РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2-1604/2023
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.,
при секретаре Куроптевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беловой Ирины Юрьевны к садоводческому некоммерческому товариществу «Старт» об обязании демонтажа и переноса площадки для сбора мусора,
УСТАНОВИЛ:
Белова И.Ю. обратилась в Лужский городской суд с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Старт» (далее – СНТ «Старт») об обязании устранить нарушение ее права на благоприятную окружающую среду путем демонтажа и переноса площадки для сбора мусора, расположенной рядом с участком №, адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что в 2012 году приобрела в СНТ «Старт» земельный участок № площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенный по указанному адресу, без строений. На момент приобретения участка мусорная свалка уже располагалась рядом с участком. Истец планировала построить дом на земельном участке, однако в настоящее время построен только временный садовый домик, поскольку мусорная свалка не дает истцу возможности отдыхать на участке. Мусорные контейнеры установлены не на выезде из садоводства, а в тупике, у крайнего участка истца, в связи с чем, мимо ее участка в день проезжает около 25 машин дачников, и два раза в неделю – грузовая машина мусоровоз, который собирает контейнеры в полутора метрах от ее калитки в утренние часы, что сопровождается громкими звуками. Члены товарищества бросают у площадки шины и остатки лакокрасочных и строительных материалов. В ветреную погоду на участок истца летит мусор, бумага, упаковки, остатки продуктов питания. Также на участке появились крысы, стоит резкий запах гниения.
Истец и другие члены садоводства в течение нескольких лет неоднократно обращались к председателю садоводства, а также в Лужскую городскую прокуратуру с заявлениями о демонтаже и переносе мусорной площадки, на которые получили ответы об отсутствии нарушений при размещении контейнерной площадки.
Ссылаясь на положения ст. 42 КонституцииРФ, ст.ст. 1,8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 32,34 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», п.5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», истец просит обязать ответчика демонтировать и перенести вышеуказанную площадку для сбора мусора, расположенную рядом с принадлежащим ей земельным участком.
В судебном заседании истец Белова И.Ю. заявленные требования поддерживает по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Суханова Н.В., действующая на основании доверенности от 22.06.2023, считает исковые требования подлежат удовлетворению на основании СНиП 30-02-97.
Представляющая интересы ответчика СНТ «Старт» председатель правления Поминова Ю.С. заявленные исковые требования не признает, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что истец, приобретая земельный участок в 2012 году, видела и знала о расположении существующей площадки для сбора мусора. Решение о размещении контейнерной площадки для сбора мусора принято в 2010 году общим собранием членов садоводства, что подтверждается протоколом отчетно-выборного собрания СНТ «Старт» от 05.06.2010. Не согласна с доводами истца о наличии запахов с площадки и появлении крыс. Указывает, что все отходы находятся в полиэтиленовых пакетах в металлическом контейнере. Сама площадка забетонирована и окружена с трех сторон профлистами, что соответствует п. 5.10 «СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр. Полагает, истец не представила объективных доказательств захламления контейнерной площадки, возникновения запахов и появления грызунов, антисанитарного состояния, опасного для здоровья, вреда, причиненного ее здоровью или имуществу. Площадка содержится в надлежащем состоянии. Захламления площадки и территории вокруг нее отсутствуют. СНТ «Старт» заключило договор со специализированной организацией на вывоз мусора и данный вывоз осуществляется 2 раза в неделю в период с апреля по октябрь, а в другие месяцы осуществляется по телефонной заявке. Указывает, что согласно п.2 Решения Лужского городского совета народных депутатов Ленинградской области от 21.01.1982 № 32/2 «Об утверждении проекта организации территории садоводческих товариществ Ленинского, Петродворцового и Кронштадтского районов на станции Мшинская Лужского района» рабочим проектом организации территории не решен вопрос свалки бытовых отходов, единой для садоводческих товариществ. Т.о., организация места для сбора отходов ложится непосредственно на садовые товарищества, расположенные в границах указанных территорий. Застройка участка и установка площадки с контейнером для сбора мусора на данном месте в СНТ «Старт» сложилась с 2010 года. Это единственное место в товариществе, где возможно установить площадку для сбора мусора. Выбор места обусловлен плотностью застройки, отсутствием с момента образования СНТ места для сбора ТБО, а также тем, что место находится в конце садоводства, в тупике и на самом удаленном расстоянии от домов. 23.08.2023 проведено обследование прилегающей территории к контейнерной площадке на территории СНТ «Старт», которого был произведен осмотр и замер прилегающей территории контейнерной площадки к земельному участку №, принадлежащему истцу. В результате замеров установлено: расстояние от контейнерной площадки до границы участка № (угол забора) составляет 10,5 м; расстояние от контейнерной площадки до входа (калитки) на участок № составляет 16,5 м; расстояние от контейнерной площадки до строения (садовый дом) составляет более 30 м. Осмотром также установлено, что по периметру участка на территории коллективно-долевой собственности плотно посажены ёлки. Участок № не межеван, строения не зарегистрированы в органе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Ссылается на приказ Росстандарта от 02.04.2020 № 687, согласно которому, СНиП 30-02-97, применяется исключительно на добровольной основе.
Третье лицо администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, надлежащим образом уведомленная о месте и времени слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направила, отзыв по заявленным требованиям не представила.
Привлеченное к участию в деле для дачи заключения Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, представило письменное заключение от 14.09.2023, в котором указано: 08.09.2023 года должностным лицом Территориального отдела проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования по адресу: <адрес>. По результатам выездного обследования установлено, что контейнерная площадка накопления ТБО расположена на земельном участке общего пользования СНТ «Старт», имеет твердое бетонное покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение высотой более 1 метра и оборудованный подъездной путь для автотранспорта, расстояние до ближайшего нормируемого объекта (жилого садового домика) более 20 метров. На контейнерной площадке размещен контейнер для смешанного накопления ТКО - 1 шт., что соответствует Требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарноэпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Мусора вокруг контейнерной площадки, грызунов (крыс и мышей), а также следов их пребывания не обнаружено. На основании фактов, установленных по результатам выездного обследования, сведения о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинении вреда жизни, здоровью граждан, изложенные в исковом заявлении Беловой И.Ю., не подтвердились. Место размещения площадки для сбора мусора в СНТ «Старт» после получения заключения о соответствии/несоответствии мест (площадок) накопления ТКО требованиям законодательства Российской Федерации можно считать соответствующим санитарному законодательству
Суд, выслушав стороны, представителя истца, изучив материалы дела, находит исковые требования Беловой И.Ю. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ,собственник может требовать устранения всяких нарушение его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).
Указанный Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 217-ФЗ установлено, что имущество общего пользования представляет собой расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости и иные объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории.
Согласно п.1 ст. 7 Закона, товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В силу ч.1 ст.18 Закона, к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся: принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования (п.5); принятие решения о передаче земельных участков и (или) находящихся на них объектов недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования, гражданам или организациям в аренду либо в безвозмездное пользование или об установлении сервитута в отношении такого имущества, а также определение условий использования такого имущества для целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.5.1).
Согласно п.2.4 Устава СНТ «Старт», утвержденного решением общего собрания членов СНТ «Старт» от 01.06.2019, товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица решением Лужского городского Совета народных депутатов Ленинградской области № 262/3 от 16.07.1981, перерегистрационное Постановление главы администрации Лужского района Ленинградской области № 60 от 01.02.1994, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о СНТ «Старт» за ОГРН 1034701558330.
Границы территории ведения садоводства членами товарищества и лицами, ведущими садоводство без участия в товариществе, определяются границами земельного участка площадью 20,1 га, предоставленного товариществу Решением № 344/14 от 10.10.1980 Исполнительного комитета Лужского городского Совета народных депутатов и Решением № 90/2 от 23.08.1981 Ленинградского областного Совета народных депутатов (п.2.3 Устава).
Основными целями и задачами деятельности товарищества является, в том числе, управление, содержание, благоустройство имуществом общего пользования, обеспечение санитарного, противопожарного состояния общего имущества, земельных участков общего назначения (п.п.6.2.1, 6.2.2 Устава).
В соответствии с п. 7.8.1.5 Устава, принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общества пользования, в т.ч. земельных участков общего назначения, и о порядке его использования, относится к исключительной компетенции Общего собрания членов товарищества.
.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч.1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), регламентированы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, зарегистрированы в Минюсте России 29.01.2021 N62297, (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно требованиям п. 3 ч. II СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В п.4 ч. II СанПиН 2.1.3684-21 указано, что расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; в сельских населённых пунктах - не менее 15 метров.
В соответствии с п. 5 ч. II СанПиН 2.1.3684-21 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Согласно требованиям п.п. 8-10 ч. II СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов. При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (п. 3 ч. II Правил). В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 ч. II Правил).
В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос) (п. 6 ч. II Правил).
В ходе рассмотрения дела установлено:
Истец Белова И.Ю. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли – продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10,11).
Решением общего собрания садоводов СНТ «Старт» от 10.05.2012 Белова И.Ю. принята в члены садоводства (л.д. 95-98).
05.06.2010 на отчетно-выборном собрании СНТ «Старт» принято решение об установлении контейнерной площадки для сбора мусора в конце садоводства, около тропы в лес. Выбор места обусловлен плотностью застройки, отсутствием с момента образования СНТ места для сбора ТБО, а также тем, что место находится в конце садоводства, в тупике и на самом удаленном расстоянии от домов. При этом указано: другого места для размещения площадки сбора мусора в СНТ нет (л.д. 35-37).
23.08.2023 членами правления СНТ «Старт» составлен акт обследования прилегающей территории к контейнерной площадке, в соответствии с которым был произведен осмотр и замер прилегающей территории контейнерной площадки к участку №. Согласно произведенным замерам, расстояние от угла забора (профлиста) до контейнерной площадки составляет 10,5 м, от входа (калитки) на участок – 16,5 м, от строения – 30,5 м. Также по периметру участка на территории коллективно-долевой собственности плотно посажены елки. Участок не отмежеван, строения не зарегистрированы.
08.09.2023 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском и Лужском районах составлен акт выездного обследования по результатам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом №, по адресу: <адрес>, для оценки достоверности сведений, изложенных в исковом заявлении Беловой И.Ю. По результатам проведения выездного обследования установлено: контейнерная площадка накопления ТБО расположена на земельном участке общего пользования СНТ «Старт», имеет твердое бетонное покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение высотой более 1 метра и оборудованный подъездной путь для автотранспорта, расстояние до ближайшего нормируемого объекта (жилого садового домика) более 20 м. На контейнерной площадке размещен контейнер для смешанного накопления ТКО – 1 шт., что соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, санитарным правилам СанПиН 2.1.3684-21. Мусора вокруг контейнерной площадки, грызунов (крыс и мышей), а также следов их пребывания не обнаружено.
Согласно ответу Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском и Лужском районах на запрос суда от 13.11.2023, Территориальным отделом рассмотрен запрос администрации Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от 02.11.2023 № и предоставленные к запросу материалы и документы СНТ «Старт», в том числе заявка о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО в СНТ «Старт» по адресу: <адрес>, географические координаты <данные изъяты>. Представленные к настоящему запросу материалы и документы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам СанПиН 2.1.3684-21, о чем СНТ «Старт» выдано заключение о соответствии мест (площадок) накопления ТКО от 02.11.2023 №.
Т.о., в ходе судебного разбирательства установлено, что месторасположение контейнерной площадки для сбора мусора на территории СНТ «Старт» было определено на основании решения общего собрания членов СНТ «Старт» от 05.06.2010, данное размещение согласовано с администрацией Мшинского сельского поселения, в границах которого находится СНТ «Старт».
Рассматриваемая контейнерная площадка, размещенная на территории садоводческого товарищества, как следует из доказательств, полученных в ходе рассмотрения дела, соответствует требованиями законодательства.
В соответствии со ст.56 ГПК РФкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Бремя доказывания нарушения существующего права лежит на истце.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что вследствие размещения площадки для сбора мусора были нарушены ее права и законные интересы.
Доводы о наличии неприятных запахов, грызунов, появившихся на участке истца в результате размещения контейнерной площадки для сбора мусора, не подтверждены какими-либо доказательствами, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание.
Представленные истцом в материалы дела фотографии, на которых изображен полный контейнер с мусором, не опровергают установленные по делу обстоятельства, подтвержденные вышеуказанными актами.
Суд находит не могут быть приняты во внимание ссылки истца на СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утвержденные Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр, поскольку указанные Правила не являются нормативным правовым актом, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ и официально опубликованным.
Кроме того, суд, учитывает, что при получении в собственность истцом указанного участка, спорная площадка для сбора мусора уже существовала на том же месте и истец имела возможность предполагать, при наличии обыкновенной степени осмотрительности, возможное наступление последствий на которые ссылается при обращении в суд.
Т.о. основания для удовлетворения исковых требований Беловой И.Ю. к СНТ «Старт» об обязании демонтажа и площадки для сбора мусора, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Беловой Ирины Юрьевны к Садоводческому некоммерческому товариществу «Старт» об обязании демонтажа и переноса площадки для сбора мусора, расположенной в СНТ «Старт» <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда в окончательной форме изготовлено 22.11.2023
47RS0012-01-2023-001466-16