Дело № 2-1490/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11ноября 2020 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Тирановой Л.В.,
с участием: представителя истца Журкова Н.В.,
при секретаре Ромашвили А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисова В.А. к Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделки,
установил:
Борисов В.А. в лице представителя по доверенности Журкова Н.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», в котором просит признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, возвратить выкупную стоимость в размере 12 754 рубля 35 копеек за земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, оплаченную по договору № 130 от 02 августа 2019 года, снять с государственного кадастрового учета земельный участок, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>;
В обоснование указано, что Борисову В.А. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 35,5 кв.м, кадастровый номер №, назначение: жилое, на основании договора купли-продажи от 06 июля 1992 года по адресу: <адрес>.
В 2019 году истец обратился в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 1500 кв. м. под жилым домом
Постановлением Администрации №284 от 14 марта 2019 года предварительно согласована и утверждена схема на кадастровом плане территории на земельный участок площадью 1500 кв. м. по указанному адресу.
02 августа 2019 года между истцом и Администрацией заключен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по указанному адресу, однако регистрация прав на земельный участок по договору Управлением Росреестра 25 сентября 2019 года приостановлена ввиду отсутствия согласия ГК «Завидово» ФСО России на переход права собственности. Впоследствии истец получил отказ в регистрации прав на указанный участок.
В 2020 году при обращении в архивный отдел Администрации истец 20 марта получил ответ и заверенную копию постановления №5 от 12 марта 1993 года о предоставлении земельного участка общей площадью 1000 кв. м. истцу, Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28 октября 2005 года как ранее учтенный в силу ФЗ №218 от 13 июля 2015 года и имеет кадастровый номер №.
В целях реализации прав на земельный участок кадастровый номер №, опираясь на ст. 60 Земельного кодекса Российской Федераци, истец обратился в суд с указанным иском.
Протокольным определением судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГК «Завидово» ФСО РФ и ПАО «МРСК-Центра»-«Тверьэнерго».
В судебное заседание истец Борисов В.А. при надлежащем извещении участия не принял, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил своего представителя Журкова Н.В., который требования иска поддержал, пояснил, что истцу под жилым домом ранее был предоставлен земельный участок площадью 1000 кв. м., наличие земельного участка с кадастровым номером № и невозможность регистрации прав на него по оспариваемой сделке, нарушает права истца на пользование земельным участком кадастровый номер №. У истца иных объектов недвижимости в деревне не имеется. Применение последствий недействительности сделки будет являться основанием для исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером №, а уплаченные денежные средства по договору купли-продажи подлежат возврату истцу.
Ответчик администрация МО Тверской области «Калининский район» в судебное заседание при надлежащем извещении представителя не направила. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика администрация МО Тверской области «Калининский район » Смирнова А.С., возражая против исковых требований в части признания спорного договора недействительным, указала на правомерность предоставления истцу земельного участка, администрация не была осведомлена о ранее предоставленном под обслуживание жилого дома земельном участке истцу. Впоследствии на основании заявления правообладателя, постановления Администрации были отменены. Оставила разрешение требований о снятии земельного участка с кадастрового учета на усмотрение суда.
Третьи лица - Управление Росреестра по Тверской области, ФКП Рострестра в лице филиала ФКП Рострестра по Тверской области, ГК «Завидово» ФСО РФ и ПАО «МРСК-Центра»-«Тверьэнерго», надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, ФКП Росреестра просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Передача земельного участка из государственной или муниципальной собственности в собственность либо в аренду физических лиц возможна только в случаях и на основаниях предусмотренных действующим законодательством.
При этом, соблюдение общеправового принципа законности применительно к данным правоотношениям, в силу особой значимости земли как пространственного базиса соответствующих территорий, имеет первоочередное значение.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно части 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (в редакции от 12 октября 2016 года, действующей на 27 декабря 2016 года) для предоставления земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок; Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт помещения, в случае обращения собственника помещения, в здании, сооружении, расположенного на испрашиваемом земельном участке; выписка из ЕГРН (ЕГРП) о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРН (ЕГРП) запрашиваемых сведений.
В соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.
Как установлено судом Борисову В.А. на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом общей площадью 35,5 кв.м, кадастровый номер № (инв. номер №), назначение: жилое, на основании договора купли-продажи от 06 июля 1992 года, заключенного с продавцом Холодковой М.М., по адресу: <адрес>, зарегистрированного в БТИ 30 декабря 1002 года, о чем в ЕГРН 06 июня 2014 года сделана запись, что усматривается из выписки ЕГРН, копии правоустанавливающего документа и свидетельства от 06 июня 2014 года, реестрового дела правоустанавливающих документов.
Впоследствии на основании постановления Администрации Большегородского сельсовета №6 от 12 марта 1993 года истцу предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м. в д. Большие Горки под приобретенный жилой дом и ведения приусадебного хозяйства, между земельными участками Ивановой Н.Г. и Сулиминой М.В., что усматривается из архивной копии постановления.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1000 кв. м., расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием для ЛПХ и ИЖС, поставлен на государственный кадастровый учет 28 октября 2005 года по адресу: <адрес>, границы не установлены, право собственности зарегистрировано за Борисовым В.А. 22 октября 2020 года на основании постановления Администрации Большегородского сельсовета от 12 марта 1993 года.
В 2019 году истец обратился в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 1500 кв. м. под жилым домом.
Постановлением Администрации №284 от 14 марта 2019 года предварительно согласована и утверждена схема на кадастровом плане территории на земельный участок площадью 1500 кв. м. по адресу: Тверская область, Калининский район, Тургиновское сельское поселение, д. Большие Горки.
02 августа 2019 года Администрацией вынесено Постановление №1009, «О предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимости Борисову В.А.» на основании чего в тот же день между истцом и Администрацией заключен договор купли-продажи земельного участка №130, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв. м, кадастровый номер №, разрешенное использование для ИЖС, расположенного по указанному адресу, выкупная цена установлена в размере 12754 руб. 35 коп.
Истец свои обязательства по оплате указанного имущества выполнил, перечислив Администрации денежные средства в размере 12754 руб. 35 коп. согласно акта установления выкупной цены от 24 июля 2019 года, что подтверждается чеком-ордером Сбербанка РФ от 09 августа 2019 года и не оспаривается ответчиком.
Установлено, что земельный участок кадастровый номер № площадью 1500 кв. м, поставлен на кадастровый учет 20 мая 2019 года на основании заявления Администрации от 06 мая 2019 года, образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена на основании схемы расположения участка на КПТ, утвержденной постановлением Администрации №284 от 14 марта 2019 года. Земельный участок частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, охранной зоны, зоны хозяйственного назначения №2 ГК «Завидово» ФСО России, границы земельного участка установлены в действующей системе координат.
Вместе с тем, уведомлением Управления Росреестра от 25 декабря 2019 года истцу отказано в регистрации прав на земельный участок кадастровый номер № на основании договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв. м, от 02 августа 2019 года ввиду отсутствия обязательного в силу закона согласования ГК «Завидово» ФСО России на продажу земельного участка, входящего в зону хозяйственного назначения №2.
Установлено, что впоследствии постановлением администрации от 07 августа 2020 года №1082 отменены постановления Администрации №284 от 14 марта 2019 года « О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы на кадастровом плане территории Борисову В.А.» и постановления Администрации от 02 августа 2019 года №1009 « О предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимости Борисову В.А.» на основании заявления Борисова В.А.
Уведомлением Управления Росреестра от 17 августа 2020 года возвращено заявление администрации о снятии земельного участка кадастровый номер №, статус сведение «Актуальные» с государственного кадастрового учета без рассмотрения с указанием, что если в течение 5 лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, не осуществлена государственная регистрация прав, орган регистрации прав снимает указанный участок с государственного кадастрового учета.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки
Из разъяснений, изложенных в пункте 84 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно абзацу второму пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной.
Под лицом, заинтересованным в предъявлении иска о признании недействительной ничтожной сделки, следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов.
С 01 января 2017 года Федеральным законом от 03 июля 2016 № 334-ФЗ абзац третий пункта 2 статьи 3.3 излагается в новой редакции, согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Таким образом, на момент заключения договора купли-продажи, соответствующими полномочиями в отношении распоряжения спорными земельными участками обладала Администрации МО «Калининский район».
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ требования восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания сделки недействительной и применения последствий ее недействительности являются законными способами защиты гражданских прав.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьями 130, 261 ГК РФ, статьей 11.1 ЗК РФ объектом права собственности может быть земельный участок, то есть часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством.
Поскольку ненормативный акт органа местного самоуправления отменен, нарушенное право подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае иск направлен на защиту прав, законных интересов Борисова В.А., в связи с необоснованным предоставлением земельного участка в собственность за плату при наличии ранее предоставленного в установленном законом порядке земельного участка и отсутствием законных оснований для заключения оспариваемой сделки.
С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что нарушенные права и законные интересы истца подлежат восстановлению путем признания оспариваемой сделки недействительной в силу ничтожности, поскольку оспариваемая сделка нарушает требования закона.
Частью 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В связи с чем, денежные средства, полученные от Борисова В.А. по договору купли-продажи, подлежат возврату ему из соответствующего муниципального бюджета.
Настоящее решение после вступления в законную силу является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв. м., адрес местонахождения объекта: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Борисова В.А. к Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделки удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 02 августа 2019 года земельного участка с кадастровым номером № заключенный между администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» и Борисовым В,А..
Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи от 02 августа 2019 года, возвратить (взыскать) Борисову В.А. из муниципального бюджета денежные средства, оплаченные по договору купли-продажи, в размере 12 754,35 руб.
Данное решение после вступления в законную силу является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв. м., адрес местонахождения объекта: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.
Судья Л.В. Тиранова
Решение в окончательной форме составлено 18 ноября 2020 года.
Судья Л.В. Тиранова
Дело № 2-1490/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11ноября 2020 года город Тверь
Калининский районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Тирановой Л.В.,
с участием: представителя истца Журкова Н.В.,
при секретаре Ромашвили А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисова В.А. к Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделки,
установил:
Борисов В.А. в лице представителя по доверенности Журкова Н.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район», в котором просит признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, возвратить выкупную стоимость в размере 12 754 рубля 35 копеек за земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, оплаченную по договору № 130 от 02 августа 2019 года, снять с государственного кадастрового учета земельный участок, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>;
В обоснование указано, что Борисову В.А. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 35,5 кв.м, кадастровый номер №, назначение: жилое, на основании договора купли-продажи от 06 июля 1992 года по адресу: <адрес>.
В 2019 году истец обратился в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 1500 кв. м. под жилым домом
Постановлением Администрации №284 от 14 марта 2019 года предварительно согласована и утверждена схема на кадастровом плане территории на земельный участок площадью 1500 кв. м. по указанному адресу.
02 августа 2019 года между истцом и Администрацией заключен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по указанному адресу, однако регистрация прав на земельный участок по договору Управлением Росреестра 25 сентября 2019 года приостановлена ввиду отсутствия согласия ГК «Завидово» ФСО России на переход права собственности. Впоследствии истец получил отказ в регистрации прав на указанный участок.
В 2020 году при обращении в архивный отдел Администрации истец 20 марта получил ответ и заверенную копию постановления №5 от 12 марта 1993 года о предоставлении земельного участка общей площадью 1000 кв. м. истцу, Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28 октября 2005 года как ранее учтенный в силу ФЗ №218 от 13 июля 2015 года и имеет кадастровый номер №.
В целях реализации прав на земельный участок кадастровый номер №, опираясь на ст. 60 Земельного кодекса Российской Федераци, истец обратился в суд с указанным иском.
Протокольным определением судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГК «Завидово» ФСО РФ и ПАО «МРСК-Центра»-«Тверьэнерго».
В судебное заседание истец Борисов В.А. при надлежащем извещении участия не принял, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил своего представителя Журкова Н.В., который требования иска поддержал, пояснил, что истцу под жилым домом ранее был предоставлен земельный участок площадью 1000 кв. м., наличие земельного участка с кадастровым номером № и невозможность регистрации прав на него по оспариваемой сделке, нарушает права истца на пользование земельным участком кадастровый номер №. У истца иных объектов недвижимости в деревне не имеется. Применение последствий недействительности сделки будет являться основанием для исключения сведений о земельном участке с кадастровым номером №, а уплаченные денежные средства по договору купли-продажи подлежат возврату истцу.
Ответчик администрация МО Тверской области «Калининский район» в судебное заседание при надлежащем извещении представителя не направила. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика администрация МО Тверской области «Калининский район » Смирнова А.С., возражая против исковых требований в части признания спорного договора недействительным, указала на правомерность предоставления истцу земельного участка, администрация не была осведомлена о ранее предоставленном под обслуживание жилого дома земельном участке истцу. Впоследствии на основании заявления правообладателя, постановления Администрации были отменены. Оставила разрешение требований о снятии земельного участка с кадастрового учета на усмотрение суда.
Третьи лица - Управление Росреестра по Тверской области, ФКП Рострестра в лице филиала ФКП Рострестра по Тверской области, ГК «Завидово» ФСО РФ и ПАО «МРСК-Центра»-«Тверьэнерго», надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, ФКП Росреестра просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Передача земельного участка из государственной или муниципальной собственности в собственность либо в аренду физических лиц возможна только в случаях и на основаниях предусмотренных действующим законодательством.
При этом, соблюдение общеправового принципа законности применительно к данным правоотношениям, в силу особой значимости земли как пространственного базиса соответствующих территорий, имеет первоочередное значение.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно части 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (в редакции от 12 октября 2016 года, действующей на 27 декабря 2016 года) для предоставления земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок; Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт помещения, в случае обращения собственника помещения, в здании, сооружении, расположенного на испрашиваемом земельном участке; выписка из ЕГРН (ЕГРП) о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРН (ЕГРП) запрашиваемых сведений.
В соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.
Как установлено судом Борисову В.А. на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом общей площадью 35,5 кв.м, кадастровый номер № (инв. номер №), назначение: жилое, на основании договора купли-продажи от 06 июля 1992 года, заключенного с продавцом Холодковой М.М., по адресу: <адрес>, зарегистрированного в БТИ 30 декабря 1002 года, о чем в ЕГРН 06 июня 2014 года сделана запись, что усматривается из выписки ЕГРН, копии правоустанавливающего документа и свидетельства от 06 июня 2014 года, реестрового дела правоустанавливающих документов.
Впоследствии на основании постановления Администрации Большегородского сельсовета №6 от 12 марта 1993 года истцу предоставлен земельный участок площадью 1000 кв.м. в д. Большие Горки под приобретенный жилой дом и ведения приусадебного хозяйства, между земельными участками Ивановой Н.Г. и Сулиминой М.В., что усматривается из архивной копии постановления.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1000 кв. м., расположенный на землях населенных пунктов, с разрешенным использованием для ЛПХ и ИЖС, поставлен на государственный кадастровый учет 28 октября 2005 года по адресу: <адрес>, границы не установлены, право собственности зарегистрировано за Борисовым В.А. 22 октября 2020 года на основании постановления Администрации Большегородского сельсовета от 12 марта 1993 года.
В 2019 году истец обратился в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 1500 кв. м. под жилым домом.
Постановлением Администрации №284 от 14 марта 2019 года предварительно согласована и утверждена схема на кадастровом плане территории на земельный участок площадью 1500 кв. м. по адресу: Тверская область, Калининский район, Тургиновское сельское поселение, д. Большие Горки.
02 августа 2019 года Администрацией вынесено Постановление №1009, «О предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимости Борисову В.А.» на основании чего в тот же день между истцом и Администрацией заключен договор купли-продажи земельного участка №130, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв. м, кадастровый номер №, разрешенное использование для ИЖС, расположенного по указанному адресу, выкупная цена установлена в размере 12754 руб. 35 коп.
Истец свои обязательства по оплате указанного имущества выполнил, перечислив Администрации денежные средства в размере 12754 руб. 35 коп. согласно акта установления выкупной цены от 24 июля 2019 года, что подтверждается чеком-ордером Сбербанка РФ от 09 августа 2019 года и не оспаривается ответчиком.
Установлено, что земельный участок кадастровый номер № площадью 1500 кв. м, поставлен на кадастровый учет 20 мая 2019 года на основании заявления Администрации от 06 мая 2019 года, образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена на основании схемы расположения участка на КПТ, утвержденной постановлением Администрации №284 от 14 марта 2019 года. Земельный участок частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, охранной зоны, зоны хозяйственного назначения №2 ГК «Завидово» ФСО России, границы земельного участка установлены в действующей системе координат.
Вместе с тем, уведомлением Управления Росреестра от 25 декабря 2019 года истцу отказано в регистрации прав на земельный участок кадастровый номер № на основании договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1500 кв. м, от 02 августа 2019 года ввиду отсутствия обязательного в силу закона согласования ГК «Завидово» ФСО России на продажу земельного участка, входящего в зону хозяйственного назначения №2.
Установлено, что впоследствии постановлением администрации от 07 августа 2020 года №1082 отменены постановления Администрации №284 от 14 марта 2019 года « О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы на кадастровом плане территории Борисову В.А.» и постановления Администрации от 02 августа 2019 года №1009 « О предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимости Борисову В.А.» на основании заявления Борисова В.А.
Уведомлением Управления Росреестра от 17 августа 2020 года возвращено заявление администрации о снятии земельного участка кадастровый номер №, статус сведение «Актуальные» с государственного кадастрового учета без рассмотрения с указанием, что если в течение 5 лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, не осуществлена государственная регистрация прав, орган регистрации прав снимает указанный участок с государственного кадастрового учета.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки
Из разъяснений, изложенных в пункте 84 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно абзацу второму пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной.
Под лицом, заинтересованным в предъявлении иска о признании недействительной ничтожной сделки, следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов.
С 01 января 2017 года Федеральным законом от 03 июля 2016 № 334-ФЗ абзац третий пункта 2 статьи 3.3 излагается в новой редакции, согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Таким образом, на момент заключения договора купли-продажи, соответствующими полномочиями в отношении распоряжения спорными земельными участками обладала Администрации МО «Калининский район».
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ требования восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания сделки недействительной и применения последствий ее недействительности являются законными способами защиты гражданских прав.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьями 130, 261 ГК РФ, статьей 11.1 ЗК РФ объектом права собственности может быть земельный участок, то есть часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством.
Поскольку ненормативный акт органа местного самоуправления отменен, нарушенное право подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае иск направлен на защиту прав, законных интересов Борисова В.А., в связи с необоснованным предоставлением земельного участка в собственность за плату при наличии ранее предоставленного в установленном законом порядке земельного участка и отсутствием законных оснований для заключения оспариваемой сделки.
С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что нарушенные права и законные интересы истца подлежат восстановлению путем признания оспариваемой сделки недействительной в силу ничтожности, поскольку оспариваемая сделка нарушает требования закона.
Частью 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В связи с чем, денежные средства, полученные от Борисова В.А. по договору купли-продажи, подлежат возврату ему из соответствующего муниципального бюджета.
Настоящее решение после вступления в законную силу является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв. м., адрес местонахождения объекта: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Борисова В.А. к Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделки удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 02 августа 2019 года земельного участка с кадастровым номером № заключенный между администрацией муниципального образования Тверской области «Калининский район» и Борисовым В,А..
Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи от 02 августа 2019 года, возвратить (взыскать) Борисову В.А. из муниципального бюджета денежные средства, оплаченные по договору купли-продажи, в размере 12 754,35 руб.
Данное решение после вступления в законную силу является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв. м., адрес местонахождения объекта: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.
Судья Л.В. Тиранова
Решение в окончательной форме составлено 18 ноября 2020 года.
Судья Л.В. Тиранова