Решение по делу № 2-1426/2013 от 28.05.2013

№2-1426/2013 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2013 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Юсуповой Ф.М.,

при секретаре Филимоновой Ю.А.,

с участием представителя истца по доверенности Копылова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обирина А.И. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю, Администрации Кондратовского сельского поселения, Отделу УФМС по Пермскому краю в Пермском районе о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания, о понуждении зарегистрировать по месту жительства,

установил:

Обирин А.И. обратился в суд и просит признать пригодным для постоянного проживания принадлежащий ему на праве собственности дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также обязать УФМС России по Пермскому краю в Пермском районе зарегистрировать по месту жительства в указанном доме его и членов его семьи- Обирину Н.Л., Обидову Т.А., Бурцеву Е.А., Обирина М.А., Обидова Д.А., Бурцеву А.С., указав, что является собственником земельного участка размером <данные изъяты> и дома, который возведен им за счет его средств, с момента возведения дома в нем проживает с членами семьи постоянно, данное жилое помещение является единственным постоянным жильем, в целях регистрации и постановки на учет по месту жительства он обратился с заявлением и необходимым пакетом документов в Администрацию Кондратовского сельского поселения, однако в регистрации было отказано со ссылкой, что регистрация может быть проведена в жилом доме, части жилого дома, квартире, части квартиры, комнате, в жилом строении, а в не жилом строении регистрация невозможна. Истец полагает, что его дом является жилым, по своим техническим характеристикам и степени благоустройства, отраженным в техническом паспорте, пригоден для постоянного проживания круглогодично, к дому подведены все необходимые коммуникации, обеспечивающие возможность проживать семье.

23.07.2013 года Обирин А.И. исковые требования уточнил, просит признать пригодным дом для постоянного проживания и обязать зарегистрировать его по месту жительства по указанному адрес. (л.д. 110-114).

Истец в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела без его участия, на уточненных требованиях настаивает.

Представитель истца Копылов С.Н. поддержал заявленные требования в части признания дома пригодным для постоянного проживания и понуждении к регистрации истца по месту жительства, от требования в части понуждения зарегистрировать членов семьи истца отказался, определением суда отказ принят, производство в этой части прекращено.

Ответчики УФМС России по Пермскому краю, Отдел УФМС по Пермскому краю в Пермском районе направили заявления о рассмотрении дела без участия представителей, в ранее направленных отзывах на иск указывают о несогласии с иском, поскольку просит учесть, что не являются надлежащим ответчиком, регистрацию в данном случае должна производить администрация сельского поселения, в случае если строение будет признано пригодным для постоянного проживания (л.д. 76-81).

Ответчик Администрация Кондратовского сельского поселения о слушании извещена надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя, мнения по иску не выразила, решение на усмотрение суда.

Суд, оценив письменные доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку суду представлены доказательства пригодности строения для постоянного проживания.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

При этом ст. 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Как следует из материалов дела, установлено судом Обирин А.И. является собственником земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. м. в границах кадастрового плана, кадастровый №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для садоводства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16). Постановлением Главы Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов (л.д.17).

На данном земельном участке расположен садовый дом, общей площадью <данные изъяты> кв. м, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, двухэтажный, что подтверждается техническим паспортом, составленным ГУП «ЦТИ Пермского края» Пермским районным филиалом по состоянию на 02.04.2013 года (л.д. 26-31).

Садовый дом принадлежит истцу на праве собственности согласно свидетельства о государственной регистрации права серия №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 02.10.2012 года (л.д. 15).

Местом жительства на основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статья 2 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при этом предусматривает, что место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом проживание гражданина в принадлежащем ему на праве собственности помещении, не являющемся жилым, не может умалять его конституционное право на жилище только ввиду того, что у него отсутствует законное право на проживание и пользование любым другим жилым помещением и имеются все правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом - нежилым строением или иным помещением. Как указал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 14.04.2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", возможность постоянного проживания в жилом строении, предназначенном для отдыха, которое может быть местом пребывания, не предусматривается, но и не исключается.

Одновременно с тем прямого запрета на возведение жилых строений на садовых земельных участках действующее законодательство не содержит. Гражданское законодательство не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").

Часть 2 статьи 15 ЖК РФ определяет понятие жилого помещения - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" устанавливает требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В соответствии с п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

При этом запретов на расположение жилых домов на садовых земельных участках данное Положение также не содержит.

Кроме того Градостроительный кодекс РФ (часть 2 статьи 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.

Согласно акта обследования двухэтажного строения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> от 29.04.2013 года Межведомственной комиссии о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденная постановлением Главы администрации Пермского муниципального района от 05.04.2012 года за № 1186 и заключения о соответствии двухэтажного строения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: наружные и внутренние капитальные стены дома - пеноблочные, облицовочные кирпичом состояние удовлетворительное, перегородки ГКЛ - состояние удовлетворительное, перекрытие чердачное деревянное состояние удовлетворительное, перекрытие междуэтажное железобетонные плиты состояние удовлетворительное, кровля мансардного типа покрытие: металлочерепица, по деревянным стропилам и обрешетке состояние удовлетворительное, крыльцо - бетонное состояние удовлетворительное, полы бетонные, ламинат, линолеум состояние удовлетворительное, окна - стеклопакеты из ПВХ профиля состояние удовлетворительное, двери металлические состояние удовлетворительное, отделка внутренняя- стены оштукатурены, оклеены обоями, побелка потолка состояние удовлетворительное, отделка наружная отсутствует, отопление – автономное (котел на газовом топливе), отопительные приборы – алюминиевые радиаторы состояние удовлетворительное, электроснабжение – скрытый тип проводки состояние удовлетворительное, водоснабжение централизованное состояние удовлетворительное, водоотведение – выгребная яма состояние удовлетворительное, вентиляция естественная, неорганизованная состояние удовлетворительное, высота помещений первого этажа 2,7 м., второго этажа 2,5 м., инсоляция жилые помещения и кухня обеспечены достаточной инсоляцией. По результатам обследования дано заключение, что строение по адресу: <адрес> К. <адрес> соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и пригодно для проживания (л.д.10-14).

Из технического отчета 02-2013-ТО, выполненного ООО «Пермь-Инжиниринг», имеющего свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства №.03-2010-5906078189-П-063, следует, что в апреля 2013 года проведено обследование несущих и ограждающих строительных конструкции (фундаменты, стены, элементы междуэтажного перекрытия, элементы чердачного перекрытия, стропильная система крыши и кровля) жилого здания, расположенного по адресу: <адрес> в результате обследования установлено, что техническое состояние несущих ми ограждающих строительных конструкций здания: фундаменты, стены – исправное, элементы междуэтажного перекрытия, элементы чердачного перекрытия, стропильная система крыши и кровля – работоспособное, оконные и дверные заполнения, перегородки, полы, входной тамбур, лестницы находятся в удовлетворительном состоянии. Дальнейшая безопасная эксплуатация жилого дома возможна. Нарушения строительных норм и правил отсутствуют. Сохранение существующей постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Даны рекомендации для дальнейшей безопасной эксплуатации (л.д.32-73).

Статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определено, что садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П абзац второй статьи 1 указанного Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

Таким образом, строение в садовом товариществе должно отвечать ряду условий: а) располагаться на садовом земельном участке, который находится в черте населенного пункта; б) быть признано жилым строением, пригодным для постоянного проживания

В данном случае судом установлено, что жилое помещение, принадлежащее Обирину А.И.. находящееся по вышеназванному адресу, пригодно для постоянного проживания граждан, это подтверждено актом и заключением межведомственной комиссии и техническим заключением, соответственно отказ Администрации Кондратовского сельского поселения №457 от 03.04.2013 года в регистрации Обирина А.И. по месту жительства по адресу: <адрес> является незаконным (л.д.18).

Согласно статье 6 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина по месту жительства определена как уведомительная процедура: гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Процедура регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации установлена согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".

В соответствии с п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 утвержден Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, в пункте 1 которого указаны должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 г. N 208, также предусмотрено, что должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.

Судом установлено также то, что указанный дом является единственным жилым помещением указанной семьи для постоянного проживания, поскольку по судебному решению семья выселена из квартиры собственником и они сняты с регистрационного учета, данная совокупность обстоятельств позволяет суду сделать вывод и служит достаточным основанием для регистрации заявителя, а равно и других лиц по указанному строению. Суд также считает, что регистрация каждого совершеннолетнего члена семьи носит сугубо индивидуальный характер, о чем подается заявление каждым, а обязанность гражданина РФ иметь регистрацию по постоянному месту жительства или пребывания.

В силу ст. 98 ГПК РФ истец отказался от взыскания расходов по госпошлине, что является его правом, в доверенности представителя такие полномочия оговорены.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Обирину А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пригодным для постоянного проживания.

Обязать Администрацию Кондратовского сельского поселения зарегистрировать Обирина А.И. по указанному выше месту жительства.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в апелляционном порядке в течении месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29.07.2013года.

Судья :подпись.

Копия верна. Судья: Ф.М.Юсупова

2-1426/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Обирин А.И.
Ответчики
Управление Федеральной Миграционной службы
Администрация Кондратовского сельского поселения
Управление Федеральной миграционной службы по Пермскому краю в Пермском районе
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Дело на сайте суда
permsk.perm.sudrf.ru
28.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2013Передача материалов судье
31.05.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.06.2013Предварительное судебное заседание
11.07.2013Предварительное судебное заседание
24.07.2013Судебное заседание
29.07.2013Дело сдано в канцелярию
29.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее