Решение по делу № 1-293/2019 от 16.04.2019

дело № 1-293/2019

    ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

г. Тюмень                                                                                    05 июня 2019 года

Калининский районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Стамбульцевой Е.Г.,

при секретаре Асатрян Д.А.,

с участием государственного обвинителя Колмакова С.В.,

представителя потерпевшего ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области ФИО10,

подсудимого Прокопьева И.М.,

защитника – адвоката Еремеева М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-293/2019 в отношении Прокопьева Ильи Михайловича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина Российской Федерации, военнообязанного, с двумя высшими образованиями, женатого, имеющего одного несовершеннолетнего (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и одного малолетнего (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) детей, не работающего, пенсионера уголовно-исполнительной системы, ветерана боевых действий, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, несудимого,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ, ч. 1 ст. 286 УК РФ,

установил:

Прокопьев И.М. дважды превысил должностные полномочия, то есть, являясь должностным лицом, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.

Преступления совершил в г. Тюмени при следующих обстоятельствах.

Прокопьев И.М., назначенный приказом начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (далее по тексту УФСИН России по Тюменской области) № 181 л/с от 25.06.2010 года с 28.06.2010 года на должность начальника Федерального казенного учреждения Лечебного исправительного учреждения № 19 УФСИН России по Тюменской области (далее по тексту ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, Учреждение), расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Бабарынка, д. 75, стр. 3, обязанный в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной в 2013 году начальником УФСИН России по Тюменской области, а также должностной инструкцией, утвержденной 24.12.2015 года начальником УФСИН России по Тюменской области, в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции России (далее по тексту Минюст России), Федеральной службы исполнения наказаний РФ (далее по тексту ФСИН России), УФСИН России по Тюменской области, Уставом ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, утвержденным приказом ФСИН России № 265 от 28.04.2011 года, положениями структурных подразделений ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, своей должностной инструкцией, вправе при осуществлении своей деятельности распределять обязанности между своими заместителями, сотрудниками структурных подразделений Учреждения и контролировать их работу, устанавливать обязательные для исполнения правила внутреннего распорядка в Учреждении, действовать без доверенности от имени Учреждения, представлять его интересы в органах государственной власти РФ, обладая правом подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов, выдачи доверенностей в соответствии с законодательством РФ, вправе в пределах своих полномочий издавать в установленном порядке приказы, распоряжения, организовывать контроль их выполнения, обеспечивать подбор и расстановку кадров Учреждения, их воспитание и профессиональную подготовку, соблюдение законности, служебной дисциплины и режима секретности, в пределах своих полномочий принимать на службу (работу), заключать контракты (трудовые договоры), назначать на должность, перемещать, освобождать от должности и увольнять работников Учреждения, устанавливать должностные оклады работников Учреждения в пределах размеров, установленных штатным расписанием, а также надбавки к должностным окладам работников Учреждения и дополнительные выплаты в порядке, установленном законодательством РФ в пределах финансирования, в установленном порядке вносить предложения в УФСИН России по Тюменской области по назначению, перемещению и освобождению от должности работников Учреждения, в пределах своих полномочий присваивать в установленном порядке специальные звания рядового состава, первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава, в установленном порядке вносить в УФСИН России по Тюменской области предложения по представлению к награждению государственными ведомственными наградами работников Учреждения, организовывать проведение служебных проверок, поощрять и привлекать работников Учреждения к дисциплинарной и материальной ответственности, осуществлять прием граждан, рассматривать их обращения и принимать по ним решения, организовывать защиту сведений, составляющих государственную тайну, в пределах своих полномочий организовывать и осуществлять оперативно-розыскную деятельность, устанавливать в пределах выделенных фондов оплаты труда, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, торгово-посреднической дельности Учреждения и других законных источников, надбавки к должностным окладам рабочим и служащим Учреждения за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере до 50% должностного оклада, производить премирование и оказывать материальную помощь; обязанный обеспечивать правопорядок и законность в Учреждении, безопасность лиц, находящихся на его территории, точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, установленный порядок исполнения и отбывания наказаний, исполнение режимных требований, надзор за осужденными, контроль за организацией питания спецконтингента, его вещевым, банно-прачечным и коммунально-бытовым обеспечением в соответствии с установленными нормами, привлечением осужденных к труду и созданию условий для моральной и материальной заинтересованности в результатах труда, организацию работы по охране труда, выполнение подчиненными работниками требований правил, норм и инструкций по охране труда и пожарной безопасности, сообщать начальнику УФСИН России по Тюменской области о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта, осуществлять эксплуатацию зданий, помещений и имущества Учреждения, беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей, эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества Учреждения, принимать необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию, вести личный прием граждан и осужденных, рассматривать поступившие предложения, заявления и жалобы, осуществлять проведение мероприятий по противодействию коррупции в Учреждении, выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и других нарушений со стороны осужденных, мероприятия по обеспечению безопасности Учреждения и соблюдению режимных требований на прилегающей к нему территории, контроль за ведением учета продовольствия, вещевого имущества, других материальных средств и использованием их строго по прямому назначению; организовать проведение с осужденными воспитательной работы, направленной на их исправление, организовывать надзор за поведением осужденных, их изоляцию, проведение мероприятий по предупреждению побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, выявление каналов проникновения на объекты запрещенных вещей, издавать приказ о закреплении сотрудников Учреждения, с учетом их должностных обязанностей, ответственными за осуществление надзора за осужденными в секторах, изолированных участках, на иных объектах их размещения и трудоиспользования; осуществлять общее руководство и контроль за организацией воспитательного процесса с личным составом и в отрядах осужденных Учреждения, для этого обязанный обеспечить выполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих режим в колонии, осуществление мер по повышению его роли в исправлении осужденных; осуществлять общее руководство деятельностью Учреждения, несет персональную ответственность за ее результаты, несет ответственность за своевременное и качественное исполнение возложенных по замещаемой должности функциональных обязанностей, правил внутреннего распорядка Учреждения, несет ответственность за противоправные действия и бездействие при исполнении служебных обязанностей в соответствии с действующим законодательством, персонально отвечает за организацию и эффективность работы администрации по осуществлению надзора за осужденными, несет ответственность за целевое использование выделенных бюджетных средств и сохранность имущества, закрепленного за Учреждением, обязанный строго соблюдать дисциплину, субординацию и правила взаимоотношений сотрудников согласно Уставу внутренней службы, норм профессиональной этики, морали и нравственности, как в рамках служебных отношений, так и за пределами служебного времени, обладать чувством глубокого уважения к закону и социальным ценностям правового государства, чести, достоинству граждан, честностью и порядочностью, развитым чувством профессионального долга, ответственностью за порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов граждан, то есть являясь должностным лицом, постоянно осуществлявшим функции представителя власти, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями по организации работы ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, осуществляя служебную деятельность по адресу: г. Тюмень, ул. Бабарынка, д. 75, стр. 3, будучи осведомленным о своих должностных обязанностях и мерах ответственности, а также заведомо зная, что в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», на основании ст. 11 которого имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач, а также на основании ст. 17 которого учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду: на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания; на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов; в форме предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных, согласно ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РФ о труде, в соответствии со ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий, действуя умышленно, осознавая, что совершает действия, явно выходящие за пределы своих полномочий, предоставленных должностной инструкцией, УИК РФ, Конституцией РФ, нарушив их, осознавая, что при исполнении своих служебных обязанностей он ни при каких обстоятельствах не вправе использовать труд осужденных к лишению свободы, а также имущество уголовно-исполнительной системы в своих личных целях, и его незаконные и противоправные действия нарушают вышеуказанные нормы и установленные УИК РФ порядок исполнения наказания и режим содержания осужденных, противоречат регламентированным ст. 1 УИК РФ целям и задачам уголовно-исполнительного законодательства РФ по исправлению осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов, ст. 8 УИК РФ, согласно которой уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их право послушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием; ч. 2 ст. 9 УИК РФ, согласно которой основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие, а также в нарушение трудового распорядка дня и режима содержания осужденных, п. 18 правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 года № 205, согласно которому работникам исправительных учреждений запрещается вступать с осужденными и их родственниками в какие-либо отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством и указанными правилами внутреннего распорядка, действуя вопреки интересам службы и государства, явно превышая свои должностные полномочия, из корыстной заинтересованности, то есть, стремясь путем совершения неправомерных действий получить для себя выгоду имущественного характера, путем минимизации материальных затрат на ремонт системы водоснабжения в дачном доме и текущий ремонт прилегающих построек, находящихся на земельном участке в его пользовании по адресу: <адрес>, с 01.03.2014 года по 31.08.2016 года, грубо нарушая положения вышеуказанных нормативных актов, явно превышая свои должностные полномочия, то есть совершая действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, привлек к ремонту системы водоснабжения, облагораживанию территории и текущему ремонту дачного дома и прилегающих построек на указанном участке осужденных ФИО5, ФИО6, отбывающих в Учреждении уголовное наказание в виде лишения свободы, назначенное им по приговору суда.

При этом, вопреки обязанности обеспечивать эффективное использование и сохранность имущества Учреждения, умышленно, незаконно, из корыстных побуждений использовал в личных целях вверенный ему в силу занимаемой должности автотранспорт ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области для доставки осужденных к месту расположения указанного земельного участка. Осуществляя текущее руководство деятельностью ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области на принципах единоначалия, обязанный организовывать охрану, надзор, конвоирование и режим содержания под стражей в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, а также обязанный организовывать выполнение режимных требований на объектах ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области и прилегающей к ним территории, неся персональную ответственность за выполнение возложенных на данное учреждение задач и функций, к которым относится исполнение наказания в виде лишения свободы, обеспечение правопорядка и законности, осуществление охраны и конвоирования осужденных, грубо проигнорировал обязанности начальника по охране, надзору, конвоированию и режиму содержания под стражей в соответствии с требованиями законодательства, чем создал для осужденных условия к свободному и бесконтрольному передвижению вне пределов ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, чем существенно нарушил охраняемые законом интересы общества и государства.

Вопреки Положению о ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, согласно которому Учреждение ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ, обеспечивает законность и целесообразность проводимых финансовых и экономических операций, при этом начальник Учреждения распоряжается финансовыми ресурсами, выделенными Учреждению из федерального бюджета на решение поставленных перед ним задач, а также полученными в результате предпринимательской деятельности и из других законных источников, вопреки Инструкции о порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, утвержденной указанием Министерства социальной защиты населения РФ от 02.11.1992 года № 1-94-У, согласно п. 1.1 которой учет проработанного осужденным в местах лишения свободы времени возлагается на администрацию исправительно-трудовых учреждений, в бухгалтерию Учреждения были предоставлены ложные сведения по учету рабочего времени осужденных ФИО6 и ФИО5, привлекавшихся к ремонту дачного дома и прилегающих построек по адресу: <адрес>, фактически отработанных на территории ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, за что произведена оплата труда из бюджета исправительного учреждения.

Прокопьев И.М., действуя умышленно, незаконно, из корыстных побуждений, осознавая, что злоупотребляет своими должностными полномочиями, не желая нести бремя расходов по найму и оплате указанных работ иным лицам и организациям, незаконно используя труд осужденных в возглавляемом Учреждении УФСИН России по Тюменской области, в личных целях, с 01.03.2014 года по 31.08.2016 года в течение 7 дней привлек к ремонту системы водоснабжения, облагораживанию территории и текущему ремонту дачного дома и прилегающих построек по адресу: <адрес>, осужденных ФИО5 и ФИО6, отбывающих наказание в Учреждении, чем существенно нарушил права и законные интересы Учреждения, выразившиеся в причинении материального ущерба ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области в размере 1016 рублей, которые были затрачены Учреждением на оплату труда указанных осужденных, включая обязательные отчисления во внебюджетные фонды за счет собственных средств.

Таким образом, своими умышленными незаконными действиями, Прокопьев И.М. существенно нарушил права и законные интересы Учреждения, выразившиеся в причинении материального ущерба ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области в размере 1016 рублей, а также причинил ущерб репутации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, подорвал авторитет их работников в глазах осужденных, что послужило формированию у неопределенного круга осведомленных лиц негативного отношения к органам, учреждениям и работникам уголовно-исполнительной системы, созданию ложного мнения о произволе и безнаказанности должностных лиц государственных органов. Кроме того, Прокопьев И.М. своими действиями повлек нарушение режима содержания под стражей осужденных ФИО5 и ФИО6, тем самым создав для осужденных к лишению свободы условия к свободному и бесконтрольному передвижению вне пределов ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, чем существенно нарушил охраняемые законом интересы общества и государства.

Кроме того, на Прокопьева И.М. приказами директора и врио директора ФСИН России № 395-лс от 24.05.2016 года, № 559-лс от 20.07.2016 года, № 700-лс от 15.09.2016 года, № 863-лс от 16.11.2016 года, № 21-лс от 19.01.2017 года, № 259-лс от 21.04.2017 года временно с 24.05.2016 года по 24.07.2016 года, с 26.07.2016 года по 26.09.2016 года, с 28.09.2016 года по 28.11.2016 года, с 30.11.2016 года по 30.01.2017 года, с 01.02.2017 года по 01.04.2017 года, с 03.04.2017 года по 03.05.2017 года, были возложены обязанности первого заместителя начальника УФСИН России по Тюменской области.

В соответствии с должностной инструкцией временно исполняющего обязанности первого заместителя начальника УФСИН России по Тюменской области, утвержденной 26.05.2016 года начальником УФСИН России по Тюменской области, в своей деятельности обязанный руководствоваться Конституцией РФ, Федеральным законом РФ от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; Законом РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Законом РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»; УПК РФ, УИК РФ; приказами Минюста России от 06.05.2009 года № 15с; Инструкцией № 3-1 от 05.01.2004 года, приказами Минюста России от 06.05.2009 года № 15с, от 30.03.2000 года № 14с; от 31.01.2008 года № 15дсп; от 09.02.2016 года № 25дсп; совместным приказом МВД РФ / Минюста России от 14.09.1998 года № 0010/4сс и приказом ФСИН России от 11.01.2009 года № 001, от 06.07.2015 года № 002; руководящими документами ФСИН России и УФСИН России по Тюменской области; Положением об УФСИН России по Тюменской области, указанной должностной инструкцией, планами работы УФСИН России по Тюменской области; при осуществлении своей деятельности вправе контролировать деятельность всех структур и подразделений УФСИН России по Тюменской области, издавать распоряжения, давать указания по вопросам оперативно-служебной деятельности и проверять их исполнение, вносить начальнику УФСИН России по Тюменской области предложения по комплектованию, расстановке личного состава, перемещению по службе, о поощрении или наказании сотрудников подконтрольных отделов аппарата территориального органа и учреждений, подведомственных УФСИН России по Тюменской области, по поручению начальника УФСИН России по Тюменской области проводить служебные проверки и расследования, запрашивать и знакомиться со всеми необходимыми служебными документами, получать объяснения от сотрудников и других лиц по существу проверки, принимать меры к устранению выявленных недостатков по результатам служебных проверок, вносить начальнику УФСИН России по Тюменской области предложения для принятия окончательного решения, вправе требовать от должностных лиц объяснений по фактам нарушений служебной дисциплины; обязанный осуществлять общее руководство подконтрольными отделами аппарата территориального органа и учреждений, подведомственных УФСИН России по Тюменской области, распределять их обязанности, анализировать и руководить деятельностью дежурных оперативных групп сотрудников УФСИН России по Тюменской области по оказанию практической помощи подразделениям, подведомственным УФСИН России по Тюменской области, организовывать работу и обеспечивать внутреннее и внешнее взаимодействие подчиненных структур, направлять их деятельность на дальнейшее укрепление законности и правопорядка, исполнять поручения начальника УФСИН России по Тюменской области, данные в пределах его полномочий, установленных законодательством РФ, контролировать состояние оперативной работы в УФСИН России по Тюменской области, направленной на предупреждение, пресечение преступлений и грубых нарушений режима в учреждениях, раскрытие совершенных преступлений, осуществлять профилактику по предупреждению неслужебных связей, злоупотреблений служебным положением и должностных проступков сотрудниками УФСИН России по Тюменской области и учреждений, подведомственных УФСИН России по Тюменской области, проводить профилактические беседы, оперативно-розыскные мероприятия, отслеживать оперативную обстановку в учреждениях, беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; за неисполнение возложенных должностных обязанностей, за причинение материального ущерба несет установленную действующим законодательством ответственность; являясь должностным лицом, постоянно осуществлявшим функции представителя власти, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в государственном учреждении – УФСИН России по Тюменской области, осуществляя служебную деятельность по адресу: г. Тюмень, ул. Ялуторовская, д. 42а, будучи осведомленным о своих должностных обязанностях и мерах ответственности, а также заведомо зная, что в соответствии со ст. 1 УИК РФ целями уголовно-исполнительного законодательства РФ является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Согласно ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РФ о труде. В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать привлечение осужденных к труду; в соответствии со ст. 17 которого учреждения, исполняющие наказания, с учетом трудоспособности и, по возможности, специальности привлекают осужденных к оплачиваемому труду: на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания; на предприятиях учреждений, исполняющих наказания; на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, в форме предпринимательской деятельности, действуя умышленно, осознавая, что совершает действия, выходящие за пределы его полномочий, в нарушение ст. 1, ч. 2 ст. 9, ст. 103 УИК РФ явно превышая свои должностные полномочия, то есть совершая действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, с 01.03.2017 года по 20.03.2017 года, находясь в своем рабочем кабинете по адресу: г. Тюмень, ул. Ялуторовская, д. 42а, действуя умышлено, из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании приукрасить действительное положение дел и казаться успешным руководителем, вопреки интересам службы, достоверно зная, что в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области отсутствуют производственные мощности для производства куриных яиц и мяса кур в количестве, необходимом для обеспечения нужд УФСИН России по Тюменской области, заведомо зная, что условия государственных контрактов со стороны ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области не могут быть выполнены надлежащим образом, осознавая, что совершает действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать, дал незаконное указание установленному в ходе следствия врио начальника ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области о необходимости заключения государственных контрактов между ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области и УФСИН России по Тюменской области на поставку куриных яиц и мяса кур.

