Решение по делу № 3а-7/2021 от 18.01.2021

60OS0000-01-2021-000094-50 Дело № 3а- 7/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2021 года г. Псков

Псковский областной суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Анашкиной М.М.,

при секретаре Абрамовой Н.М.,

с участием прокурора Куделько В.Д.,

административного истца – Сазонова И.В.,

административного ответчика – представителя Губернатора Псковской области Чамкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сазонова И.В. о признании недействующим подпункта «г» подпункта 8 пункта 2 Указа Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 г. № 30-УГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,

У С Т А Н О В И Л:

Губернатором Псковской области 15 марта 2020 г. издан Указ № 30-УГ «О мерах по противодействию распространению на территории Псковской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (далее Указ № 30-УГ).

Указом Губернатора Псковской области от 03 апреля 2020 г. № 40-УГ изменено наименование Указа № 30-УГ, с 04 апреля 2020 г. и по настоящее время Указ № 30-УГ имеет наименование «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Указ № 30-УГ опубликован 15 марта 2020 г. в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» http://www.pravo.gov.ru, 16 марта 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также 20 марта 2020 г. в газете «Псковская правда» № 11.

Пунктом 14 Указа № 30-УГ предусмотрено, что данный указ вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 15 марта 2020 г.

В дальнейшем Указами Губернатора Псковской области вносились изменения в Указ № 30-УГ в части его содержания.

Так, согласно подпункту 8 пункта 12.4 Указа № 30-УГ в редакции от 31 марта 2020 г. под санитарно-противоэпидемиологическими мероприятиями в целях настоящего указа понимаются, в т.ч., нанесение в торговых залах аптек, аптечных пунктов, объектов розничной торговли специальной разметки, обеспечивающей соблюдение гражданами дистанции до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование).

Подпункт «г» подпункта 8 пункта 2 Указа № 30-УГ в редакции от 06 мая 2020 г. предусматривал, что на период действия ограничительных мероприятий (карантина) организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю на территории Псковской области осуществить нанесение в торговых залах объектов розничной торговли специальной разметки, обеспечивающей соблюдение гражданами дистанции до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование).

Указом Губернатора Псковской области от 03 июля 2020 г. № 124-УГ (подпункт «в» подпункт 6 пункт 1) в подпункт «г» подпункта 8 пункта 2 Указа № 30-УГ внесено изменение, данная норма изложена в следующей редакции:

«На период действия ограничительных мероприятий (карантина) предписано организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю на территории Псковской области осуществить нанесение в торговых залах и перед кассами в объектах розничной торговли специальной разметки, обеспечивающей соблюдение гражданами дистанции до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование)».

Согласно пункту 3 Указа Губернатора Псковской области от 03 июля 2020 г. № 124-УГ настоящий указ вступил в силу с 04 июля 2020 г.

Указ Губернатора Псковской области 03 июля 2020 г. № 124-УГ опубликован в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» http://pravo.pskov.ru/, 03 июля 2020 г., на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07 июля 2020 г. и в газете «Псковская правда» № 26 за 10 июля 2020 г.

Соответственно, подпункт «г» подпункта 8 пункта 2 Указа № 30-УГ в указанной редакции вступил в законную силу 04 июля 2020 г. и действует по настоящее время.

Сазонов И.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующим подпункта «г» подпункта 8 пункта 2 Указа № 30-УГ.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что он является генеральным директором ООО «ИТЕРА», в отношении данной организации решается вопрос о привлечении ее к административной ответственности за отсутствие в торговом зале специальной разметки. Он как генеральный директор организации также может быть подвергнут административному наказанию за несоблюдение подпункта «г» подпункта 8 пункта 2 Указа № 30-УГ.

Полагает, что данная норма является неопределенной, имеет дефект, поскольку в нормативном правовом акте не дано понятие «специальная разметка» (отсутствует дефиниция), невозможно определить: какого цвета должна быть разметка, каким способом она должна быть нанесена, какого размера и какой формы.

В судебном заседании административный истец Сазонов И.В. и его представитель Сазонов С.И. заявленные исковые требования поддержали, представили дополнительные письменное обоснование. Указали, что правоотношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ № 52-ФЗ), а правоотношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее ФЗ № 68-ФЗ). Данные законы имеют разное правовое регулирование, ответственность, поэтому их нормы нельзя смешивать между собой.

Оспариваемая норма введена в Указ № 30-УГ на основании предписания Главного государственного санитарного врача по Псковской области, который не вправе выносить данный акт Губернатору области. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 ФЗ № 52-ФЗ ограничительные мероприятия могут вводиться Главным государственным санитарным врачом области только постановлением.

Внося предписание, Главный государственный санитарный врач по Псковской области должен руководствоваться действующими санитарными правилами, а не предлагать новые правила. Поскольку нанесение «специальной разметки» не предусмотрено санитарными правилами, то предписание в данной части незаконно и необоснованно, вынесено с превышением полномочий, следовательно, оспариваемое положение неправомерно включено в Указ № 30-УГ.

Главный государственный санитарный врач по Псковской области ограничен положениями Постановления Главного государственного врача России от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», правила которого не содержат требований о разметке.

Оспариваемая норма противоречит положениям части 1.1 статьи 11 ФЗ № 68-ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта РФ не должны противоречить обязательным для исполнения граждан и организаций правилам поведения, установленным Постановлением Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ установлены правила, действующие на всех граждан и организаций. Сегментирование Указом № 30-УГ неопределенного круга лиц на отдельные группы противоречит положениям Постановления Правительства РФ.

Оспариваемая норма не отвечает принципу правовой определенности, противоречит части 1 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Представитель административного ответчика Чамкина М.В. с заявленными административными требованиями не согласилась, представила письменные возражения. Указала, что в целях организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на территории Псковской области распоряжением Администрации Псковской области от 05 марта 2020 г. № 133-р введен режим повышенной готовности. Ссылаясь на пункт «з» часть 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, положения статьи 11 ФЗ № 68-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», статью 6 ФЗ № 52-ФЗ, Закон Псковской области от 04 мая 2008 г. № 762-оз «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» полагала, что оспариваемый акт принят в соответствии с предоставленными законами полномочиями, с соблюдением требований к форме, порядку и введению его в действие. Основанием для включения в Указ № 30-УГ оспариваемого положения послужило предписание Главного государственного санитарного врача по Псковской области от 02 июля 2020 г. № 1219, подпункт «г» подпункта 5 пункта 1 которого содержит соответствующее требование к организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю на территории Псковской области.

Полагала, что Указ № 30-УГ принят в соответствии с пунктами «а», «м», «у» пункта 1 статьи 11 ФЗ № 68-ФЗ, статьями 6 и 31 ФЗ № 52-ФЗ и пункта 1 Постановления Правительства РФ от 19 августа 2005 г. № 529, согласно которым руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в случае опасности распространения инфекционных заболеваний обязан вводить особый режим хозяйственной и иной деятельности, обязательные для исполнения организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности; на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина).

Избрание конкретных видов ограничительных мер осуществляется Губернатором области исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на основании предложений, содержащихся в предписании.

Оспариваемая норма согласуется с подпунктом 2.11 пункта 2 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1., согласно которым рекомендовано в торговом зале и перед кассами нанести разметку, позволяющую соблюдать расстояние между посетителями 1,5 м.

Полагала, что оспариваемая норма по своему содержанию является ясной и определенной, ее применение не приводит к неоднозначному толкованию.

Кроме того, отметила, что оспариваемая норма не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, направлена на защиту здоровья граждан и предотвращение массового распространения новой коронавирусной инфекции в(COVID-2019).

Представитель заинтересованного лица - Управления Роспотребнадзора по Псковской области будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, руководителем данного Управления – Главным государственным санитарным врачом по Псковской области Нестеруком А.В. представлены письменные возражения, в которых выражено несогласие с заявленными исковыми требованиями. Указано, что Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02 марта 2020 г. № 5 высшим должностным лицам субъектов РФ предписано с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации вводить ограничительные мероприятия. Полномочия главных государственных санитарных врачей давать предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий предусмотрены статьями 6, частью 2 статьи 50 ФЗ № 52-ФЗ. Порядок нанесения разметки законодательно не определен. Учитывая, что социальное дистанцирование остается наиболее надежным способом защиты во время карантина, нанесение на полу разметки упрощает ее соблюдение.

Прокурор Куделько В.Д. в заключении указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Губернатором Псковской области в пределах своих полномочий, в установленной форме и с надлежащим его введением в действие. Оспариваемая норма, обязывающая нанесение специальной разметки, не противоречит требованиям законодательства, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 8, подпункта «д» пункта 10 статьи 4.1, подпунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 ФЗ № 68-ФЗ, статей 2, 6 ФЗ № 52-ФЗ, пунктов 1,6 Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации Губернатор области вправе вводить дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, направленные на их защиту, а граждане и организации, со своей стороны, обязаны их соблюдать; к полномочиям субъектов РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отнесено, в т.ч. введение и отмена на территории субъекта РФ ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

В силу пункта 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно статьям 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 ФЗ № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 6 ФЗ № 52-ФЗ относит к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмену на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.

В статье 1 ФЗ № 52-ФЗ дано понятие ограничительным мероприятиям (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Согласно статье 31 ФЗ № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся, в т.ч., на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 ФЗ № 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Согласно положениям статьи 51 ФЗ № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления, а также вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся развития территорий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды; в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор» установлено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации.

Исходя из данных правовых норм, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания главного государственного санитарного врача субъекта РФ вправе принимать нормативные правовые акты в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на основании которых вводить и отменять ограничительные мероприятия - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности. Главный государственный санитарный врач субъекта РФ вправе выносить не только постановления, но и предписания и предложения о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства.

Учитывая вышеизложенное, неправомерны доводы административного истца, ссылающегося на отсутствие у главного государственного санитарного врача субъекта РФ полномочий на внесение предписаний органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также полномочий последних на введение ограничительных мероприятий (административных, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер).

Распоряжением Администрации Псковской области от 05 марта 2020 г. № 133-р «О введении режима повышенной готовности Псковской областной -территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Псковской области» введен режим повышенной готовности.

ФЗ № 68-ФЗ определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

К чрезвычайной ситуации данный федеральный закон также относит распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих (статья 1 ФЗ № 68-ФЗ).

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2 ФЗ № 68-ФЗ).

Согласно подпунктам «а», «м», «у» пункта 1 статьи 11 ФЗ № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта.

На территории Псковской области действует Закон Псковской области от 04 мая 2008 г. № 762-оз «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который регулирует вопросы в области защиты населения и территорий Псковской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия органов государственной власти Псковской области в области защиты населения и территорий Псковской области от чрезвычайных ситуаций.

Подпунктом 3 пункта 1.1. статьи 12 данного Закона к полномочиям Губернатора области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится осуществление полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством (в редакции, действовавшей до 11 мая 2020 г.).

Таким образом, указанные выше федеральные законы и закон Псковской области наделяют Губернатора области, возглавляющего согласно статьи 37 Устава Псковской области от 12 апреля 2001 г. № 1-У постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти области – Администрацию Псковской области, полномочиями на введение мер и правил поведения, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, при этом такие меры могут предусматривать особый режим хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, возлагать на них определенные обязанности, вводить ограничения.

В связи с изложенным, неправомерны доводы административного истца об отсутствии у Губернатора Псковской области полномочий на введение обязательных требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю на территории Псковской области, в части нанесения в торговых залах и перед кассами в объектах розничной торговли специальной разметки, обеспечивающей соблюдение гражданами дистанции до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование).

Оспариваемая норма соответствует указанным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, противоречий не установлено.

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.

Как следует из материалов административного дела, Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 1219 от 02 июля 2020 г. (подпункт «в» пункта 5), № 1263 от 09 июля 2020 г. (подпункт «в» пункта 7) и № 1355 от 24 июля 2020 г. (подпункт «в» пункта 8) и др. Губернатору Псковской области предписано обязать организации, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, осуществлять нанесение в торговых залах и перед кассами в объектах розничной торговли специальной разметки, обеспечивающей соблюдение гражданами дистанции до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование).

Указом Губернатора Псковской области от 03 июля 2020 г. № 124-УГ (подпункт «в» подпункт 6 пункт 1) в подпункт «г» подпункта 8 пункта 2 Указа № 30-УГ внесено изменение, данная норма изложена в следующей редакции:

«На период действия ограничительных мероприятий (карантина) предписано организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю на территории Псковской области осуществить нанесение в торговых залах и перед кассами в объектах розничной торговли специальной разметки, обеспечивающей соблюдение гражданами дистанции до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование)».

Указ Губернатора Псковской области 03 июля 2020 г. № 124-УГ опубликован в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» http://pravo.pskov.ru/, 03 июля 2020 г., на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07 июля 2020 г. и в газете «Псковская правда» № 26 за 10 июля 2020 г.

В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Псковской области от 03 июля 2020 г. № 124-УГ подпункт «г» подпункта 8 пункта 2 Указа № 30-УГ в указанной редакции вступил в силу с 04 июля 2020 г. и действует по настоящее время.

Согласно статье 43 Устава Псковской области от 12 апреля 2001 г. № 1-У Губернатор области осуществляет полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

В соответствии с пунктами 1,2, 4 статьи 8.1 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 г. № 174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области». Губернатор области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Псковской области и законов области в пределах своей компетенции издает указы и распоряжения. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме указов губернатора области. Порядок опубликования и вступления в силу указов Губернатора области определяется законом области.

В силу статьи 3 Закона Псковской области от 12 февраля 2003 г. № 242-оз «О порядке опубликования и вступления в силу Устава и Законов области, иных нормативных правовых актов области» официальным опубликованием Устава, законов области о поправках в Устав и иных законов области, иных нормативных правовых актов области считается публикация их полных текстов в газете «Псковская правда», размещение (опубликование) в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Датой официального опубликования Устава, законов области о поправках в Устав и иных законов области, иных нормативных правовых актов области считается дата первой публикации их полных текстов в газете «Псковская правда» или размещение (опубликование) в сетевом издании «Нормативные правовые акты Псковской области» (pravo.pskov.ru), или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно статьи 4 данного Закона области Устав, законы области о поправках в Устав и иные законы области, иные нормативные правовые акты области вступают в силу со дня их официального опубликования, если указанными Уставом, законами области о поправках в Устав и иными законами области, иными нормативными правовыми актами области не предусмотрен более поздний срок их вступления в силу.

Учитывая данные правовые нормы, оспариваемый нормативный правовой акт издан в установленной форме, с соблюдением требований об опубликовании и введении его в действие.

Оспариваемая норма Указа № 30-УГ соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы административного истца об отсутствии полномочий у Губернатора Псковской области на введение дополнительных ограничений, а у Главного государственного санитарного врача Псковской области на внесение предписаний Губернатору области не соответствует указанному выше правовому регулированию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Аргументы о том, что нормы ФЗ № 52-ФЗ и ФЗ № 68-ФЗ не могут применяться в совокупности, несостоятельны.

Как указано выше, правоотношения в сфере угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, регулируется как нормами ФЗ № 52-ФЗ, так и нормами ФЗ № 68-ФЗ.

Нельзя согласиться с доводами административного истца о неопределенности оспариваемой нормы.

Из содержания оспариваемой нормы следует, что в торговых залах и перед кассами в объектах розничной торговли должна быть нанесена специальная разметка в целях соблюдения гражданами дистанции до других граждан не менее 1,5 метра, т.е. торговый зал и площадка перед кассой должна иметь специальную разметку, использование которой гражданами позволит соблюдать социальную дистанцию в 1,5 м.

Данная норма не вызывает неоднозначного толкования и не создает неопределенности. Отсутствие понятия «разметка» в Указе № 30-УГ также не влечет неопределенность в применении оспариваемой нормы.

Согласно значению слова «разметка», данному в толковом словаре русского языка Ушакова, «разметка» - это действие, от глагола «разделить»; перенесение на предмет точек и линий для обозначения размера; знак, метка для распознавания.

Отсутствие в оспариваемой норме сведений о том, какого цвета должна быть разметка, каким способом она должна быть нанесена, какого размера и какой формы, не свидетельствует о ее неопределенности, а позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно решать данные вопросы, тем более что целью введения оспариваемого положения является использование гражданами такой разметки для соблюдения социальной дистанции.

Из постановления об административном правонарушении от 04 февраля 2021 г., согласно которому в отношении ООО «ИТЕРА» прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, и фототаблицы, приобщенной к материалам дела, следует, что на полу торгового зала, где общество осуществляет розничную торговлю, ранее была нанесена специальная разметка, которая местами стерлась, т.е. обществом ранее фактически выполнено оспариваемое положение, неясности при его применении не возникло.

Несостоятельны доводы административного истца о том, что Главный государственный санитарный врач по Псковской области ограничен положениями Постановления Главного государственного врача России от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», а поскольку данные санитарные правила не содержат требований о разметке, то такие требования неправомерны.

Согласно пункту 4.4. СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, является соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

Оспариваемая норма данным санитарным правилам не противоречит, напротив, введена в целях их исполнения.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 39 ФЗ № 52-ФЗ нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления не должны противоречить санитарным правилам, которые являются обязательными для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Установленные Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 г. № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» правила поведения, распространяющиеся на всех граждан и организаций, не свидетельствуют о невозможности введения органами исполнительной власти субъекта РФ дополнительных ограничений в отношении различных юридических и физических лиц, в связи с этим отсутствуют основания для вывода о противоречии оспариваемой нормы данным Правилам и положениям части 1.1 статьи 11 ФЗ № 68-ФЗ.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований при введении режима повышенной готовности (пункт 3 части 2 статьи 1 ФЗ № 247-ФЗ), поэтому ссылка на его положения неправомерна.

Несостоятельна ссылка административного истца на противоречие оспариваемой нормы части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ, предусматривающей, что коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, содержащие, в т.ч., неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Оспариваемая норма требований, относящихся к коррупциогенным факторам, не содержит.

При таких обстоятельствам суд считает доводы административного истца несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.

Учитывая вышеизложенное, а также наличие реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, изменение экономической ситуации в стране, оспариваемое положение направлено, прежде всего, на защиту населения, здоровья граждан и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019).

Руководствуясь статьями главы 15, статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Сазонова И.В. о признании недействующими подпункта «г» подпункта 8 пункта 2 Указа Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 г. № 30-УГ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 апреля 2021 г.

Судья Псковского областного суда М.М. Анашкина

3а-7/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сазонов Игорь Валерьевич
Куделько Владислав Дмитриевич
Ответчики
Губернатор Псковской области
Другие
Сазонов Станислав Игоревич
Управление Роспортебнадзора по Псковской области
Суд
Псковский областной суд
Судья
Анашкина Марина Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.psk.sudrf.ru
18.01.2021Регистрация административного искового заявления
19.01.2021Передача материалов судье
21.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.03.2021Предварительное судебное заседание
29.03.2021Судебное заседание
09.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее