Решение по делу № 2-1148/2022 от 19.01.2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

УИД 19RS0001-02-2022-000431-70

Дело № 2-1148/2022

01.03.2022. Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе

председательствующего Крамаренко С.В.

при секретаре Сандыковой К.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГАУ РХ «МФЦ Хакасии» к ГКУ РХ «Центр занятости населения» о признании незаконным решения,

С участием представителя истца Князевой Е.В., представителя 3-го лица адвоката Оськина А.В.

УСТАНОВИЛ:

ГАУ РХ «МФЦ Хакасии» (далее – МФЦ) обратилось в суд с иском к ГКУ РХ «Центр занятости населения» (далее – Центр занятости), мотивируя требования тем, что 14.10.2021 в МФЦ поступило заявление бывшего работника Елисеева Ф.И. о выплате среднего месячного заработка за период трудоустройства в течении 3 месяца со дня увольнения. В качестве основания для выплаты к заявлению приложено решение Отдела Центра занятости по г. Абакану от 13.10.2021 . Истец считает указанное решение ответчика незаконным и подлежащим отмене, поскольку на запрос о предоставлении разъяснений о том, какие обстоятельства при вынесении решения от 13.10.2021, препятствующие трудоустройству Елисеева Ф.И. (с учетом получения бывшим работником пенсии по выслуге лет за службу в МВД РФ), признаны Центром занятости исключительными в смысле положений п. 3 ст. 178 ТК РФ, ответчик указал на налоговое уведомление от 01.09.2021 об уплате транспортного налога в размере 6 514 руб. за автомобиль VOLVO XS60 г/н . Иных обстоятельств, свидетельствующих об исключительности случая для выплаты среднего заработка за 3 месяц со дня увольнения, решение ответчика не содержит. Фактически Елисеев Ф.И. не является пенсионером в силу возраста, но ежемесячно получает значительное государственное обеспечение по выслуге лет в органах внутренних дел в размере 2 прожиточных минимумов, то есть имеет определенные средства к существованию, следовательно, является социально защищенным, в качестве малоимущего не зарегистрирован. Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется, исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей). Ответчиком не предоставлены данные о наименовании и количестве предлагаемых Елисееву Ф.И. вакансий с момента обращения в Центр занятости, доказательства предпринятых мер к самостоятельному трудоустройству Елисеева Ф.И. также отсутствуют. Таким образом, несмотря на то, что Елисеев Ф.И. был уволен по сокращению штата работников организации, своевременно встал на учет в органах службы занятости, не был трудоустроен по независящим от него причинам, исключительные обстоятельства для получения им сохраняемого среднего заработка за третий месяц со дня увольнения отсутствуют. Наличие у Елисеева Ф.И. дорогостоящего автомобиля и оплата транспортного налога к таким обстоятельствам отнесены быть не могут. В связи с чем МФЦ просит признать незаконным и отменить решение Отдела по г. Абакану ГКУ РХ «Центр занятости населения» от 13.10.2021 г. «О выплате работнику среднего месячного заработка или его части».

Определением судьи от 10.02.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Елисеев Ф.И.

В судебном заседании представитель истца МФЦ по доверенности Князева Е.В. поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Центра занятости, третье лицо Елисеев Ф.И. в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте его проведения надлежащим образом. Елисеев Ф.И. направил для участия в деле представителя, ответчик о причинах неявки не сообщил. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменном отзыве на иск представитель ответчика Ахметов А.Р., действующий на основании доверенности, указал, что МФЦ трудовой договор с Елисеевым Ф.И. расторгнут 13.07.2021 по статье 81.2 ТК РФ (сокращение штата), Елисеев Ф.И. обратился в Центр занятости 16.07.2021, имеет особую категорию – военные пенсионеры. Отделом Центра занятости по г. Абакану ему оказывалось содействие в подборе работы и трудоустройстве. Согласно выданному направлению от 01.09.2021 на должность заведующего (начальника) административно-хозяйственного отдела военного комиссариата Республики Хакасия в результате собеседования работодатель отказался от кандидатуры Елисеева Ф.И., иная подходящая работа с учётом положений ст. 4 Закона о занятости для Елисеева Ф.И. в банке вакансий Центра занятости отсутствовала. Отделом по г. Абакану на основании заявления Елисеева Ф.И. и протокола комиссии от 28.09.2021 № 18 Елисееву Ф.И. было выдано решение о сохранении среднемесячного заработка на период трудоустройства в течении третьего месяца со дня увольнения ввиду наличия исключительного случая, подтверждённого налоговым уведомлением от 01.09.2021 . В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о занятости лица, которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Однако они регистрируются органом службы занятости в целях поиска подходящей работы на общих основаниях. Признание гражданина безработным для этого не является обязательным. Исходя из п. 3 ст. 178 ТК РФ, при отсутствии у работника работы в течение первого и второго месяцев после увольнения ему выплачивается средний заработок за соответствующие периоды времени. Для получения среднего заработка за третий месяц работник, помимо паспорта и трудовой книжки, должен представить работодателю решение службы занятости. Решение принимается в том случае, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен. Указанные в этой статье гарантии должны быть предоставлены и работнику-пенсионеру, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников. В качестве обстоятельств, определяющих случай исключительным и позволяющих в связи с этим претендовать на сохранение среднего месячного заработка, органом занятости учитываются социальная незащищённость уволенного, отсутствие у него средств к существованию, тяжёлая болезнь, наличие нетрудоспособных иждивенцев и иные обстоятельства. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Елисеева Ф.И. – Оськин А.В., действующий на основании ордера, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных МФЦ исковых требований, указывая о том, что решение в отношении Елисеева Ф.И. принято ответчиком комиссионно на основании налогового уведомления.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в порядке ст. 56, 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, Елисеев Ф.И. состоял в трудовых отношениях с МФЦ, 13.07.2021 уволен в связи с сокращением численности или штата работников (п. 2 ст. 81 ТК РФ), в течение 14 рабочих дней обратился в Центр занятости и в течение 2 месяцев со дня увольнения не был трудоустроен.

Согласно направлению на работу от 01.09.2021 Елисеев Ф.И. был направлен в ФКУ «Военный комиссариат РХ» для замещения свободной должности заведующего (начальника) административно-хозяйственного отдела, однако, в результате собеседования работодатель отказался от кандидатуры Елисеева Ф.И.

Со слов представителя Центра занятости, иная подходящая работа с учётом положений ст. 4 Закона о занятости для Елисеева Ф.И. в банке вакансий Центра занятости отсутствовала. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

13.10.2021 Отделом Центра занятости по г. Абакану Елисееву Ф.И. было выдано решение , согласно которому на основании ст. 178 ТК РФ Центр занятости с учетом исключительного случая принял решение о выплате Елисееву Ф.И. работодателем средней заработной платы на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения.

14.10.2021 Елисеев Ф.И. с вышеуказанным решением Центра занятости обратился в МФЦ, подав заявление, в котором просил произвести выплату ему среднего месячного заработка за период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с 14.09.2021 по 13.10.2021.

21.10.2021 МФЦ обратилось в Центр занятости за разъяснениями, указав, что Елисеев Ф.И. получает пенсию по выслуге лет по государственному пенсионному обеспечению (как бывший работник органов внутренних дел), соответственно в связи с этим не может быть признан безработным и за ним не может сохраняться средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения, т.к. он уже социально защищен государством посредством назначения пенсии. Тот факт, что в течении 14 дней с даты увольнения Елисеев Ф.И. обратился в центр занятости и не был трудоустроен, не может рассматриваться как исключительное обстоятельство, поскольку является обязательным условием для сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения. Доказательств того, что имеются какие-либо препятствующие трудоустройству исключительные обстоятельства, при которых Елисеев Ф.И. не имеет средств к существованию, в решении от 13.10.2021 не установлены. В связи с чем просили предоставить пояснения о том, какие обстоятельства при вынесении решения от 13.10.2021, препятствующие трудоустройству Елисеева Ф.И. (с учетом получения работником пенсии по выслуге лет), признаны Центром занятости исключительными в смысле положений п. 3 ст. 178 ТК РФ.

В ответ на указанное письмо 16.11.2021 Центр занятости сообщил, что лицам которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет несмотря на то, что они не могут быть признаны безработными, регистрируются органом службы занятости в целях поиска подходящей работы на общих основаниях. Признание безработным для этого не является обязательным. Порядок представления гарантий, установленных статьёй 178 ТК РФ, не предусматривает каких-либо исключений для отдельных категорий работников, соответственно, указанные в этой статье гарантии должны быть предоставлены и работнику-пенсионеру, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников. Трудовое законодательство не устанавливает, какие конкретно случаи относятся к исключительным для целей оплаты периода трудоустройства, и не позволяет однозначно определить, в чью компетенцию (работодателя или службы занятости) входит принятие окончательного решения об исключительности случая. В качестве обстоятельств, определяющих случай исключительным и позволяющих, в связи с этим претендовать на сохранение среднего месячного заработка, органом занятости учитываются социальная незащищённость уволенного, отсутствие у него средств к существованию, тяжёлая болезнь, наличие нетрудоспособных иждивенцев и иные обстоятельства. Отделом по г. Абакану на основании заявления Елисеева Ф.И. и протокола комиссии от 28.09.2021 № 18 Елисееву Ф.И. было выдано решение о сохранении среднемесячного заработка на период трудоустройства в течении третьего месяца со дня увольнения ввиду наличия исключительного случая, подтверждённого налоговым уведомлением от 01.09.2021 .

Согласно налоговому уведомлению от 01.09.2021 Елисеев Ф.И. обязан не позднее 01.12.2021 уплатить транспортный налог в сумме 6 514 руб.

Не согласившись с решением Отдела Центра занятости по г. Абакану от 13.10.2021, МФЦ обратилось с настоящим иском в суд.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется Конституцией РФ.

В пункте 2 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) закреплено, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе, на обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости.

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 178 ТК РФ.

В соответствии с положениями абз. 1 ч. 1 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что в случае увольнения работника из организации в связи с сокращением штата работников организации, ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Верховный Суд Российской Федерации по делам со схожими фактическими обстоятельствами, предлагая критерии оценки исключительности тех или иных обстоятельств, указывал в качестве таковых, в частности, на социальную незащищенность уволенного работника, отсутствие у него средств к существованию, наличие у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г.).

Анализируя вышеприведенные правовые нормы, установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для признания незаконным и отмены решения ГКУ РХ «Центр занятости населения» от 13.10.2021 , поскольку положениями ст. 178 ТК РФ не установлен перечень исключительных случаев, при наступлении которых средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня прекращения трудового договора. В каждом конкретном случае отнесение тех или иных обстоятельств к таковым находится в компетенции органа службы занятости населения и направлено на обеспечение работника средствами существования, которых он лишился в связи с утраченной возможностью трудиться по независящим от него причинам.

В соответствии с разъяснениям изложенными в письме Федеральной службы по труду и занятости № 2191-6-2 от 28.12.2005 исключительные случаи, о которых идет речь в части 2 статьи 178 Трудового кодекса, - эти случаи следует рассматривать как исключение из общего правила, закрепленного в ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса и допускающего сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства «не свыше двух месяцев». Фактически (при соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения) любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца.

Как следует из материалов дела, Елисеевым Ф.И. соблюдены условия возникновения у него права на получение соответствующей выплаты, при этом у него имеются иные обстоятельства имеющие значение при принятии оспариваемого решения, а именно уплата в срок до 01.12.2021 транспортного налога в сумме 6 514 руб.

Довод представителя истца о том, что Елисеев Ф.И. является пенсионером по выслуге лет, ежемесячно получает государственное обеспечение по выслуге лет в органах внутренних дел, суд во внимание не принимает, поскольку порядок представления гарантий, установленных ст. 178 ТК РФ, не предусматривает каких-либо исключений для отдельных категорий работников, соответственно, указанные в этой статье гарантии должны быть предоставлены и работнику-пенсионеру, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска МФЦ суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ГАУ РХ «МФЦ Хакасии» о признании незаконным и отмене решения ГКУ РХ «Центр занятости населения» от 13.10.2021 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 09.03.2022.

Председательствующий                    С.В. Крамаренко

2-1148/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГАУ РХ "МФЦ Хакасии"
Ответчики
Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Центр занятости населения"
Другие
Князева Елена Валентиновна
Елисеев Федор Иванович
Оськин Андрей Викторович
Суд
Абаканский городской суд Республики Хакасия
Судья
Крамаренко Снежана Викторовна
Дело на странице суда
abakansky.hak.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2022Подготовка дела (собеседование)
10.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2022Судебное заседание
09.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее