Решение по делу № 33-94/2013 от 06.02.2013

Председательствующий – Чичиекова Е.П.      Дело № 33-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2013 года                              г. Горно-Алтайск

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Солоповой И.В.,

судей – Антуха Б.Е., Сарбашева В.Б.,

при секретаре – Казандыковой Т.А.,

с участием прокурора – Кулеевой Л.В.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Админинистрации МО «Шебалинский район» Смирнова П.А. на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 15 ноября 2012 года, которым

частично удовлетворены исковые требования прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Шебалинский район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципальных образований в составе Шебалинского района, и обязании устранить допущенные нарушения.

Признано незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Шебалинский район», выразившееся в непринятии мер к организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территориях муниципальных образований Беш-Озекское, Шыргайтинское, Барагашское, Ильинское, Улусчергинское, Камлакское, Актельское, Каспинское, Верх-Апшуяхтинское, Дьектиекское, Малочергинское сельские поселения.

Обязана Администрация муниципального образования «Шебалинский район» в срок до 31 декабря 2013 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов путем создания на территориях муниципальных образований Беш-Озекское, Шыргайтинское, Барагашское, Ильинское, Улусчергинское, Камлакское, Актельское, Каспинское, Верх-Апшуяхтинское, Дьектиекское, Малочергинское сельские поселения объектов размещения отходов, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, ввода указанных объектов в эксплуатацию и внесения их в государственный реестр объектов размещения отходов.

Отказано в удовлетворения иска в части понуждения Администрации муниципального образования «Шебалинский район» к созданию на территориях муниципальных образований Беш-Озекское, Шыргайтинское, Барагашское, Ильинское, Улусчергинское, Камлакское, Актельское, Каспинское, Верх-Апшуяхтинское, Дьектиекское, Малочергинское сельские поселения полигонов твердых бытовых отходов.

Заслушав доклад судьи Сарбашева В.Б., апелляционная коллегия

установила:

    Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился в суд с требованием к Администрации МО «Шебалинский район» о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер к организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципальных образований Беш-Озекское, Шыргайтинское, Барагашское, Ильинское, Улусчергинское, Камлакское, Актельское, Каспинское, Верх-Апшуяхтинское, Дьектиекское, Малочергинское сельские поселения, и обязании администрации устранить указанные нарушения путем организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в виде создания на территориях указанных сельских поселений полигонов твердых бытовых отходов. В обоснование иска указал, что по информации начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Шебалинский район» от 22.05.2012 года земельные участки, предназначенные для складирования бытовых и производственных отходов в селах Дьектиек, Топучая, Кумалыр, Арбайта, Мыюта, Малая-Черга, Верх-Черга, Каспа, Верх-Апшуяхта, Барлак, Камлак, Улус-Черга, Верх-Кукуя, Мухор-Черга, Могута, Ильинка, Мариинск, Барагаш, Шыргайта, Беш-Озек, Актел, Камай находятся на землях сельскохозяйственного назначения. Вопросы организации места размещения бытовых отходов входят в сферу полномочий администрации района, которая на подведомственной ей территории должна определить места размещения отходов, образующихся в границах муниципальных образований Беш-Озекское, Шыргайтинское, Барагашское, Ильинское, Улусчергинское, Камлакское, Актельское, Каспинское, Верх-Апшуяхтинское, Дьектиекское, Малочергинское сельские поселения. Кроме того, установлено, что на территориях указанных муниципальных образований места размещения отходов не соответствуют предъявляемым требованиям: не ведется учет поступающих отходов и производственный контроль, отсутствует программа производственного контроля, объекты размещения отходов не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, отсутствует организация, имеющая лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности. Обезвреживание твердых бытовых отходов должно осуществляться только в строго определенных местах – полигонах бытовых отходов. Однако в нарушение норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления утилизация и переработка отходов на территории МО «Шебалинский район» надлежащим образом не организованы. Указанное нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации. Прокурором также сделаны ссылки на положения ст. ст. 11, 35, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. ст. 2, 11, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

    Определением суда от 21 августа 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрации муниципальных образований Беш-Озекское, Шыргайтинское, Барагашское, Ильинское, Улус-Чергинское, Камлакское, Актельское, Каспинское, Верх-Апшуяхтинское, Дьектиекское, Малочергинское сельские поселения.

    Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований просит в апелляционной жалобе представитель МО «Шебалинский район» Смирнов П.А. В обоснование жалобы указывает, что в нарушение ст. ст. 3, 21 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», судья при рассмотрении дела не была облачена в мантию. Кроме того, судьёй в ходе судебного заседания допускались публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде. В частности судьёй было сказано в ходе судебного заседания: «формально если сказать, то вас надо наказать и всё; почему вы не работаете? вы не проводите работу; я себе позволю аналогию - я птица гордая пока не пнут не полечу», что служит основанием для отвода судьи. Доказательства, представленные в суд о существовании на землях сельскохозяйственного назначения несанкционированных свалок, не отвечают требованиям относимости и допустимости, не подтверждают наличие свалок на указанных поселениях. Более того, отсутствует причинно-следственная связь между обязанностями Администрации «Шебалинского района», установленными законом, и возникновением указанных свалок, поскольку возникновение свалок свидетельствует о неисполнении администрациями сельских поселений своих обязанностей по сбору и транспортировке бытовых отходов. Гораздо более ангажированными, несправедливыми и предвзятыми выглядят доводы о том, что денег на исполнение обязанности по транспортировке отходов у муниципальных образований не имеется. По сути дела ответственность за это возлагается на Администрацию «Шебалинского района» путём обязания в течение года создать на территории каждого сельского поселения по объекту размещения отходов. Администрацией Шебалинского района на территории Шебалинского и Чергинского сельских поселений были организованы соответствующие требованиям санитарно- эпидемиологического и иного законодательства полигоны для твёрдых бытовых отходов и созданы лицензированные организации, отвечающие за утилизацию отходов. Тем не менее, органами местного самоуправления не были приняты меры по транспортировке твёрдых бытовых отходов для утилизации на указанные полигоны, а самовольно продолжали накопление отходов на свалках. Планирование и строительство объектов размещения отходов законодательно запрещено без наличия соответствующего генерального плана. Органы местного самоуправления сельских поселений так и не приступили к созданию и разработке генеральных планов до тех пор, пока Администрация района не взяла на себя такие функции. В целом по району стоимость разработки документов территориального планирования составила <данные изъяты>. руб. До настоящего момента из бюджета МО «Шебалинский район» на эти цели было направлено <данные изъяты>. руб. Бюджеты сельских поселений в финансировании указанных мероприятий фактически не участвуют. Генеральные планы всех заявленных в иске сельских поселений, кроме Ильинского, не утверждены. Судом принято решение о признании незаконным бездействия Администрации Шебалинского района по организации утилизации отходов на территории сельских поселений и об обязании Ответчика создать на территориях сельских поселений объектов размещения отходов при отсутствии соответствующего правового основания, поскольку ни в одной норме права нет прямого указания на то, что объект размещения отходов должен быть в каждом сельском поселении, напротив СП 2.1.7.1038-01 в пункте 2.1. рекомендует создание централизованных полигонов для групп населённых пунктов, что и было сделано. Срок исполнения решения ничем не обоснован, является голословным и фактически неисполнимым, поскольку даже при наличии генплана, необходимы значительные денежные средства и время для создания проекта объекта размещения его согласования и получения соответствующих заключений, затем в течение года проводится наблюдение лицензированной организацией с отбором проб для решения вопроса о возможности существования такого объекта.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя МО «Шебалинский район» Смирнова П.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Кулееву Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

    Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ч. 1 ст. 9, ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации).

    Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 2, 3 ст. 13 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления"), ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях возложена на органы местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды"), обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложены на муниципальные образования (п.п. 9, 14 ст. 15, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

    В соответствии со статьей 12 Закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    Как следует из материалов дела, на территориях сел района – Дьектиек, Топучая, Кумалыр, Арбайта, Мыюта, Малая Черга, Верх-Черга, Каспа, Апшуяхта, Барлак, Камлак, Улус-Черга, Верх-Кукуя, Мухор-Черга, Могута, Ильинка, Мариинск, Барагаш, Шыргайта, Беш-Озек, Актел, Камай складирование бытовых и производственных отходов осуществляется на земельных участках категории земель сельскохозяйственного назначения, которые в государственный реестр объектов размещения отходов не внесены, специального разрешения органов исполнительной власти с заключением государственной экологической экспертизы не получено, следовательно, признание судом первой инстанции указанных свалок несанкционированными является правомерным.

    Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства ответчиком и третьими лицами не оспорены.

    Установив, что свалки на территориях муниципальных образований Беш-Озекское, Шыргайтинское, Барагашское, Ильинское, Улусчергинское, Камлакское, Актельское, Каспинское, Верх-Апшуяхтинское, Дьектиекское, Малочергинское сельские поселения, организованы с нарушением приведенных выше норм природоохранного законодательства, ввиду отсутствия на их территориях мест размещения отходов, что в свою очередь является следствием ненадлежащего исполнения Администрацией МО «Шебалинский район» полномочий по организации утилизации и переработке бытовых отходов, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на МО «Шебалинский район» обязанности по организации мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов путем создания объектов размещения отходов, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, ввода указанных объектов в эксплуатацию и внесения их в государственный реестр объектов размещения отходов.

    При этом, сославшись на требования санитарных правил, а также положений ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд правильно установил, что объектами размещения отходов помимо усовершенствованных полигонов хранения отходов являются также шламохранилища, золошлакоотвалы, специально оборудованные комплексы по переработке и захоронению отходов и другие объекты.    

    Доводы жалобы о том, что отсутствуют правовые основания создания объектов размещения отходов в каждом сельском поселении, являются несостоятельными, так как публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

    Также, апелляционная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что отсутствие градостроительной документации сельских поселений, равно как и осуществление органами местного самоуправления МО «Шебалинский район» полномочий по финансированию и разработке проектов документов территориального планирования сельских поселений, переданных муниципальному району на основании соответствующих соглашений, не служит свидетельством надлежащего исполнения функций по утилизации отходов.

    Кроме того, не могут повлечь отмену принятого решения доводы истца о нарушении судом процессуального законодательства, в том числе участие судьи в процессе без мантии, поскольку данное обстоятельство не повлияло на правильность вынесенного решения по существу спора и не может рассматриваться как существенное нарушение норм процессуального права.

    Иные доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе о нарушении принципа беспристрастности судебного разбирательства, в отсутствие доказательств, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в связи с чем не принимаются апелляционной коллегией во внимание.

    С учетом изложенного, решение суда является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые воспроизводят возражения ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит.

    Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации МО «Шебалинский район» Смирнова П.А. - без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Солопова

Судьи                              Б.Е. Антух

                                 В.Б. Сарбашев

33-94/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
13.02.2013Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее