ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело 91RS0004-01-2022-000992-67 №2-930/2022 №33-3778/2023 | Председательствующий судья первой инстанции | Захаров А.В. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 мая 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,
судей – Любобратцевой Н.И., Матвиенко Н.О.,
при секретаре – Затонском М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО2, действующей в интересах ФИО1, к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 сентября 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
В апреле 2022 года ФИО2, действующая в интересах ФИО1, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в котором, с учетом принятых судом в порядке ст. 239 ГПК РФ уточнений, просила признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от 3 марта 2022 года об отказе ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости; обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды её работы: с 1 марта 1952 года по 13 сентября 1952 года (6 месяцев и 12 дней) – работа рабочей СМК; с 3 июля 1953 года по 2 ноября 1953 года (3 месяца и 29 дней) – работа дояркой; с 1 июня 1956 года по 10 марта 1958 года (1 год 8 месяцев и 9 дней) – работа рабочей в Алуштинской «Ремстройконтора № 3»; с 30 августа 1963 года по 3 апреля 1964 года (7 месяцев и 3 дня) – работа штукатуром в Строительном управлении № 20 треста «Шахтинскжилстрой»; с 24 апреля 1964 года по 31 августа 1994 года (30 лет 4 месяца и 8 дней) – работа на разных должностях на комбинате «Карагандауголь»; назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 01.10.2019 года с учётом вышеуказанных выше периодов её работы.
Заявленные требования мотивированы тем, что с 30 ноября 2021 года пенсионным органом ФИО1 назначена страховая пенсия по старости, в августе 2022 года ответчик включил встраховой стаж ФИО1, дающий право на назначениестраховой пенсии по старости, периоды её работы с 1951 по 1994 годы.Ответчик отказывает в назначении страховой пенсии по старости с 1 октября2019 года, то есть за 6 месяцев до дня получения ФИО1 вида нажительство иностранного гражданина, поскольку согласно нормамСоглашения о гарантиях прав граждан-участников СодружестваНезависимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992,а также письма Минсоцзащиты России от 31.01.1994 № 1-369-18«О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерациюиз государств, ранее входивших в состав СССР» пенсия назначается смесяца, следующим за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнемуместу жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации поместу жительства на территории России в установленном порядке.
Вместе с тем, ФИО2 полагает, что эти нормы закона предусматривают возможность назначения переселившимся гражданам пенсии за шесть месяцев до месяца возникновения у иностранного гражданина прав на постоянное проживание в Российской Федерации, если пенсия не получена от государства, назначившего пенсию.
Ссылаясь на решение Экономического Суда СНГ № 01-1/2-07 от 26.03.2008 и определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2020г. по делу № 88-12815/2020, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.06.2020 № 33-7582/2020, указывает, что ответчик должен был назначить страховую пенсию по старости с 01.10.2019г., то есть за 6 месяцев до дня получения ею вида на жительство иностранного гражданина.
Кроме того, ФИО2 и ее представителем ФИО3 при даче пояснений в суде первой инстанции обращено внимание суда на то, что вид на жительство в Российской Федерации получен ФИО1 2 апреля2020 года, поэтому ФИО1 как гражданка Республики Казахстан,приобретшая право на постоянное проживание в Российской Федерации,вправе рассчитывать на получение и признание за ней гарантированныхКонституцией Российской Федерации прав, в том числе, и права напенсионное обеспечение – с момента приобретения ею права на постоянноепроживание в Российской Федерации, но не более чем за 6 месяцев до месяцаполучения вида на жительство.
Поскольку пенсия в Республике ФИО2 ФИО1 не выплачивалась с 1 февраля 2019 года, что подтверждается истребованным выплатным делом из Республики Казахстан, ответчик должен был назначить ей страховую пенсию по старости с 1 октября 2019 года, то есть за 6 месяцев до дня получения ею вида на жительство иностранного гражданина. Считает ссылку ответчика на ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 необоснованной, так как этот вопрос – выплата пенсии иностранному гражданину регламентирован международными соглашениями, а в них про сроки обращения в национальные учреждения пенсионного обслуживания ничего не оговорено, предусмотрено наличие неотъемлемого права на компенсацию пенсионных выплат за 6 месяцев до дня получения вида на жительство иностранным гражданином.
Истец считает, что судом должны быть приняты в качестве уважительных причин состояние здоровья ФИО1 которые препятствовали самой ФИО1. и ей как дочери и опекуну своевременно обратиться в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, а также с учетом продолжительности признания ФИО1 недееспособной в судебном порядке.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 сентября 2022 года исковые требования ФИО2, действующей в интересах ФИО1 удовлетворены; на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность назначить ФИО1 Фёдоровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вид на жительство от ДД.ММ.ГГГГ серии №, страховую пенсию по старости с 1 октября 2019 года, то есть за 6 месяцев до дня получения ею вида на жительство иностраннойгражданки.
Не согласившись с таким решением суда, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, действуя через представителя ФИО4 подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права.
Автор жалобы указывает, что указанный в исковом заявлении порядок определения даты установления пенсии не может быть применён, так как обращение истца за назначением пенсии последовало по истечении 6 месяцев со дня регистрации места жительства на территории Российской Федерации.
Ссылается на то, что в случае длительного необращения заназначением пенсии указанной категории граждан, когда между датойрегистрации по месту жительства и датой обращения за пенсией вРоссийской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются срокиназначения пенсии, установленные законодательством РоссийскойФедерации.
Определением Алуштинского городского суда Республики Крым от 24.01.2023г. произведена замена ответчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на его правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Дополнительным решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 24.01.2023г. ФИО2, действующей в интересах ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от 3 марта 2022 года об отказе ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости; возложении обязанности на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды её работы: с 1 марта 1952 года по 13 сентября 1952 года (6 месяцев и 12 дней) – работа рабочей СМК; с 3 июля 1953 года по 2 ноября 1953 года (3 месяца и 29 дней) – работа дояркой; с 1 июня 1956 года по 10 марта 1958 года (1 год 8 месяцев и 9 дней) – работа рабочей в Алуштинской «Ремстройконтора № 3»; с 30 августа 1963 года по 3 апреля 1964 года (7 месяцев и 3 дня) – работа штукатуром в Строительном управлении № 20 треста «Шахтинскжилстрой»; с 24 апреля 1964 года по 31 августа 1994 года (30 лет 4 месяца и 8 дней) – работа на разных должностях на комбинате «Карагандауголь».
Дополнительное решение суда сторонами не обжалуется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО2 и допущенная в качестве ее представителя ФИО3, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражали, ссылаясь на их необоснованность, решение суда просили оставить без изменения.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав пояснения представителя ответчика, обозрев оригинал выплатного дела ФИО1 судебная коллегия приходит к нижеследующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в том числе следует из выплатного дела на ФИО1 поступившего из филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по <адрес>, ФИО1 обратилась 14.12.1984г. в комиссию по назначению пенсии при исполкоме Шахтинского городского Совета депутатов трудящихся с заявлением о назначении пенсии по достижению возраста, и ей была назначена пенсия.
Согласно протокола № комиссией по назначению пенсии при исполкоме Шахтинского городского Совета депутатов трудящихся Карагандинской области ФИО1 назначена пенсия по старости с 17.12.1984г. (л. 2 выплатного дела).
22.01.2019г. из филиала НАО «Государственная корпорация«Правительство для граждан» по Каргандинской области был направлен вотдел по социальному обеспечению список получателей пенсий и пособий,на счетах которых нет расходных операций три и более месяца, средикоторых была указана ФИО1 (л. 168-170 выплатного дела).
На основании этих сведений решениями от 21.02.2019г. ДепартаментомКомитета труда, социальной защиты и миграции по Карагандинской областиРеспублики Казахстан приостановлена выплата государственной базовой пенсии, специального государственного пособия и пенсионной выплаты с01.02.2019г.
30.11.2021 ФИО2 обратилась в отделение Пенсионного фондаРоссийской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении пенсии ФИО1 (л. 12-13 пенсионного дела, предоставленного отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым).
Ответчиком 30.11.2021г. был направлен запрос в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Карагандинской области Республики Казахстан выплатного дела (л. 171 выплатного дела), на основании чего решением Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Карагандинской области Республики Казахстан от 11.01.2022прекращена выплата ФИО1 всех пенсий и пособий с 01.02.2022(л. 173-175 выплатного дела).
Кроме того, в вышеуказанном запросе выплатного дела в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Карагандинской области Республики Казахстан отражено, что со слов заявителя пенсия выплачена по декабрь 2019 года (л.15 пенсионного дела).
В ответе на запрос филиала НАО «Государственная корпорация«Правительство для граждан» по Карагандинской области от 19.01.2022г.указано, что выплаты ФИО1 были приостановлены с 01.02.2019г., ана основании запроса отделения Пенсионного фонда Российской Федерациипо Республике Крым прекращены с 01.02.2022г. (л. 67 пенсионного дела).
В справке-аттестате от 17.01.2022г. последние выплаты ФИО1 были зафиксированы – 28.02.2019г. (л. 68 пенсионного дела).
С 30 ноября 2021 года пенсионным органом ФИО1 назначена страховая пенсия по старости, в августе 2022 года ответчик включил в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды её работы с 1951 по 1994 годы.
Ответчик отказывает в назначении страховой пенсии по старости с 1 октября 2019 года, то есть за 6 месяцев до дня получения ФИО1 вида на жительство иностранного гражданина, поскольку согласно нормамСоглашения о гарантиях прав граждан-участников СодружестваНезависимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992,а также письма Минсоцзащиты России от 31.01.1994 № 1-369-18«О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерациюиз государств, ранее входивших в состав СССР» пенсия назначается смесяца, следующим за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнемуместу жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации поместу жительства на территории России в установленном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО2, действующей в интересах ФИО1 о возложении на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обязанности назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 1 октября 2019 года, то есть за 6 месяцев до дня получения ею вида на жительство иностранной гражданки, суд первой инстанции исходил из норм, предусмотренных Соглашением Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года, письма Минсоцзащиты населения РФ от 31.01.1994 года N 1-369-18, Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, за исключением указания даты, с которой на ответчика возложена обязанность назначить страховую пенсию по старости ФИО1 с 1 октября 2019 года, исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерациикаждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случаеболезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иныхслучаях установленных законом.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свободгарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо отрода и места деятельности.
Часть 4 ст. 15 Конституции РФ регламентирует, что общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договорыРоссийской Федерации являются составной частью её правовой системы.Если международным договором Российской Федерации установлены иныеправила, чем предусмотренные законом, то применяются правиламеждународного договора.
Как предусмотрено ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
Данным Соглашением предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1); назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (п. 1 ст. 6); при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч. 1 ст. 7).
Соглашением от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным соглашением.
Специальным соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение от 15 мая 1992 года.
В ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно ст. 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств-участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, имеют также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации (статья 3).
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
Как следует из данных, отраженных в паспорте ФИО1 (с переводом), последняя является гражданской Республики Казахстан с 30.09.1996г. (л.д. 9-12).
Согласно вида на жительства иностранного гражданина Российской Федерации, последний выдан ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. бессрочно; место жительства истца зарегистрировано 11.06.2020г. по адресу: <адрес> (л.д. 13).
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 26.01.2021г. признано ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.р., уроженку Российской Федерации – недееспособной (л.д. 14-16).
Согласно постановления Администрации города Алушты Республики Крым № от 12.03.2021г. назначена опекуном совершеннолетней недееспособной гражданки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес> (л.д. 17).
В силу названных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории РФ является постоянное проживание пенсионера в РФ. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Вопросы назначения пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, регламентируются Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 (далее Письмо), с и Соглашением "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение) от 13 марта 1992 года, Соглашением от 15 мая 1992 г.
Письмо, как нормативный правовой акт Российской Федерации применяется в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства-участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации.
По смыслу ст. 7 Соглашения и Письма в случае переезда пенсионеров в пределах государств, подписавших Соглашение, на период переезда и документирования в государстве прибытия переселяющимся должен обеспечиваться определенный уровень социальных выплат.
При переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке (абз. 6 п. 1абз. 6 п. 1 Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18).
Ни Соглашением, ни Письмом выплата пенсий более, чем за 6 месяцев до месяца получения вида на жительства, гражданства Российской Федерации не предусмотрено.
При этом из письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 следует, что пенсия назначается с 1 числа месяца в пределах 6 месяцев со дня обращения, в письме приведены примеры назначения пенсии с пропуском 6-месячного срока обращения в пенсионный орган за назначением пенсии.
Учитывая ст. 1 Соглашения, в соответствии с которой пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, во взаимосвязи со ст. 23 Закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусматривающей назначение пенсии с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней и учитывая положения абз. 6 п. 1 Письма, в соответствии с которым пенсия выплачивается не более, чем за 6 месяцев до месяца регистрации (как дополнительная гарантия социальных выплат переселившимся), учитывая, что место жительства ФИО1 на территории Российской Федерации зарегистрировано 11.06.2020г., судебная коллегия приходит к выводу, что пенсия истцу должна быть назначена с 01 декабря 2019 года, то есть за 6 месяцев до месяца регистрации ФИО1. в Российской Федерации.
Таким образом, пенсия истцу подлежит назначению с 01.12.2019 года, то есть то есть за 6 месяцев до месяца регистрации ФИО1 в Российской Федерации, а выводы суда в данной части являются ошибочными, основаны на неправильном применении вышеприведенных норм материального права, подлежащих применению в данном случае, законных оснований для назначения пенсии истцу с 01.10.2019г. не имелось, ввиду чего решение суда в данной части подлежит изменению с указанием даты, с которой истцу необходимо произвести назначение пенсии - 01.12.2019 года.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана правильная правовая оценка представленным доказательствам, выводы суда по существу спора соответствуют нормативным требованиям, однако судом неверно определена дата, с которой необходимо произвести назначение пенсии ФИО1
Доводы жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в решении об отказе в принятии справок, а также в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 сентября 2022 года изменить, изложить абзац 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (правопреемника Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым) назначить ФИО1 Фёдоровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости с 1 декабря 2019 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.05.2023.
Председательствующий - Т.С. Готовкина
Судьи - Н.И. Любобратцева
Н.О. Матвиенко