Решение по делу № 2а-3377/2021 от 02.03.2021

                                                           2а-3377/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2021 года                                    г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи         Стебуновой Е.Ю.

при помощнике                     Горбацевич Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Крючек Анастасии Олеговны к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным и дискриминационным бездействия, обязании предоставить бесплатное дошкольное образование,

                        УСТАНОВИЛ:

    Крючек А.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным и дискриминационным бездействия в решении вопроса устройства Крючека Максима Александровича, 02.04.2018 года рождения местом дошкольном учреждении, находящегося в доступной близости от места проживания, обязании предоставить Крючеку Максиму Александровичу, 02.04.2018 года рождения бесплатное дошкольное образование место в группе полного дня МБДОУ детский сад №33. Свои требования мотивировала тем, что 30.12.2020г в целях реализации ребенком права на образование обратилась с письменным заявлением о предоставлении места в выбранном ДОУ. 12.01.2021г получила отказ в предоставлении такого места без указания законных причин. Считая права ребенка нарушенными, вынуждена обратиться в суд.

    Административный истец на требованиях наставила.

    Административный ответчик в лице представителя пояснила, что место в детском саду будет предоставлено по мере формирования групп на 2021-2022 год. Возражали в части требований о дискриминации, поскольку все дети зачисляются в детские сады согласно очереди.

    Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

    Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В судебном заседании установлено, что 30.12.2020г в целях реализации ребенком права на образование Крючек А.О. обратилась с письменным заявлением о предоставлении места сыну Крючеку М.А., 02.04.2018 года рождения в выбранном ДОУ №33.

    12.01.2021г сообщено, что группы по возрастной категории на 2020-2021г сформированы, мест нет. Вопрос о предоставлении Крючеку Максиму места в группе полного дня пребывания детей будет рассмотрен в порядке очередности. Обратили внимание, что имеется доступность мест в ДОУ №33 в группе кратковременного пребывания, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (л.д.19).

    Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).

Федеральный закон N 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).

Крючеку М.А. отказано в зачислении в группу полного пребывания с апреля 2021года, поскольку мест в таких группах нет, так как данные группы сформированы весной 2020 года и места в ней нет. Заявление о зачислении подано в декабре 2020 года, после формирования групп.

Вместе с тем, административным ответчиком при рассмотрении дела признаны исковые требования в части предоставления места в ДОУ №33 при комплектовании групп от 3-х лет на 2021-2022г в течении апреля – мая текущего года. В указанной части исковые требования подлежат удовлетворению.

    Суд не находит оснований для удовлетворения требований в части признании дискриминационным бездействия Администрации Одинцовского городского округа в решении вопроса устройства Крючека Максима Александровича, 02.04.2018 года рождения местом дошкольном учреждении, находящегося в доступной близости от места проживания, поскольку судом не установлено дискриминации по отношению к Максиму ни по половому, ни по расовому, ни по иным (национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям) признакам. Формирование групп происходит в порядке очередности.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд

                                                       Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Крючек Анастасии Олеговны к Администрации Одинцовского городского округа АДРЕС о признании незаконным и дискриминационным бездействия, обязании предоставить бесплатное дошкольное образование удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Одинцовского городского округа в решении вопроса устройства Крючека Максима Александровича, 02.04.2018 года рождения местом дошкольном учреждении, находящегося в доступной близости от места проживания.

Обязать Администрацию Одинцовского городского округа в течение месяца со дня вступления решения в законную силу предоставить Крючеку Максиму Александровичу, 02.04.2018 года рождения место в группе полного дня МБДОУ детский сад .

В остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.

                                                       С У Д Ь Я :

2а-3377/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Крючек Анастасия Олеговна
Ответчики
Администрация Одинцовского городского округа Московской области
Другие
Управление образования Администрации Одинцовского городского округа Московской области
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Стебунова Е.Ю.
Дело на сайте суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
02.03.2021Регистрация административного искового заявления
02.03.2021Передача материалов судье
03.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2021Подготовка дела (собеседование)
18.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2021Судебное заседание
06.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее