Решение по делу № 2а-1607/2021 от 27.10.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2021года город Кузнецк

Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области Зинченко Н.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в городе Кузнецке Пензенской области в помещении суда административное дело УИД № 58RS0017-01-2021-004597-42 по административному иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального законодательства и законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами в деятельности администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

Приводя положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», указали, что постановлением администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 24 мая 2019 года № 36 утверждены Реестр и Схема размещения мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

Проведенной проверкой установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не соответствуют требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Так, на площадках, находящихся по адресу: <адрес>, отсутствуют контейнеры, бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

20 августа 2021 года прокуратурой района в адрес администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области было вынесено представление о нарушении жилищно-коммунального хозяйства и законодательства по обращению с твердыми коммунальными отходами. Однако выявленные нарушения законодательства так и не устранены.

Данные нарушения приводят к образованию несанкционированных свалок на территории муниципального образования, тем самым ограничивают права граждан на благоприятную среду, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.

Указанное нарушение закона допущено по причине ненадлежащего исполнения работниками администрации сельсовета своих должностных обязанностей при условии недостаточного контроля за деятельностью подчиненных работников со стороны главы поселковой администрации, что влечен ущемление прав граждан в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Просил признать незаконным бездействие администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований п. 17 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и обязать администрацию Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01 июня 2022 года.

Определением суда от 25 ноября 2021 года рассмотрение настоящего административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, в связи с наличием ходатайства об этом административного истца и письменного согласия представителя административного ответчика, в котором также выражено признание иска с разъяснением последствий такого признания.

Суд, исследовав письменные материалы административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, исходя из ходатайств сторон о применении такого производства по делу, при неявке сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, учитывая письменную позицию представителя административного ответчика о признании административного иска, приходит к выводу об обоснованности и законности административных исковых требований прокурора Кузнецкого района Пензенской области на основании следующего.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями п. 18 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом положений Устава Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области к вопросам местного значения Чибирлейского сельсовета относится участие в организации деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1).

Из положений ст. 8 названного Федерального закона следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 7 ст. 12 указанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 13 этого же закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 3 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21» на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно п. 17 указанных Правил на территориях сельских поселений вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

Из письменных материалов дела следует, что постановлением главы администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 24 мая 2019 года № 36 принято решение об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), расположенных на территории Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области (п. 1 постановления). Также постановлено утвердить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), расположенных на территории Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области; опубликовать настоящее постановление в информационном бюллетене Комитета местного самоуправления Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области «Сельские ведомости» (п.п. 2, 3 постановления).

Вместе с тем 20 августа 2021 года прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведено обследование мест (площадок) накопления ТБО, расположенных на территории Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области. В ходе проверки установлено, что на площадках, находящихся по адресу: <адрес>, отсутствуют контейнеры, бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Указанное обстоятельство подтверждается актом осмотра территории от 20 августа 2021 года.

С целью устранения выявленных нарушений 20 августа 2021 года главе администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области внесено представление, содержащее требование о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

Из ответа администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от 15 сентября 2021 года следует, что выявленные нарушения законодательства устранены, приняты к сведению и впредь допускаться не будут. Администрацией ведется работа по установке контейнеров на бетонное покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Распоряжением главы Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области № 17 от 14 сентября 2021 года глава администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Медведев Ю.М. за нарушение земельного законодательства привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

26 октября 2021 года прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального законодательства и законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами в администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

Проведенной проверкой было установлено, что места (площадки) накопления ТБО не соответствуют требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Так, на площадках, находящихся по адресу: <адрес>, отсутствуют контейнеры, бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Данное обстоятельство подтверждается объяснением главы администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Медведева Ю.М. от 26 октября 2021 года,

Факт наличия на территории Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований признан главой администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Медведевым Ю.М.

Исходя из изложенного, бездействие со стороны административного ответчиков, выразившееся в неустранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального законодательства и законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, способствует образованию несанкционированных свалок на территории муниципального образования, тем самым ограничивает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.

На основании ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Из положений ч. 2 ст. 157 КАС РФ следует, что, если по данной категории административных дел не допускаются признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанного распорядительного действия по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.

Главой 22 КАС РФ не установлено запрета на признание административным ответчиком административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления.

Исходя из чего, судом принимается признание административным ответчиком названного административного иска прокурора Кузнецкого района, поскольку оно не противоречит требованиям закона, выражен в письменной форме с указанием последствий такого признания.

Оценив в соответствии со ст. ст. 59, 60 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания незаконным бездействия администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере жилищно-коммунального законодательства и законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области.

В связи с чем, с учетом требований ст. 187, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ на административного ответчика следует возложить обязанность по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01 июня 2022 года, считая такой срок разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного, административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области подлежит удовлетворению.

Исходя из положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, сторона административного ответчика освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228, 293-294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований п. 17 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» по оборудованию площадок для накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области, твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы площадок.

Обязать администрацию Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в срок до 01 июня 2022 года оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией Чибирлейского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в Кузнецкий районный суд Пензенской области и прокурору Кузнецкого района Пензенской области.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения его копии.

Судья:

2а-1607/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кузнецкого района
Ответчики
администрация Чибирлейского сельсовета
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Зинченко Н.К.
Дело на сайте суда
kuznetsky.pnz.sudrf.ru
27.10.2021Регистрация административного искового заявления
27.10.2021Передача материалов судье
28.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2021Подготовка дела (собеседование)
17.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
25.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее