Дело № 3а-374/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 07 декабря 2021 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Астапенко С.А.,
при секретаре Кузнецове А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «АРМАДА-СЕРВИС» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
ООО «АРМАДА-СЕРВИС» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость 7 земельных участков, по состоянию на 02.12.2019 г., расположенных по адресу: <адрес> в размере их рыночной стоимости.
Определением судьи Ленинградского областного суда от 03 сентября 2021 года выделены в отдельное производство административные исковые требования административного истца в отношении 1 земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно административному исковому заявлению ООО «АРМАДА-СЕРВИС» просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 02.12.2019 г.
Требования административного иска мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечёт увеличение его налоговых обязательств, связанных с уплатой налога на землю, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области. В качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В письменном отзыве представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яровая И.А. обратила внимание на замечания относительно представленного отчета об оценке.
В письменном отзыве представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева Д.Ю. требования административного искового заявления оставила на усмотрение суда. Земельный участок с кадастровым номером №, ученный в ЕГРН 02.12.2019, не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены Постановлением №383. Кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет <данные изъяты> (исходя из площади – <данные изъяты> кв.м. и УПКС – <данные изъяты> руб./кв.м.). Дата определения кадастровой стоимости – 02.12.2019 г. Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Так как в рассматриваемом случае Управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований, Управление просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Матвеев К.С. требования административного иска поддержал, просил установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию 02.12.2019 года в размере рыночной стоимости равном <данные изъяты> рублей на основании заключения эксперта.
Представители Яровая И.А. – от административного ответчика Правительства Ленинградской области, Назарова М.В. – от заинтересованного лица администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области удовлетворение требований административного иска оставили на усмотрение суда.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено, что согласно выписке ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, ООО «АРМАДА-СЕРВИС» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 №383 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области.
Объект недвижимости административного истца учтен в Едином государственном реестре недвижимости 02.12.2019 г., не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 г. №383.
Кадастровая стоимость земельного участка внесена (определена) исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, площади участка.
Из выписки ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости 05.07.2021 г., следует, что датой внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объекта недвижимости является 02.12.2019 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере <данные изъяты> руб.
Кадастровая стоимость земельного участка не соответствует рыночной стоимости, что подтверждается отчетом об оценке № от 02.08.2021 г. ООО «Гильдия экспертов Северо-Запада», составленного оценщиком ФИО7, являющейся членом саморегулируемой организации СОЮЗ оценщиков «Сибирь».
В ходе рассмотрения дела по ходатайству заинтересованного лица администрации муниципального образования Колтушское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области и на основании ст. 77 КАС РФ определением Ленинградского областного суда от 06.10.2021 г. по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка и соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Евро Аудит Групп» ФИО8
Согласно заключению эксперта ООО «Евро Аудит Групп» №.Э.21 от 12.11.2021 г. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 02.12.2019 г. определена в размере <данные изъяты> рублей.
Относительно вопроса о соответствии отчета об оценке № от 02.08.2021 г. ООО «Гильдия экспертов Северо-Запада» эксперт пришел к выводу о его несоответствии требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценки.
Оценивая заключение эксперта №.Э.21 от 12.11.2021 г., суд отмечает следующее.
В силу ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
При назначении судебной оценочной экспертизы суд исходил из необходимости определения рыночной стоимости земельного участка в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Экспертиза выполнена экспертом ООО «Евро Аудит Групп» ФИО8, являющейся членом Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Русское общество оценщиков».
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Заключение эксперта №.Э.21 от 12.11.2021 г. мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь ст.82 КАС РФ, положениями Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта №.Э.21 от 12.11.2021 г. надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Суд находит требования административного истца об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 103, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «АРМАДА-СЕРВИС» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 2 декабря 2019 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать 05 августа 2021 года.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение принято в окончательной форме 15.12.2021 года.