Административное дело № 2а-598/2019.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 29 октября 2019 года
Судья Тарского городского суда Омской Казакова Н.Н., рассмотрев в порядке упрощенного судопроизводства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области к Воробьеву Андрею Александровичу о взыскании транспортного налога и пени, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Омской области обратилась в суд с административным иском к Воробьеву А.А., указав, что согласно данным, полученным из ГИБДД МВД РФ Воробьеву А.А. принадлежит на праве собственности транспортное средство. В установленный срок налогоплательщик указанные в налоговом уведомлении сумму транспортного налога за 2017 год, в размере 2040 рублей не уплатил, была исчислена сумма пени: 6,12 рублей. Налоговый орган выставил и направил в адрес ответчика требования в которых сообщалось о наличии задолженности, а также предлагалось в срок погасить указанные задолженности. Просит суд взыскать с административного ответчика Воробьева Андрея Александровича задолженность по транспортному налогу за 2017 г. в размере 2040 рублей, пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 по 15.12.2018 в размере 6,12 рублей, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 года: пени в размере 1342,69 рублей в пользу внебюджетного фонда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии: пени в размере 534,59 рублей в пользу внебюджетного фонда, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 года: пени в размере 70,41 руб.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с административного ответчика Воробьева Андрея Александровича задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 года: пени в размере 1342,69 рублей в пользу внебюджетного фонда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии: пени в размере 534,59 рублей в пользу внебюджетного фонда, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 года: пени в размере 70,41 руб.
В судебное заседание стороны не явились, сведения о времени и месте рассмотрения дела представлены в материалах дела (л.д. 28,29).
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы заявления, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
С 01 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон № 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 16 Закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в налоговый орган сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда России принадлежит налоговым органам.
В силу положений статей 216, 227, 229 НК РФ, в случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года) налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Статьей 18 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1). В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный ответчик был зарегистрирован в Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 2 по Омской области в качестве индивидуального предпринимателя с 07.08.2003 года. В качестве страхователя зарегистрирован в ГУ-УПФ РФ в Тарском районе Омской области 11.08.2003 года. 24.12.2014 года Воробьев А.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 27-31).
Таким образом, Воробьев А.А. в период с 07.08.2003 года по 24.12.2014 года осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 4.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ установлено, что если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В соответствии с п. 2 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3 ст. 19 указанного Федерального закона до принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Данное требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25 указанного Закона).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3). Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (ч. 4). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7).
Согласно представленных в материалы дела расчетов, Воробьеву А.А. были начислены пени на задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 года: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до 01.01.2017 года, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 года.
Исходя из требований федерального законодательства, возможность взыскания недоимки обусловлена соблюдением последовательной процедуры взыскания, предусматривающей выявление недоимки, направление плательщику требования о ее уплате в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, обращение в суд в установленный срок после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, а также соблюдением срока обращения в суд.
По смыслу положений ст. 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате обязательного платежа. В том числе, пени по истечении срока взыскания задолженности по обязательным платежам не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательного платежа, поэтому в случае утраты административным истцом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по обязательным платежам, на которую начислены пени, пени не могут быть взысканы.
В силу статьи 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Тарского городского суда омской области по делу № 2а-642/2018 года исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области к Воробьеву Андрею Александровичу о взыскании пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, вступившим в силу 15.01.2019 года, установлено, что истец утратил право на предъявление к исполнению исполнительных документов по главному требованию о взыскании задолженности по уплате страховых взносов за период до 01.01.2017 года.
Учитывая, что пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, в силу истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, возможность взыскания сумм страховых взносов утрачена, следовательно, не имеется и обязанности их уплаты. В этой связи с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок и по дополнительному обязательству.
Суд считает, что утратив право на предъявление к исполнению исполнительного документа по главному требованию о взыскании задолженности по уплате страховых взносов за указанный период, административный истец утратил и право на взыскание пени, обеспечивающих исполнение основного обязательства. При таких обстоятельствах, суд полагает в иске отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 -177, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области к Воробьеву Андрею Александровичу о взыскании пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование отказать в полном объеме.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Мотивированное решение суда подписано 29.10.2019.
Судья: подпись
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья: Казакова Н.Н.
Согласовано