20.03.2017 года между УФСИН России по Тюменской области и ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области был заключен государственный контракт на поставку товара – яйцо куриное пищевое столовое 2 категории, ГОСТ 31654-2012 в количестве 853920 штук на сумму 4013424 рублей.

27.03.2017 года между УФСИН России по Тюменской области и ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области заключен государственный контракт на поставку товара – мясо кур потрошенное, замороженное 2 сорта, ГОСТ 31962-2013 в количестве 50000 кг, на сумму 5500000 рублей.

С 20.03.2017 года по 28.03.2017 года, находясь в своем рабочем кабинете по адресу: г. Тюмень, ул. Ялуторовская, д. 42а, продолжая реализовывать свой преступный умысел, направленный на превышение своих должностных полномочий, в целях обеспечить исполнение обязательств ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области перед УФСИН России по Тюменской области по вышеуказанным государственным контрактам, осознавая, что в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области отсутствует реальная возможность самостоятельно произвести и поставить в УФСИН России по Тюменской области яйцо куриное пищевое столовое 2 категории, в количестве 853920 штук, а также мясо кур потрошенное, замороженное 2 сорта, в количестве 50000 кг, ввиду отсутствия производственных мощностей для производства указанных объемов, понимая, что каких-либо мероприятий по привлечению к труду осужденных, содержащихся в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, проведено не будет, тем самым осознавая, что в нарушение ст. 1, ч. 2 ст. 9 УИК РФ не будут предприняты меры, способствующие в достижении одной из основных целей уголовно-исполнительного системы, а именно исправление осужденных, одним из основных средств которой является привлечение осужденных к общественно полезному труду, достоверно зная, что вместо живой сельскохозяйственной птицы фактически будет поставляться готовая продукция, а именно яйцо куриное и мясо кур, действуя в нарушение ст. 1, ч. 2 ст. 9, ст. 103 УИК РФ, а также п. 12 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товара для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае заключения учреждением, исполняющим наказания, контракта на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара, выполнения работы, оказания услуги в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами, дал незаконные указания установленному в ходе следствия врио начальника ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области о заключении государственных контрактов на закупку сельскохозяйственной птицы (живой), с заранее определенным поставщиком – установленным в ходе следствия индивидуальным предпринимателем.

После чего, в целях исполнения принятых на себя обязательств и незаконного указания Прокопьева И.М., между ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области в лице установленного в ходе следствия врио начальника и установленным в ходе следствия индивидуальным предпринимателем были заключены государственные контракты: от 28.03.2017 года на поставку птицы сельскохозяйственной (живой), а именно цыплят – бройлера мясо яичных пород, в количестве 35000 штук на сумму 2800000 рублей; от 30.03.2017 года на поставку птицы сельскохозяйственной (живой), а именно кур – несушек мясо яичных пород, в количестве 8300 штук на сумму 3735000 рублей; от 12.05.2017 года на поставку комбикорма полнорационного в количестве 4000 кг, муки в количестве 1100 кг на общую сумму 96100 рублей; от 17.08.2017 года на поставку комбикорма полнорационного в количестве 4000 кг, муки в количестве 1100 кг на общую сумму 96100 рублей; от 04.10.2017 года на поставку комбикорма полнорационного в количестве 22000 кг, муки в количестве 2500 кг на общую сумму 356000 рублей; от 04.10.2017 года на поставку комбикорма полнорационного в количестве 20000 кг, муки в количестве 2500 кг на общую сумму 327000 рублей.

Оплата в рамках государственного контракта от 20.03.2017 года произведена УФСИН России по Тюменской области в адрес ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области с 28.03.2017 года по 14.12.2017 года в полном объеме.

Оплата в рамках государственного контракта от 27.03.2017 года произведена УФСИН России по Тюменской области в адрес ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области с 31.03.2017 года по 08.12.2017 года в полном объеме.

Оплата в рамках государственных контрактов от 28.03.2017 года, от 30.03.2017 года произведена ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области в адрес установленного в ходе следствия индивидуального предпринимателя с 07.04.2017 года по 19.12.2017 года в полном объеме.

Оплата в рамках государственных контрактов от 12.05.2017 года, от 17.08.2017 года, от 04.10.2017 года, от 04.10.2017 года произведена ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области в адрес установленного в ходе следствия индивидуального предпринимателя с 25.08.2017 года по 29.12.2017 года в полном объеме.

В свою очередь ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, в виду отсутствия налаженного процесса производства куриного мяса, обязательства перед УФСИН России по Тюменской области по поставке 50000 кг мяса кур потрошенное, замороженное 2 сорта, в рамках государственного контракта от 27.03.2017 года, в полном объёме не исполнило, поставку мяса кур потрошенного, замороженного 2 сорта, в объеме 21504,24 кг не произвело, что причинило ущерб УФСИН России по Тюменской области на сумму 2365466,40 рублей.

Таким образом, в результате преступных действий Прокопьева И.М., надлежащим образом не был исполнен государственный контракт от 27.03.2017 года, вследствие чего были существенно нарушены права и законные интересы УФСИН России по Тюменской области, выразившееся в причинении материального ущерба в размере 2365466,40 рублей. Кроме того, лица содержащиеся в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области, осужденные к лишению свободы, не были привлечены к общественно полезному труду, в связи с чем не были достигнуты цели уголовно-исполнительного законодательства, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Подсудимый Прокопьев И.М. полностью согласился с предъявленным обвинением, в содеянном раскаялся и ходатайствовал о применении особого порядка судебного разбирательства, заявив, что осознает характер и последствия заявленного им добровольно и после консультации с защитником ходатайства об особом порядке принятия судебного решения.

Государственный обвинитель, представители потерпевших и защитник подсудимого против постановления приговора без проведения судебного разбирательства не возражали.

Суд рассматривает уголовное дело по обвинению Прокопьева И.М. в особом порядке принятия судебного решения в соответствии со ст. ст. 314, 316 УПК РФ, поскольку все условия рассмотрения дела в особом порядке соблюдены.

Обвинение, предъявленное Прокопьеву И.М., обоснованно, его вина в совершении преступления подтверждается собранными по делу доказательствами.

Суд квалифицирует действия Прокопьева И.М.:

по ч. 1 ст. 286 УК РФ (преступление в отношении потерпевшего ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области), как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организации, охраняемых законом интересов общества и государства;

по ч. 1 ст. 286 УК РФ (преступление в отношении потерпевшего УФСИН России по Тюменской области), как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организации, охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. ст. 6, 60 УК РФ при назначении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, отнесенного законодателем к категории средней тяжести, данные о личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие его наказание, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание Прокопьева И.М., влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Судом исследованы данные о личности Прокопьева И.М., который несудим и к уголовной ответственности привлекается впервые (т. 10 л.д. 208); в психоневрологическом и наркологическом диспансерах на учетах не состоит (т. 10 л.д. 205, 206); по месту жительства участковым уполномоченным полиции характеризуется положительно – в употреблении спиртных напитков и наркотических средств, в нарушении общественного порядка не замечен, жалобы и заявления от соседей на него не поступали (т. 10 л.д. 204); женат (т. 10 л.д. 196, 211), имеет на иждивении одного несовершеннолетнего и одного малолетнего детей (т. 10 л.д. 197, 213, 214), оказывает материальную помощь матери пенсионного возраста, являющейся инвалидом первой группы (т. 12 л.д. 17); супругой ФИО7, допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля защиты по характеристике личности, охарактеризован исключительно с положительной стороны как заботливый супруг, отец и сын, грамотный, интеллектуальный и развитый духовно человек; ответственный сотрудник, неоднократно награжденный различными грамотами и медалями; страдает рядом тяжелых хронических заболеваний (т. 11 л.д. 171-172, 174-203, 205-216, т. 12 л.д. 34-56, 92-96, т. 13 л.д. 106-109); является пенсионером уголовно-исполнительной системы (т. 13 л.д. 111), за время службы в которой зарекомендовал себя компетентным и дисциплинированным сотрудником, пользовавшимся уважением в коллективе, выполнявшим служебно-боевые задачи на территории Северного Кавказа (т. 10 л.д. 222), ветеран боевых действий (т. 10 л.д. 203), был награжден различными ведомственными почетными грамотами, медалями и нагрудными знаками (т. 12 л.д. 6-16); является донором (т. 10 л.д. 164); оказывает благотворительную помощь и участвует в богослужебной жизни, за что неоднократно награжден благодарственными письмами и грамотами религиозных учреждений (т. 10 л.д. 165-167, т. 13 л.д. 112-113); обратился в органы внутренних дел с явкой с повинной по каждому преступлению (т. 10 л.д. 69-70); вину в совершении преступлений признал полностью, в содеянном раскаялся; активно способствовал раскрытию и расследованию преступлений (т. 10 л.д. 83-96); возместил материальный ущерб, причиненный преступлением ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области (т. 11 л.д. 133), а также от его имени ФИО7 на депозитный счет СУ СК России по Тюменской области внесены денежные средства в размере 50000 рублей в счет добровольного частичного возмещения материального ущерба, причиненного преступлением (т. 12 л.д. 65).

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого, суд признает: в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ – наличие малолетнего ребенка у виновного; в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ – явку с повинной по каждому преступлению; активное способствование раскрытию и расследованию преступлений; в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ – добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате преступления ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области; в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ – привлечение к уголовной ответственности впервые, в целом положительные характеристики личности подсудимого, состояние его здоровья, наличие у него на иждивении несовершеннолетнего ребенка, оказание материальной помощи матери, ее возраст и инвалидность; участие в боевых действиях; наличие ведомственных почетных грамот, медалей и нагрудных знаков; оказание благотворительной помощи; донорство; полное признание вины и раскаяние в содеянном.

На основании ст. 327 ГК РФ суд не признает добровольным частичным возмещением материального ущерба, причиненного преступлением, внесение денежных средств на депозитный счет СУ СК России по Тюменской области и не учитывает данное обстоятельство, как смягчающее наказание Прокопьева И.М. по п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ. Вместе с тем, суд оценивает данные действия подсудимого как принятие мер к добровольному частичному возмещению материального ущерба, причиненного преступлением УФСИН России по Тюменской области, что признает смягчающим наказание обстоятельством в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ.

Обстоятельств, отягчающих наказание Прокопьева И.М., судом не установлено.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, которые прямо влияют на вид и размер наказания, суд считает необходимым назначить Прокопьеву И.М. наказание в виде лишения свободы, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 286 УК РФ, поскольку более мягкое наказание не обеспечит достижение целей наказания, предусмотренных ч. 2 ст. 43 УК РФ.

При определении размера наказания суд руководствуется требованиями ч. 1 и ч. 5 ст. 62 УК РФ.

Окончательное наказание Прокопьеву И.М. должно быть назначено по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ, при этом, с учетом фактических обстоятельств совершения преступлений и личности подсудимого суд считает необходимым применить принцип частичного сложения назначенных наказаний.

Обсуждая вопрос о применении к Прокопьеву И.М. положений ст. 73 УК РФ, суд пришел к убеждению, что его исправление и предупреждение совершения им новых преступлений могут быть достигнуты без изоляции подсудимого от общества, но в условиях контроля за ним со стороны специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного в период испытательного срока, в течение которого Прокопьев И.М. должен своим поведением доказать свое исправление, и полагает возможным назначить ему наказание в виде лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ условно, с возложением обязанностей, способствующих его исправлению, с учетом возраста, трудоспособности и состояния здоровья подсудимого.

Кроме того, совершение Прокопьевым И.М. преступлений было непосредственно связано с осуществлением им трудовой деятельности на государственной службе, поэтому на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ, учитывая характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, а также личность виновного, с целью предупреждения новых преступлений суд полагает необходимым назначить дополнительный вид наказания в виде лишения права занимать должности государственной службы, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий.

То обстоятельство, что в настоящее время подсудимый не занимает ту должность, с которой были связаны преступления, не лишает суд возможности назначения дополнительного вида наказания (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 года № 58 «О практике назначения судами РФ уголовного наказания»).

Оценив фактические обстоятельства содеянного и степень общественной опасности действий Прокопьева И.М., характер и размер наступивших последствий, несмотря на наличие смягчающих наказание подсудимого обстоятельств и отсутствие отягчающих его наказание обстоятельств, суд пришел к убеждению, что основания для применения к последнему положений ст. 64 УК РФ, а также для изменения категории совершенных им преступлений на менее тяжкую согласно ч. 6 ст. 15 УК РФ, отсутствуют.

Оснований для применения к Прокопьеву И.М. принудительных работ, как альтернативы лишению свободы в соответствии со ст. 53.1 УК РФ, судом не установлено.

В целях обеспечения исполнения приговора меру пресечения, избранную Прокопьеву И.М. в виде залога, необходимо оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Также в ходе предварительного следствия в отношении Прокопьева И.М. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При решении вопроса о зачете времени его содержания под стражей по данному делу в срок отбытия наказания в случае отмены условного осуждения, суд не решает вопрос о применении положений ч. 3 ст. 72 УК РФ, так как не назначает вид исправительного учреждения в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ.

Оснований для освобождения подсудимого от уголовной ответственности в соответствии с положениями ст. 76.2 УК РФ и ст. 25.1 УПК РФ судом не установлено, при этом, оценка доводам защиты о прекращении уголовного дела и уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Прокопьева И.М. дана судом при рассмотрении соответствующего ходатайства адвоката Еремеева М.Е. в отдельном постановлении.

    В ходе следствия ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области был заявлен гражданский иск на сумму 1016 рублей.

    В судебном заседании представитель потерпевшего ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области ФИО10 от исковых требований отказалась в связи с возмещением подсудимым материального ущерба, причиненного преступлением, последствия отказа от иска, а также ст. ст. 39, 173, 198, 220, 221 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.

    Учитывая, что отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, суд принимает отказ представителя потерпевшего ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области ФИО10 от иска и считает необходимым производство по иску потерпевшего прекратить.

    Вопрос о судьбе вещественных доказательств разрешить в порядке ст. 81 УПК РФ.

При этом, суд не решает вопрос о судьбе вещественных доказательств – государственных контрактов и обрывков этикеток ПАО «Птицефабрика Боровская», хранящихся в камере хранения вещественных доказательств второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Тюменской области, поскольку они одновременно являются вещественными доказательствами по уголовному делу № 11802710040000036.

    Правовые основания для обращения взыскания на денежные средства, внесенные от имени Прокопьева И.М. на депозитный счет СУ СК России по Тюменской области, в счет возмещения материального ущерба, причиненного преступлением УФСИН России по Тюменской области, отсутствуют, распоряжение средствами на указанном счете к компетенции суда не отнесено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд

приговорил:

признать Прокопьева Илью Михайловича виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 УК РФ, ч. 1 ст. 286 УК РФ, и назначить ему наказание:

по ч. 1 ст. 286 УК РФ (преступление в отношении потерпевшего ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области) в виде 1 (одного) года 6 (шести) месяцев лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ с лишением права занимать должности государственной службы, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий, на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев;

по ч. 1 ст. 286 УК РФ (преступление в отношении потерпевшего УФСИН России по Тюменской области) в виде 1 (одного) года 6 (шести) месяцев лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ с лишением права занимать должности государственной службы, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий, на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить Прокопьеву И.М. наказание в виде 2 (двух) лет лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ с лишением права занимать должности государственной службы, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий, на 2 (два) года.

На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 2 (два) года.

В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ обязать Прокопьева И.М.: встать на учет в уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства и являться на регистрацию один раз в месяц в установленные дни; не менять место жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции.

    Дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности государственной службы, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий, на основании ч. 2 ст. 71 УК РФ исполнять самостоятельно, исчисляя срок наказания в соответствии с ч. 4 ст. 47 УК РФ с момента вступления приговора суда в законную силу.

В случае отмены условного осуждения зачесть в срок отбытия наказания время содержания Прокопьева И.М. под стражей по данному делу со 08 июня 2018 года по 07 ноября 2018 года включительно.

Меру пресечения Прокопьеву И.М. в виде залога оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

На основании ч. 10 ст. 106 УПК РФ по вступлению приговора в законную силу возвратить залогодателю сумму, внесенную в качестве залога.

    Принять от представителя потерпевшего ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области ФИО10 отказ от иска. Производство по иску ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области к Прокопьеву Илье Михайловичу о взыскании суммы материального ущерба, причиненного преступлением, в размере 1016 рублей прекратить. Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Вещественные доказательства: личные дела осужденных ФИО6 и ФИО5 – возвратить по принадлежности в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Тюменской области по адресу: г. Тюмень, ул. Бабарынка, д. 75, стр. 3.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Тюменского областного суда в течение десяти суток со дня его провозглашения, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ, путем подачи апелляционных представления, жалоб через Калининский районный суд г. Тюмени.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть указано в его апелляционной жалобе.

В случае подачи апелляционных представления, жалоб другими участниками судопроизводства, затрагивающих интересы осужденного, ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции подается осужденным в течение 10 суток с момента вручения ему копий апелляционных представления, жалоб.

Председательствующий судья                                                  Е.Г. Стамбульцева

1-293/2019

Категория:
Уголовные
Статус:
Вынесен ПРИГОВОР
Истцы
Колмаков С.В.
Другие
Лебедев Д.В.
Еремеев М.Е.
Прокопьев Илья Михайлович
Помазкина Алена Сергеевна
Суд
Калининский районный суд г. Тюмени Тюменской области
Судья
Стамбульцева Елена Геннадьевна
Статьи

286

Дело на странице суда
kalininsky.tum.sudrf.ru
09.07.2020Регистрация поступившего в суд дела
09.07.2020Передача материалов дела судье
09.07.2020Решение в отношении поступившего уголовного дела
09.07.2020Судебное заседание
09.07.2020Судебное заседание
09.07.2020Провозглашение приговора
09.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2020Дело оформлено
04.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее