Дело № 21-68/2022
Судья: Шопина Е.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
21 февраля 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобы Вазикова С.А. на постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июня 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Вазикова С.А.,
установил:
постановлением административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары № от 22 июня 2021 года Вазиков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 ноября 2021 года постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары № от 22 июня 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Вазиков С.А. просит отменить решение судьи районного суда, принять по делу новое решение о признании постановление незаконным и отменить его, или изменить решение, заменив назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение. В обоснование жалобы указывает, что является следователем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике, и в соответствии с частью 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике». Полагает, что вывод судьи районного суда о том, что данное обстоятельство не влечет отмену постановления, является абсурдным, удивительным, заставляющим усомниться в квалификации судьи.
Также ссылается на то, что расположение транспортного средства было обусловлено не личными интересами, а выполнением служебных обязанностей следователя отделения по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с отсутствием в пользовании отделения по расследованию особо важных дел служебного автомобиля, выполнение служебных обязанностей неразрывно связано с эксплуатацией личного автотранспорта. Однако судья районного суда в нарушение требований ст. 30.6 КоАП РФ не указал мотивы, по которым счел невозможным заменить штраф, на предупреждение.
Кроме того, указывает, что в постановлении административной комиссии приведена ссылка на ст. 2.6.2 КоАП РФ, не подлежащая применению; из постановления следует, что административное правонарушение совершено 26 апреля 2021 года, при этом маршрут движения технического средства утвержден 1 июля 2021 года, полагает, что в действиях административной комиссии усматриваются признаки фальсификации постановления от 22 июня 2021 года. Ссылается на то, что из имеющегося административного материала не представляется возможным достоверно установить, что автомашина заявителя была размещена на платной парковке, а также что в промежуток времени с 9 час. 38 мин. до 16 час. 42 мин. 26 апреля 2021 года машина непрерывно находилась на парковке.
В судебном заседании, состоявшемся 21 февраля 2022 года, Вазиков С.А. жалобу поддержал.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, что влечет административное наказание в виде предупреждение или наложения административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
В соответствии с п. 4 постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) парковка, расположенная по ул. Ленинградская г. Чебоксары от пересечения с ул. Кооперативной до пересечения с ул. Дзержинского (включая площадь у д. № 1 по площади Республики) является зоной платной парковки ежедневно с 08.00 до 20.00 в будние дни (обе стороны).
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно абз. 2 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 09 час. 38 мин. до 16 час. 42 мин. собственник (владелец) транспортного средства Вазиков С.А., находясь на платной муниципальной парковке по адресу: <адрес>, не осуществил уплату за размещение транспортного средства «...», государственный регистрационный знак №, на парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по указанному адресу, чем нарушил пункт 4.6 Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 1 июля 2014 года № 2240.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения административной комиссией администрации Ленинского района г. Чебоксары постановления о привлечении Вазикова С.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административной ответственности в Чувашской Республике».
Согласно постановлению административной комиссии указанное административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки Дозор М, размещенном в установленном порядке на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве.
26 ноября 2021 года по результатам рассмотрения жалобы Вазикова С.А. на постановление административной комиссии судьей районного суда принято решение об оставлении его без изменения.
Вместе с тем состоявшийся по настоящему делу судебный акт законным признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Признавая несостоятельным и не влекущим отмену оспариваемого постановления довод Вазикова С.А. о том, что он является лицом, имеющим специальное звание, поскольку является следователем Следственного комитета РФ, судья районного суда указал, что данная информация не была известна административному органу, не является очевидной, и не могла быть получена из открытых источников.
Между тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Согласно положению статьи 35 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат применению при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных нормами Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Согласно части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.
За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 7 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 указанного Кодекса, лица, указанные в части 1 названной статьи, несут административную ответственность на общих основаниях (часть 2).
Согласно части 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность.
Часть 2 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает исключение в отношении правонарушений в области благоустройства, предусмотренных Законом Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Согласно приказу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике № от 19 июня 2019 года Вазиков С.А. с 24 июня 2019 года назначен на должность следователя отделения по расследованию особо важных дел (о преступлениях прошлых лет) и имеет специальное звание - майор полиции.
Исходя из положений статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Вазиков не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», поскольку за совершение действий, составляющих объективную сторону состава данного административного правонарушения, он подлежал привлечению к дисциплинарной ответственности.
Указанные обстоятельства не были учтены судьей районного суда.
Кроме того, следует отметить, что из содержания постановления административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 22 июня 2021 года усматривается, что Вазикову С.А. вменено совершение административного правонарушения 26 апреля 2021 года, при этом фотосъемка от 26 апреля 2021 года, указанная в обосновании вины Вазикова С.А., изготовлена при помощи средства автоматической фиксации правонарушения «ДОЗОР-М», размещенном на движущемся по утвержденному маршруту согласно Приказу № 47/1 от 1 июля 2021 года транспортном средстве.
Таким образом, маршрут движения транспортного средства утвержден Приказом № 47/1 от 1 июля 2021 года, то есть после выявления административного правонарушения.
Указанные противоречия оставлены судом без внимания и оценки.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары от 22 июня 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 ноября 2021 года подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары № от 22 июня 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 ноября 2021 года делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Вазикова С.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова