О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
21 декабря 2017 года г. Абакан
Дело № 3а-97/2017
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Павлюченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ерофеева Владимира Сергеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания,
УСТАНОВИЛ:
Ерофеев В.С. 3 ноября 2017 г. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым №, общей площадью ..... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска указал, что кадастровая стоимость данного здания по состоянию на 14 ноября 2011 г. составляет 34199355,29 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, определённую в отчёте оценщика, выполненного по заказу административного истца и составляющую 10056000 рублей.
Полагая, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости здания его рыночной стоимости нарушает права административного истца, возлагая на него обязанности по внесению налога на имущество физических лиц в большем размере, чем следовало бы, просит установить кадастровую стоимость указанного здания, равной его рыночной стоимости, определённой независимым оценщиком.
В судебном заседании административный истец Ерофеев В.С. и представитель административного истца Лапина М.А., действующая на основании доверенности от 16 октября 2017 г., требования административного искового заявления поддержали, приводя изложенные в нём доводы.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Зубец Н.В., действующая на основании доверенности от 5 октября 2017 г. пояснила, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку не утверждало оспариваемые результаты кадастровой стоимости.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Абакана Варламова А.Ю., действующая на основании доверенности от 9 января 2017 г., полагала, что у административного истца отсутствует право на применение результатов оспаривания кадастровой стоимости, ставшей архивной.
Заинтересованные лица Титовский Н.Н., Рукосуев А.В., Сморкалов А.А., генеральный директор ООО «Строитель» Кузнецова И.В., действующая на основании Устава общества, требования административного истца поддержали.
Представители административных ответчиков Правительства Республики Хакасия Кравченко Ю.А., действующая на основании доверенности от 12 декабря 2016 г., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Музалева Н.А., действующая на основании доверенности от 9 ноября 2017 г., извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли, представили письменные отзывы на административное исковое заявление, в котором указали на отсутствие спора с административным истцом по его праву на установление в судебном порядке кадастровой стоимости здания в размере, равном его рыночной стоимости, а также просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что Ерофеев В.С. владеет долей ..... в праве общей долевой собственности на здание с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, площадью ..... кв.м.
Полагая, что кадастровая стоимость здания в размере 34199355,29 рублей, утвержденная по состоянию на 14 ноября 2011 г. постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 сентября 2012 г. № 638, является необоснованной, просит установить его кадастровую стоимость равной рыночной стоимости в размере 10056000 рублей.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27 октября 2016 г. № 020-146-п утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Хакасия, по состоянию на 1 января 2016 г., на основании чего в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о новой кадастровой стоимости здания. Кадастровая стоимость здания с кадастровым №, определенная по состоянию на 14 ноября 2011 г., стала архивной.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
В силу части 2 статьи 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Абзацами четвертым и пятым статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) установлено, что в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Законом Республики Хакасия от 14 июля 2015 г. № 64-ЗРХ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Республики Хакасия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 402, абзацам третьему и четвертому пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку требования административного истца по оспариванию кадастровой стоимости здания по состоянию на 14 ноября 2011 г. не связаны с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, и доказательства обратного не представлены, сведения о кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости, могут применяться для целей, связанных с расчетом налога на имущество физических лиц, только с 1 января 2017 г., то есть с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Таким образом, установленная судом кадастровая стоимость, если спор не был связан с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, используется для исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
На это обращено внимание судов и в абзаце первом пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Однако, как указано выше, с 1 января 2017 г. уже действует иная кадастровая стоимость здания с кадастровым №, исходя из которой и будет производиться расчет налога на имущество физических лиц с указанного времени в силу статей 5, 402, пунктов 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на дату обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением (на 3 ноября 2017 г.) право на применение результатов оспаривания кадастровой стоимости здания по состоянию на 14 ноября 2011 г. не сохраняется.
При таких обстоятельствах, и с учетом того, что оспариваемая административным истцом, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 сентября 2012 г. № 638, кадастровая стоимость здания в размере 34199355,29 рублей, уже пересмотрена в установленном порядке и перестала затрагивать права и законные интересы Ерофеева В.С., производство по делу подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 313-315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Ерофеева Владимира Сергеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым № по состоянию на 14 ноября 2011 г.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в течение пятнадцати дней.
Председательствующий О.В Вениченко