Судья Черникова О.В. Дело № 33-4988/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А.,
судей Ошманкевича Р.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 8 октября 2015 г. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому
Иск прокурора <Адрес обезличен> удовлетворен.
Взыскана с индивидуального предпринимателя ФИО1 в бюджет Республики Коми субсидия на техническое и технологическое перевооружение, предоставленная приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в размере ... рублей.
Взыскана с индивидуального предпринимателя ФИО1 в бюджет муниципального района «Княжпогостский» государственная пошлина в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Ошманкевич Р.А., объяснения ФИО1, объяснение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании субсидии на техническое и технологическое перевооружение, предоставленной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в размере ... рублей, мотивируя тем, что в ... году ответчик получил грант на приобретение указанной техники, субсидия из республиканского бюджета Республики Коми в размере ... руб. была предоставлена ответчику в ... году незаконно, поэтому она подлежит взысканию с ответчика.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми.
Заместитель прокурора ФИО9 в судебном заседании иск и доводы, изложенные в заявлении, поддержал.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в иске отказать.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия <Адрес обезличен> в лице ГБУ РК «Центр правового обеспечения» не явился в судебное заседание, представил возражения относительно иска, указав, что субсидия ответчику предоставлена на законных основаниях.
В апелляционной жалобе заявитель не согласен с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, извещенного надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 является главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Весляна» с <Дата обезличена> (ОГРН <Номер обезличен>).
КФХ «Весляна» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в силу Федерального закона от <Дата обезличена> № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
<Дата обезличена> между Администрацией муниципального района «...» и ИП ФИО1 заключен договор, согласно которому последнему предоставлен грант в размере ... руб. Данная денежная сумма ФИО1 перечислена платежным поручением <Номер обезличен> <Дата обезличена>, которую он перечислил платежным поручением <Номер обезличен> <Дата обезличена> в качестве первоначального взноса на приобретение техники.
<Дата обезличена> ИП ФИО1 приобрел трактор «...», ... П<Номер обезличен>.5, плуга ..., ... ...2......, общей стоимостью 1 ... руб., что товарной накладной ООО «...» № ... от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> ИП ФИО1 обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми о предоставлении субсидии на техническое и технологическое перевооружение на приобретение в ... году трактора «...», ... стоимостью ... руб.
Приказом Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ИП ФИО1 предоставлена субсидия на техническое и технологическое перевооружение в сумме ... (... % от стоимости техники), которые были перечислены ФИО1 платежным поручением <Номер обезличен> от ....
Данная субсидия ИП ФИО1 предоставлена в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2011 № 634 «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в ... году», принятого в целях реализации, в том числе закона Республики Коми «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми».
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходил из того, что при предоставлении ФИО1 субсидии на приобретение указанных выше машин и оборудования были допущены нарушения порядка предоставления такой субсидии, в частности, нарушены положения пункта 1.13.5 Подпрограммы «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства», выразившиеся в предоставлении в ... году ИП ФИО1 указанной субсидии, указав, что предоставленный в ... году ФИО1 грант и в ... году субсидия, являются аналогичными мерами государственной поддержки, предоставлены для приобретения одних и тех же машин и оборудования, то есть поддержка направлена на удовлетворение одних и тех же потребностей, что недопустимо и в соответствии со статьей ... Гражданского кодекса РФ явилось для ФИО1 неосновательным обогащением.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в прежней редакции) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
В соответствии со статьей 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (часть 1).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2).
Согласно статье 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
В целях реализации законов Республики Коми «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми» Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2011 № 634 «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2012 году» утвержден Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных в 2012 году на долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)".
Средства республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренные на реализацию Целевой программы, (далее - государственная поддержка) направляются, наряду с перечисленными, на мероприятия подпрограммы «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства».
Согласно Подпрограмме «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства», приведенной в Приложении <Номер обезличен> к Постановлению Правительства Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, средства республиканского бюджета Республики Коми на мероприятия указанной подпрограммы направляются, в том числе на субсидии на техническое и технологическое перевооружение, которые в силу пункта 1.13.1 указанной Подпрограммы предоставляются, в том числе на приобретение в 2011 - 2012 годах тракторов, машин и оборудования по перечню согласно приложению 10 к настоящему Порядку - в размере 40 процентов их стоимости. Согласно пункту 1.13.5 субсидии не предоставляются, в том числе на приобретение машин и оборудования, на приобретение которых были предоставлены субсидии в 2011 году.
Во исполнение положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района «Княжпогостский» утверждена муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в <Адрес обезличен> на ... годы».
Как следует из материалов ФИО2, в ... году ФИО1 предоставлен грант в сумме ... рублей за счет средств муниципального бюджета МО МР «...».
Согласно реестру субъектов, которым оказана поддержка в рамках муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в <Адрес обезличен> на ... годы» по итогам ... года на основании договора <Номер обезличен> «О предоставлении субсидии (гранта) субъектам малого предпринимательства на создание, развитие и модернизацию собственного бизнеса» от <Дата обезличена> ИП ФИО1 главе ...» предоставлена субсидия в размере ... рублей для расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности.
Между тем, субсидия в сумме ... рублей, согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, предоставлена ИП ФИО1 на техническое и технологическое перевооружение за счет средств республиканского бюджета.
В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли (п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона № 209-ФЗ).
Минэкономразвития России в Письме от 23.05.2008 № Д05-1978 разъясняет, что понятие аналогичной поддержки применяется в случае, если поддержка оказана в отношении одного и того же субъекта малого и среднего предпринимательства, совпадает по форме, виду, срокам. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидированию подлежат затраты субъектов предпринимательства. Следовательно, аналогичной будет признана поддержка, за счет которой субсидируются одни и те же затраты.
Исходя из анализа предоставленных доказательств, поскольку полученная ИП ФИО1 в ... субсидия предоставлена предпринимателю на иные цели, не аналогичные тем, на которые ему был предоставлен грант в ... году, профинансировано из другого бюджета, соответственно, нарушений получателем субсидии условий, установленных для получения субсидии, в соответствии с порядком по предоставлению данной финансовой помощи, не допущено. Субсидия в размере ... рублей в ... году предоставлена ФИО1 на законных основаниях, оснований для ее возврата в бюджет Республики Коми не имеется.
Поскольку судом дана неверная оценка юридически значимых обстоятельств, судебная коллегия, считает подлежащим отмене решение суда первой инстанции, и принятию нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от <Дата обезличена> отменить.
В удовлетворении исковых требований прокурора <Адрес обезличен> к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании в бюджет Республики Коми субсидии на техническое и технологическое перевооружение, предоставленную приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в размере ... рублей отказать.
Председательствующий:
Судьи: