Дело N 2а-6-250/2019
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 24 апреля 2019 года
Окуловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи В.И. Епифанова, при секретаре ФИО1, с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Зайцевского сельского поселения <адрес> о признании бездействия незаконным, об обязании совершить определенные действия,
установил:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Зайцевского сельского поселения Крестецкого муниципального района о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обосновывая свои требования следующим.
Проведенной прокуратурой района проверкой исполнения администрацией Зайцевского сельского поселения требований земельного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, законодательства в сфере организации ритуальных услуг населению и содержания мест захоронения было установлено, что на территории Зайцевского сельского поселения имеется место захоронения (кладбище), которые содержатся органом местного самоуправления с нарушениями требований вышеуказанного законодательства.
На основании ст.1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями <адрес> вопросов местного значения» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п.5,15,18,22,33.1,38 ч.1 ст.14 Федерального Закона №131-ФЗ, то есть, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения – п.22 ст.14.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ " О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами, и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров (п. 4 и п. 5 ст. 16 Закона).
Согласно п. 1 ст. 17 названного Закона, деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 25 Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вопреки вышеуказанным требованиям законодательства администрацией Зайцевского сельского поселения до настоящего времени не осуществлена постановка земельного участка, на котором расположено кладбище в <адрес>, на государственный кадастровый учет и в установленном порядке не зарегистрировано на него право муниципальной собственности.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Глава администрации Зайцевского сельского поселения - ФИО3, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в ее отсутствие, заявив ходатайство о признании иска и принятии его судом.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, проверив доводы административного искового заявления, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействий) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законным интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В сложившейся ситуации, признание представителем ответчика требований прокурора в условиях достаточной очевидности незаконности допускаемого бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, занятый местом захоронения (кладбищем), в отсутствие на то уважительных причин, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем оно принято судом.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 46 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие администрации Зайцевского сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, на котором расположено кладбище в д. <адрес>, незаконным.
Обязать администрацию Зайцевского сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, занятый кладбищем в дер. <адрес>ю № га.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течении месяца путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Окуловский районный суд <адрес> со дня изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: В.И. Епифанов