УИД 34RS0002-01-2022-000227-13 Административное дело 2а-1062/2022
Судья Серухина А.В. Дело № 33а-6672/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 22 июня 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи С. С.С.,
судей Гоношиловой О.А., Еромасова С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Гончаренко Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <.......> к призывной комиссии Дзержинского района г.Волгограда, военному комиссариату Центрального и Дзержинского районов г.Волгограда, военному комиссариату Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика призывной комиссии Дзержинского района г. Волгограда К
на решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 4 февраля 2022 г, которым административному истцу <.......> восстановлен срок на обращение в суд с административным иском.
Административный иск <.......> к призывной комиссии Дзержинского района г.Волгограда, военному комиссариату Центрального и Дзержинского районов г.Волгограда, военному комиссариату Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности удовлетворен частично.
Признано незаконным решение призывной комиссии Дзержинского района г. Волгограда, изложенное в протоколе № <...> от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении <.......>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в запас на основании абз. 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с возложением на призывную комиссию Дзержинского района г. Волгограда обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о зачислении <.......>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в запас на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В удовлетворении остальнойчасти заявленных административных исковых требований <.......> отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гоношиловой О.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
<.......> в лице своего представителя Б обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Дзержинского района г.Волгограда, военному комиссариату Центрального и Дзержинского районов г.Волгограда о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности.
Заявленные требования мотивировал тем, что он в 2005г. был поставлен на воинский учет военным комиссариатом Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда, с выдачей удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В 2008 г. он переведен на воинский учет в военный комиссариат Дзержинского и Центрального районов г.Волгограда. В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ <.......> обучался в ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет» на дневной форме очного обучения. В связи с этим ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГг. В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ <.......> обучался в Волгоградском кооперативном институте (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центрсоюза Российской Федерации «Российской университет кооперации» аспирантом очной формы обучения. В связи с этим ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГг. ДД.ММ.ГГГГг. административный истец обратился в военный комиссариат Дзержинского и Центрального районов г.Волгограда для получения военного билета. Призывной комиссией принято решение, оформленное протоколом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым <.......> признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
С таким решением призывной комиссии административный истец <.......> не согласился, поскольку от службы в армии он не уклонялся. Он состоял на воинском учёте, вместе с тем в отношении него мероприятия по организации призыва на военную службу в юридически значимый период до достижения им возраста 27 лет (ДД.ММ.ГГГГ) военкоматом не осуществлялись, повестки о необходимости явки в военный комиссариат не вручались, при этом обязанность самостоятельно явиться в военкомат у него отсутствовала, в связи с чем полагает, что он не прошел военную службу по призыву по не зависящим причинам, в силу чего в отношении него не могли быть применены положения п. 1.1 ст. 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, а призывная комиссия, рассматривая вопрос о выдаче военного билета, должна была действовать в соответствии с предписаниями абзаца 6 пункта 1 статьи 52 указанного закона, согласно которым запас Вооруженных Сил Российской Федерации создаётся из числа граждан, в том числе не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет, и принять в установленном порядке решение о зачислении в запас. В этой связи считает, что действия призывной комиссии незаконны, влекут негативные последствия в виде невозможности поступления на гражданскую службу. Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Дзержинского района г. Волгограда, оформленное протоколом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, в части зачисления <.......>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в запас на основании пункта 1 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Обязать административного ответчика – призывную комиссию Дзержинского района г.Волгограда рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении <.......>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет, в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и выдать военный билет.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика призывной комиссии Дзержинского района г. Волгограда К просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца <.......> – Б выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный истец <.......>, представители административных ответчиков призывной комиссии Дзержинского района г.Волгограда, военного комиссариата Центрального и Дзержинского районов г.Волгограда в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Выслушав представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» Л,, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца <.......>- Б, просившую оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции согласно положениям статьи 308 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее- Закон N 53-ФЗ).
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункт 1 статьи 22 закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Закона № 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьи 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ закона введен в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Материалами дела подтверждено, что <.......>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. состоял на воинском учете в военном комиссариате Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда.
ДД.ММ.ГГГГ <.......> поставлен на воинский учет в военном комиссариате Дзержинского и Центрального районов г.Волгограда.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № <...> <.......> зачислен в ФГБОУ «Волгоградский технический университет» на дневную очную форму обучения по направлению подготовки (специальности): «Вычислительные машины. Системы и сети.» Срок окончания обучения – ДД.ММ.ГГГГ
Решением призывной комиссии военного комиссариата Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г.Волгограда, оформленной протоколом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, <.......> предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с прохождением обучения в ГОУ ВПО «Волгоградский Технический Университет» до ДД.ММ.ГГГГ
Приказом п.п.ректора ФГБОУ «Волгоградский технический университет» № <...>-ст от ДД.ММ.ГГГГ <.......> с ДД.ММ.ГГГГ отчислен из университета как окончивший теоретический курс обучения и не вышедший на защиту выпускной квалификационной работы.
В суде первой инстанции представитель административного ответчика К пояснила, что когда Д был отчислен из университета, в период осуществления призыва на военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мероприятия, связанные с призывом на военную службу Д не проводились, поскольку не было известно о его отчислении из университета.
Приказом п.п.ректора ФГБОУ «Волгоградский технический университет» № <...>-ст от ДД.ММ.ГГГГ <.......> с ДД.ММ.ГГГГ восстановлен в число студентов для продолжения обучения, зачислен на 4 курс дневной форму обучения.
Приказом п.п.ректора ФГБОУ «Волгоградский технический университет» № <...>-ст от ДД.ММ.ГГГГ <.......> с ДД.ММ.ГГГГ переведен на вторую ступень высшего профессионального образования обучения по направлению подготовки (специальности): «Вычислительные машины. Системы и сети». Срок окончания обучения – ДД.ММ.ГГГГ
Решением призывной комиссии военного комиссариата Дзержинского и Центрального районов г.Волгограда, оформленной протоколом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу № <...>, <.......> предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с прохождением обучения в ГОУ ВПО «Волгоградский Технический Университет» до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ <.......> отчислен из университета, как защитивший дипломный проект (Приказ № <...>-ст от ДД.ММ.ГГГГ). По окончании университета <.......> выдан диплом серии КС № <...>, регистрационный № <...> от ДД.ММ.ГГГГ по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» и присуждена квалификация инженер.
ДД.ММ.ГГГГ <.......> зачислен в Волгоградский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» в число аспирантов очной формы первого года обучения по специальности «Бухгалтерский учет, статистика», что следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-о.
Решением призывной комиссии военного комиссариата Дзержинского и Центрального районов г.Волгограда, оформленной протоколом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ <.......> предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п.п. «б» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с прохождением обучения в «Российский университет кооперации» до ДД.ММ.ГГГГ (то есть до достижения им возраста 27-ми лет).
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № <...>-с <.......> отчислен из числа аспирантов третьего курса «Российского университета кооперации», по собственному желанию.
<.......> обратился в военный комиссариат Дзержинского и Центрального районов г.Волгограда с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением возраста 27 лет.
Решением призывной комиссии Дзержинского района г.Волгограда, оформленной протоколом № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.1 ст. 52 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ№"О воинской обязанности и военной службе" <.......> зачислен в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Взамен военного билета <.......> выдана справка.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные выше нормы права, пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета <.......> данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения им возраста 27 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Положением обязанность оповещать граждан о необходимости явки на заседания призывной комиссии возлагалась на военные комиссариаты, а после ДД.ММ.ГГГГ - на отделы по муниципальным образованиям военного комиссариата.
На призывную комиссию в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения, призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГг.N 53-ФЗ, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГг.N 53-ФЗ, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от02.10.2007N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 53-ФЗ).
Согласно приведенным законоположениям, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться по повестке военного комиссариата, в указанные в ней время и место, и предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует. В свою очередь, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений нормативных правовых актов возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
При этом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», как препятствующий принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П сформулировал правовую позицию, согласно которой неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Одновременно в названном Постановлении Конституционным Судом Российской Федерации констатировано, что суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 46), оказывалось бы существенно ущемленным.
В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
На эти же правовые позиции Конституционный Суд Российской Федерации сослался и в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-О, отказывая в принятии заявления об оспаривании конституционности п. 1.1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ и п. 34 Положения, которые, по мнению заявителя, допускают признание не уклоняющегося от призыва на военную службу гражданина незаконно не прошедшим военную службу по призыву.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что оспариваемое заявителем правовое регулирование, будучи направленным на реализацию конституционной обязанности по защите Отечества, с учетом приведенных правовых позиций не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права заявителя.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (ст. 10), а также такие обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, как явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку (п. 1 и 2 ст. 31).
Иных обязанностей, в том числе самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, названным Законом не предусмотрено.
Суд первой инстанции правильно распределил бремя доказывания по делу, обоснованно указав в оспариваемом решении, что обязанность доказывания законности решения о признании Д лицом, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, по смыслу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на административного ответчика, и все неустранимые сомнения в доказанности уклонения призывника от призыва на военную службу, не имея на то законных оснований, толкуются в пользу призывника.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств того, что в период с апреля 2015 г. в отношении <.......> осуществлялись мероприятия, связанные с его призывом на военную службу, и что административный истец уклонялся от получения повесток, отказывался от явки в военный комиссариат Центрального и Дзержинского районов г. Волгограда, либо иным образом препятствовал осуществлению в отношении его мероприятий по призыву на военную службу.
Признавая оспариваемое решение призывной комиссии Дзержинского района г. Волгограда незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у призывной комиссии правовых оснований для принятия оспариваемого решения, исходя из того, что после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу применительно к положениям п. 1.1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца не проводились.
Оснований для несогласия с таким выводом у судебной коллегии не имеется, поскольку он основан на законе и соответствует обстоятельствам административного дела.
Доводы представителя административного ответчика К о том, что в период действия отсрочки до ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной <.......> на основании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, у Волгоградского кооперативного института (филиал) закончился срок аккредитации, в связи с чем административный истец подлежал призыву на воинскую службу, судом первой инстанции, по мнению судебной коллегии, обоснованно отвергнуты.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации обеспечение данного права является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства (постановление от 15 мая 2006 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы»).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования, понимает под образованием единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (пункт 1 статьи 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 указанного Федерального закона государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются в том числе на принципах признания приоритетности образования, а также обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
Из статьи 10 приведенного Федерального закона следует, что образование включает в себя среди прочего профессиональное образование, которое реализуется по уровням образования (части 2 и 3).
Одним из уровней профессионального образования является высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (пункт 4 части 5 названной статьи).
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3 статьи 43).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 апреля 2018 г. 15-П, закрепление Конституцией Российской Федерации в числе основных конституционных прав права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) высшего образования.
Для обеспечения баланса между указанной целью и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства, укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
Согласно подпункту «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 и действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, данное министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает федеральные государственные образовательные стандарты.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 898 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 «Экономика» (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Абзацем первым пункта 3.3 названного образовательного стандарта предусмотрено, что срок получения образования по программе аспирантуры в очной форме обучения, по направлению подготовки 3ДД.ММ.ГГГГ Экономика (профиль подготовки – 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»), включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 3 года.
Исходя из приведенных норм права, <.......> была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ
Указанная отсрочка позволяла в полной мере обеспечить возможность реализации административным истцом своих конституционных прав: на высшее образование (подготовку кадров высшей квалификации) - путем прохождения обучения в аспирантуре АНОВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Волгоградский кооперативный институт (филиал).
В соответствии со статьей 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (часть 2).
Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации (часть 28). Как следует из пунктов 6, 59 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039, государственная аккредитация проводится на основании представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в аккредитационный орган заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему соответствующих документов и сведений. Решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации принимается аккредитационным органом на основании заключения экспертной группы.
Вопросы, связанные с выдачей АНОВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Волгоградский кооперативный институт (филиал) нового свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности, от воли административного истца не зависели.
Граждане, поступившие наряду с <.......> в <.......> г. в аспирантуру других высших учебных заведений, срок действия аккредитации которых не истёк, в период обучения по программам подготовки кадров высшей квалификации, имели возможность реализовать свое право на образование.
Такой подход нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона (постановления от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки П и запросом Федерального арбитражного суда <адрес>» и от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-П «По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, СИ. Лысяка и А.Н. Сергеева»).
Отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, предоставленная Д призывной комиссией Дзержинского района г.Волгограда, обеспечивала возможность реализации административным истцом права на профессиональное образование уровня подготовки кадров высшей квалификации путём приобретения соответствующих знаний, умений, навыков и опыта, а также подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук.
Вместе с тем, решение призывной комиссии о призыве административного истца на военную службу в связи с окончанием аккредитации у АНОВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Волгоградский кооперативный институт (филиал), фактически отменило данную отсрочку, нарушив право <.......> на высшее профессиональное образование, для реализации которого эта отсрочка предоставлялась.
При таком положении, административный истец имел право на сохранение отсрочки от призыва на военную службу для обучения в аспирантуре в пределах сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации (3 года) и защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проверил соблюдение административным истцом срока обращения в суд с административным иском, и пришел к выводу о том, что срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением пропущен <.......> по уважительной причине, в связи с чем восстановил его. При этом Суд первой инстанции исходил из того, что выписка из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. получена Д ДД.ММ.ГГГГг.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит такие выводы суда правильными, а восстановление срока обращения в суд, в силу части 7 статьи 219 КАС РФ, обоснованным, поскольку доказательств, направления и получения <.......> выписки из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. ранее чем ДД.ММ.ГГГГг. материалы дела не содержат.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 103-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1537-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1593-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2189-О и др.).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии необходимой совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконным оспариваемого решения призывной комиссии, и обоснованно отказал в удовлетворении остальной части исковых требований.
Суд верно указал, что требование административного искового заявления о возложении на призывную комиссию обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас по основанию, предусмотренному абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 53-ФЗ и выдаче военного билета, не может считаться восстановлением нарушенного права административного истца, т.к. он обжаловал решение комиссии, которое было принято по конкретному правовому основанию. Кроме того, ранее призывной комиссией не принималось решения, влекущего право на получение военного билета. Только при исполнении вступившего в силу решения суда у административных ответчиков, в частности военного комиссариата Центрального и Дзержинского районов г. Волгограда, возникнет обязанность по его выдаче, то есть в названной части нарушения права административного истца на момент рассмотрения настоящего административного дела, не имеется. При этом выдача военного билета является исключительным полномочием военного комиссариата.
Поскольку судом признано незаконным решение призывной комиссии Дзержинского района г.Волгограда военного комиссариата Центрального и Дзержинского районов г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении Д в запас на основании п. 1 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, то в целях восстановления нарушенного права суд обоснованно возложил обязанность на призывную комиссию в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о зачислении Д в запас на основании абзаца 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как лицо, не подлежавшее призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Фактически данные доводы основаны на переоценке доказательств по делу, не влияют на обоснованность и законность решения суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно. Представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 4 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика призывной комиссии Дзержинского района г. Волгограда К – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи