Решение по делу № 33-7227/2020 от 18.08.2020

Судья ФИО1 Дело № 33-7227/2020 (№2-91/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2020 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего ФИО7

судей ФИО8

при секретаре ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности в здании высотного снаряжения (инв.) войсковой части по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ на решение Яковлевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения прокурора ФИО5, судебная коллегия

установила:

заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по обеспечению требований пожарной безопасности в здании высотного снаряжения (инв.) войсковой части . Требования мотивировал тем, что 32 военной прокуратурой гарнизона в ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка, обусловленная вопросами организации и состояния противопожарной защиты в войсковой части . Проверкой установлено, что на территории войсковой части здание высотного снаряжения инв. , ДД.ММ.ГГГГ года постройки, не оборудовано автоматической системой пожаротушения, пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре. Собственником этого объекта является Министерство обороны Российской Федерации. Бездействие собственника может привести к чрезвычайным происшествиям, утрате и уничтожению военного имущества, гибели и травмированию личного состава части. Просил суд признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение требований пожарной безопасности, путем оборудования здания высотного снаряжения инв. войсковой части автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию здания высотного снаряжения инв. войсковой части автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В суде первой инстанции представитель истца – ФИО6 иск поддержал.

Представитель Министерства обороны РФ в суде первой инстанции не участвовал. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве иск не признал. Указал на то, что оборудование зданий и сооружений на территории Восточного военного округа системами автоматической пожарной сигнализации относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта. Порядок включения в титульные списки капитального ремонта объектов определен указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от ДД.ММ.ГГГГ т в виде представления в Департамент строительства МО РФ тактико-технических заданий. Тактико-техническое задание на капитальный ремонт зданий (сооружений) согласно указанию командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ разрабатывается командирами войсковых частей и согласовывается с заинтересованными управлениями и службами округа. После разработки указанных документов и направления их в Департамент строительства МО РФ включение в план капитального ремонта объектов для установки систем автоматической пожарной сигнализацией возможно только в ДД.ММ.ГГГГ году. Согласно указанию Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ оборудование объектов воинских частей системами автоматической пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения предусмотрено приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ дсп. В отделе координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) ВВО заявки от командира войсковой части на территории которой расположены вышеуказанные здания, на выполнение данных работ не поступали. Заявки командира войсковой части об установке автоматической пожарной сигнализации, системы пожаротушения и системы оповещения, направляемые в адрес начальника ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО не могут служить основанием несоблюдения Министерством обороны Российской Федерации указанных нормативно-правовых актов. Органы прокуратуры не входят в состав государственной противопожарной службы вследствие чего не вправе осуществлять федеральный государственный пожарный надзор.

Судом принято решение, которым иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение требований пожарной безопасности путем оборудования здания высотного снаряжения инв. войсковой части , расположенного по адресу: <адрес>, военный городок <адрес> автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание высотного снаряжения инв. войсковой части , расположенное по адресу: <адрес>, военный городок <адрес> автоматическими установками пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит решение отменить. Ссылается на то, что оборудование зданий и сооружений автоматической пожарной сигнализацией относятся к работам, выполняемым в рамках капитального ремонта. Такие мероприятия проводятся в установленном нормативными актами порядке. Сведений о проведении федерального государственного пожарного надзора в адрес Министерства обороны Российской Федерации со стороны органов прокуратуры не поступало.

В суде апелляционной инстанции прокурор просил принятое решение оставить без изменения.

Представитель Министерства обороны РФ просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.

Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (пп. 68 п. 7 Положения).

Согласно ст. 54 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуации людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Перечнем зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденным Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, установлено, что административные здания и помещения (хранилища) категории "В" по взрывопожарной опасности подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Здание высотного снаряжения, расположенное на территории войсковой части , относятся к классу опасности категории В.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Министерство обороны РФ обязано принять меры по установке на указанном объекте войсковой части системы пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.

Суд правомерно исходил из того, что бездействие Министерства обороны РФ в течение продолжительного времени в вопросе установки на объектах войсковой части пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения, приводит к существенному нарушению прав граждан, использующих указанный объект.

Признав требования военного прокурора о понуждении к исполнению ответчиком своих обязанностей как собственника законными и обоснованными, суд возложил обязанность по установке пожарной сигнализации, систем пожаротушения и оповещения, не подменяя собой компетенцию Министерства обороны РФ.

Ссылка в жалобе на установленный законом порядок организации и проведения капитального ремонта, в данном случае порядок установки пожарной сигнализации и автоматических установок пожаротушения на объектах военной и социальной инфраструктуры Министерства обороны РФ, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку возможность соблюдения данного порядка, включая установление состава и объема работ, определения действительного технического состояния зданий, составления технического заключения, заключение государственного контракта в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, предполагается в ходе исполнения судебного акта.

Ссылка в жалобе на отсутствие у прокурора полномочий по проведению государственного пожарного надзора отмену решения не влечет, учитывая, что заключение по актам общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда о необходимости проведения спорных работ составлено комиссией, включая специалистов пожарной службы.

Факт нуждаемости здания в оборудовании системами пожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения в ходе рассмотрении дела ответчиком не опровергнут. Доказательств, свидетельствующих о том, что указанное здание выведено из эксплуатации и не используется по назначению, ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Таким образом, принятое решение отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Яковлевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-7227/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прок.
Ответчики
Мин.обороны РФ (2-91)
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Завальная Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
19.08.2020Передача дела судье
14.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2020Передано в экспедицию
14.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее