36RS0010-01-2024-000518-56
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-6042/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 14 октября 2024 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу Бородина А.А. на вступившие в законную силу решение судьи Борисоглебского городского суда Воронежской области от 09 апреля 2024 года, решение судьи Воронежского областного суда от 04 июня 2024 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее - ООО «Управляющая компания») по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
определением заместителя Борисоглебского межрайонного прокурора от 22 января 2024 года, оставленным без изменения решением Борисоглебского межрайонного прокурора от 06 февраля 2024 года, решением судьи Борисоглебского городского суда Воронежской области от 09 апреля 2024 года и решением судьи Воронежского областного суда от 04 июня 2024 года, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Управляющая компания» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Бородин А.А. просит судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.
Борисоглебская межрайонная прокуратура, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные судебные акты, в установленный срок возражений не представила.
ООО «Управляющая компания» в возражениях на указанную жалобу просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы Бородина А.А. отказать.
Изучение материалов дела, доводов жалобы, возражение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, позволяет прийти к следующим выводам.
Статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1).
Исходя из положений пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1, неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
По смыслу приведенных правовых норм объективная сторона указанного административного правонарушения представляет собой умышленное бездействие лица, в чьи обязанности в силу закона входит выполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в частности выполнение представления прокурора об устранении нарушений закона.
Как следует из части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 сентября 2015 года № 2315-О, связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5 названного Кодекса). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 указанного Кодекса должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления.
Предыдущими судебными инстанциями установлено, что при вынесении определения заместителем Борисоглебского межрайонного прокурора дана надлежащая оценка обстоятельствам, послужившим основанием для обращения заявителя Бородина А.А., доводы о совершении административного правонарушения были проверены и своего подтверждения не нашли.
Не установив обстоятельств, указанных в части 1 и части 2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Управляющая компания» было отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
По результатам разрешения поданной жалобы Борисоглебскому межрайонному прокурору, а также в порядке главы 30 названного Кодекса жалоб на указанное определение заместителя прокурора и решения прокурора, судебные инстанции с изложенными в них выводами согласились, приняли решения об оставлении их без изменения.
Оснований для отмены состоявшихся по делу актов при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного кодекса) являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
При этом частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Из анализа этих норм следует, что, если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения, либо имеются предусмотренные частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, по сообщению, заявлению физического или юридического лица выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае по заявлению Бородина А.А. было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Управляющая компания» по основанию, установленному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку в ходе проведенной проверки был установлен факт исполнения указанным юридическим лицом представления Борисоглебского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 17 ноября 2023 года в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1.
Несогласие Бородина А.А. с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к изменению или отмене обжалуемых актов не является.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 названного Кодекса, составляет девяносто календарных дней со дня совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, которые, по мнению Бородина А.А., являлись основанием для возбуждения в отношении ООО «Управляющая компания» дела об административном правонарушении, имели место 18 декабря 2023 года.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, его виновности в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Принимая во внимание положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий утрачена.
Обжалуемые акты приняты в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и фактическими обстоятельствами, установленными в рамках проверки обстоятельств, указанных Бородиным А.А. и в ходе разрешения жалоб, поданных на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решение прокурора в порядке главы 30 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
решение судьи Борисоглебского городского суда Воронежской области от 09 апреля 2024 года, решение судьи Воронежского областного суда от 04 июня 2024 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Бородина А.А. - без удовлетворения.
Судья А.М. Козлов