГГГГ №, выданную <данные изъяты>
Обязано Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым назначить Новикову Артуру Валентиновичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочно страховую пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсия» с ДД.ММ.ГГГГ при наличии индивидуального пенсионного коэффициента.
Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение Керченского городского суда Республики Крым от 09 июля 2021 года отменено в части включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в части включения в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в указанной части вынесено новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части решение Керченского городского суда Республики Крым от 09 июля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.
Решением ГУ-ОПФР в РК от 13 января 2022года, вынесенного с учетом вышеуказанных судебных постановлений, в досрочном назначении страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста по ст. 30 ФЗ №400 –ФЗ было отказано из-за отсутствия требуемой величины ИПК (18.6). По расчетам пенсионного органа величина ИПК составила 12,697; специальный стаж -11 лет 4 мес. 22 дня, общий стаж - 22 года 01 мес. 20 дней.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно пункта 3 статьи 35 ФЗ № 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
ФЗ № 208 –ФЗ, вступившим в силу с 1.01.2015года, введены специальные нормы в части исчисления стажа и размера пенсии с 1.01.2015года для граждан, которые на 18.03.2014года постоянно проживали на территории РК.
Положения указанного закона не распространяются на истца, проживающего на территории РК, согласно отметки о регистрации в паспорте гражданина РФ, с ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу пунктов 1,2 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
К числу международных договоров, среди прочего, относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины).
Согласно пункта 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР")
Ссылаясь на изложенные нормативно – правовые акты, ответчик в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции и в возражениях на апелляционную жалобу Новикова А.В., указал о применении при расчете ИПК величины ПК2 (пенсионный капитал за период трудовой деятельности с 1.01.2002года) равной 0. Подробные расчеты приведены в письменных возражениях на исковое заявление, в возражениях на апелляционную жалобу) (л.д. 149, 210).
Судебная коллегия, соглашаясь с применением при расчетах величины ПК2 равной 0 (поскольку с ДД.ММ.ГГГГ уплата страховых взносов в ПФ РФ не осуществлялась в связи с трудовой деятельностью в иностранном государстве), полагает доводы ответчика об отсутствии у Новикова А.В. права на пенсионное обеспечение в связи с недостаточной величиной ИПК – несостоятельными.
В соответствии с ответом ОСФР по РК от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий стаж Новикова А.В. составил не менее 20 лет, специальный стаж по пункту 1 части 1 статьи 30 ФЗ№400-ФЗ - не менее 10 лет, величина ИПК не менее 14, 017 (л.д. 47-50).
В 2018 году требуемая величина ИПК для определения права на страховую пенсию по старости – 13,8.
Таким образом, право на досрочную страховую пенсию возникло у Новикова А.В. в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30ФЗ №400-ФЗ, Соглашением от 13 марта 1992 г, и с учетом вступивших в законную силу вышеназванных судебных постановлений, которыми восстановлено нарушенное право истца на определение права на пенсионное обеспечение с учетом конкретных периодов трудовой деятельности - не позже ДД.ММ.ГГГГ; условия необходимой продолжительности общего, специального стажа, и необходимой величины ИПК, соблюдены.
При этом, судебная коллегия по правилам ч. 2 ст. 61, ч. 2 ст. 209 ГПК РФ, учитывает установленный вступившими в законную силу судебными постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ факт наличия у Новикова А.В. на дату обращения с заявлением об установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ совокупности условий для ее назначения (л.д. 124- 135).
Доводы ответчика о том, что величина ИПК должна определяться не на момент приобретения истцом права на пенсионное обеспечение в связи с достижением необходимого возраста, продолжительности страхового и специального стажа (то есть совокупности условий для установления пенсии), а на момент обращения в пенсионный орган с заявлением об установлении пенсии, противоречит понятию индивидуального пенсионного коэффициента (п3ч1ст 3ФЗ №400-ФЗ), положениям статьей 22, 30, 35 ФЗ№400-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ № 400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, необходимая продолжительность страхового стажа и величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях определяется на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, а при назначении страховой пенсии досрочно - на день возникновения совокупности условий для установления пенсии досрочно.
Ответчик признает тот факт, что на 2018 год Новиков А.В. имел право на установление страховой пенсии досрочно, поскольку величина ИПК 14,017 превышала требуемую величину 13, 8. Законодательством не установлены сроки реализации гражданином возникшего права на пенсионное обеспечение, то есть сроки обращения в пенсионный орган с заявлением об установлении пенсии после того, как такое право юридически возникло. Таким образом, определение пенсионным органом требуемого размера ИПК на момент подачи заявления об установлении пенсии (при возникновении совокупности условий для пенсионного обеспечения, включая величину ИПК, задолго до фактической реализации истцом возникшего права) противоречит как положениям вышеназванных норм права, так и самой сути конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Судебная коллегия полагает, что настоящий спор о праве на назначение пенсии с конкретной даты и определении размера ИПК, не является тождественным спору, разрешенному судебным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ; оснований для прекращения производства по делу не усматривается. Решением Керченского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика была возложена обязанность назначить Новикову А.В. досрочную страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ при наличии необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Таким образом, назначение пенсии было постановлено под условие наличия необходимой величины ИПК. Настоящий спор сводится к расчету и определению требуемой величины ИПК, и признанию незаконным решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, которое также не являлось предметом предыдущего судебного спора.
На основании п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 августа 2022 года отменить.
Признать незаконным и отменить решение ГУ УПФР по Республике Крым от 13 января 2022 года об отказе в досрочном назначении Новикову Артуру Валентиновичу страховой пенсии по старости.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обязанность установить Новикову Артуру Валентиновичу страховую пенсию досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи: