Решение по делу № 2-843/2023 от 09.01.2023

61RS0012-01-2023-000026-09         дело № 2- 843/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2023 года                        г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Лихачевой Е.М.,

при секретаре Выстребовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-843/2023 по исковому заявлению Маланец Т.Л. к ООО «Волгодонская управляющая компания», третьи лица ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», ООО «Волгодонской расчетно-кассовый центр» о признании действий незаконными, взыскании убытков, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Маланец Т.Л. обратилась в суд с настоящим иском к ООО «ВУК», указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>.

Управление данным многоквартирным домом до 31.03.2022 осуществляло ООО «ВУК» на основании договора управления многоквартирным домом№2 от 01.10.2019.

14.01.2021 истец как потребитель и собственник обратилась в ООО «ВУК» для замены индивидуального прибора учета горячего водоснабжения в связи с окончанием срока эксплуатации прибора учета, как обращалась и ранее по поводу замен ИПУ в УК дома.

Сотрудники ООО «ВУК» по телефону приняли заявку, согласовали дату и время прихода специалиста, также уведомили о сумме оплаты в кассу ООО «ВУК», которую истец внесла, о чем свидетельствует квитанция к приходному кассовому ордеру на 600 рублей.

В оговоренное время специалист ООО «ВУК» прибыл в квартиру и выполнил работы по замене ИПУ горячей воды. После этого опломбировал установленный счетчик горячего водоснабжения (заводской номер прибора 0103007557), заполнил документы, составил Акт о вводе в эксплуатацию № от 14 01 2021, который после регистрации с проставленной печатью вернул истцу.

Истец как потребитель самостоятельно в работу прибора учета горячего водоснабжения не вмешивалась и целостность пломб не нарушала.

21.03.2022 специалисты ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» провели проверку приборов учета - счетчиков горячего водоснабжения. Проверка происходила следующим образом: сорвали пломбу, которая там стояла (без повреждений), в устной форме мотивируя это тем, что счетчик (заводской номер прибора 0103007557) (показания на момент проверки - соответствуют переданным) и пломба не находятся на учете; составили Акт о несанкционированном вмешательстве. Этот же счетчик (заводской номер прибора 0103007557) без какой-либо переустановки опломбировали своей новой пломбой. Составили новый Акт о вводе прибора учета в эксплуатацию б/н от 21.03.2022.

При проведении проверки были предоставлены документы:     паспорт прибора учета (заводской номер прибора 0103007557, лицевой счет 5731010); акт о вводе в эксплуатацию № 013 от 14.01.2021 ООО «ВУК»; чек и квитанция об оплате за услуги ООО «ВУК» по установке ИПУ специалистом управляющей компании.

В следующем месяце после проверки - апреле 2022 года истцом была получена квитанция за расчетный период март месяц со штрафом и перерасчетом за горячую воду, а именно: перерасчет платы за комм, услугу по ГВС на основании акта о несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ от 21.03.2022 по видам услуг Теплоэнергия ГВС и Теплоноситель ГВС на сумму 43 867,73 рублей (33126.19+10741.54).

Истец ежемесячно, через сайт (срок эксплуатации ИПУ на момент проверки 1 год 3 месяца), в установленный срок с 22 по 23 число каждого месяца, передавала показания этого прибора учета (заводской номер прибора 0103007557) и их принимали к учету. ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», на основании показании этого же счетчика, выставляла квитанции, которые истец, как добросовестный потребитель, оплачивала.

Поскольку истец не была согласна с Актом о несанкционированном вмешательстве, в связи с тем, что она не вмешивалась в работу ИПУ, также не согласна с выставленными в квитанциях штрафов и перерасчетом горячей воды (которая уже оплачена) в ее адрес, она обратилась в ООО «ВУК» и ООО «Волгодонскую ТЭЦ-1» для разъяснения и урегулирования сложившейся ситуации.

В устной форме неоднократно директор ООО «ВУК» обещал разобраться в сложившейся ситуации с ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», утверждал, что перерасчет начисления по ГВС произведен некорректно и будет аннулирован, что выданные ими Акты о вводе в эксплуатацию ИПУ горячего водоснабжения имеют силу, а приборы ИПУ стоят на учете.

На письменное обращение в ООО «Волгодонскую ТЭЦ-1», получен ответ, что Акт ООО «ВУК» недействителен, что ООО «ВУК» не имели право заниматься заменой счетчиков.

На повторное письменное обращение в ООО «ВУК» получен ответ с копией договора на управление МКД, и разъяснением, что деятельность по замене ИПУ не является лицензируемым видом деятельности, не требует допусков и разрешений.

Истец полагает, что Управляющая компания ООО «ВУК» ввело ее как потребителя в заблуждение, не уведомив о том, что изначально не имеет права устанавливать, опломбировать и вводить в эксплуатацию ИПУ.

Истец просит признать действия ООО «ВУК» по замене, опломбировке и вводе в эксплуатацию ИГПУ ГВС незаконными; взыскать с ответчика убытки в размере 47 410,1 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.

В судебном заседании истец Маланец Т.Л. уточнила заявленные требования в части размере убытков и просила взыскать с ответчика 48 458,28 рублей. В остальной части поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика ООО «ВУК» Майоров С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что ООО «ВУК» до 31.03.2022 осуществляло управление многоквартирным домом № 2 по улице 50 лет СССР на основании договора № 2 от 01.10.2019 управления многоквартирным домом.

Согласно п.3.2.8 данного договора, управляющая организация вправе при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета устанавливать на индивидуальные приборы учета горячей воды контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Кроме того, по условиям этого же договора, собственник имеет право требовать от управляющей организации совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального (квартирного) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (п.3.4.5).

Таким образом, законным основанием для осуществления ООО «ВУК» деятельности по установке и (или) замене индивидуальных приборов учета, а также их опломбировке (вводу в эксплуатацию) является заключенный договор управления МКД.

14.01.2021 ООО «ВУК» установило в жилом помещении, занимаемом истцом, индивидуальный прибор учета горячей воды СВК-15 с заводским номером 0103007557, дата очередной поверки - 04.01.2027, составив акт № 013 от 14.01.2021.

Один экземпляр указанного акта был выдан на руки истцу, а второй - с сопроводительным письмом № 34 от 20.01.2021 направлен в ООО «Волгодонской расчетно-кассовый центр», который передал его в тепловую инспекцию ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» для регистрации, что подтверждается соответствующим штампом на указанном документе.

Необходимость этого обусловливалось наличием заключенного между ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» и ООО «ВРКЦ» агентского договора № 1/20 от 01.02.2020 на оказание услуг по организации сбытовой деятельности.

По условиям данного договора ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» поручает и обязуется оплатить ООО «ВРКЦ», а ООО «ВРКЦ» принимает на себя обязательства в отношении потребителей (физических лиц) ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за вознаграждение совершать от имени Принципала на основании выданной им доверенности и за его счет (с учетом положений п.2.3 договора) юридические и иные действия по заключению, изменению, расторжению договоров теплоснабжения с потребителями ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» и контролю исполнения условий заключенных договоров только по отдельному поручению ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», по расчету фактического распределения полезного отпуска тепловой энергии и теплоносителя в натуральном и денежном выражении потребителям, имеющим договорные отношения с Принципалом (п.2.1.1). Перечень юридических и иных действий, предусмотренных п.2.1, договора, содержится в п.2.2.

В частности, ООО «ВРКЦ» по поручению ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» осуществляло обработку показаний приборов теплоносителя потребителей, осуществление контроля за приборами учета, ведение базы по состоянию приборного парка потребителей; внесение информации в систему ТИС ЖКХ по заключенным договорам с физическими лицами; приём показаний индивидуальных приборов учета коммунальных услуг и ресурсов от потребителей по договорам теплоснабжения.

В обязанности Агента входило:

- обеспечить передачу Принципалу данных первичного учета с указанием идентификационных лицевых счетов потребителей для внесения изменений и дополнений в базу данных о потребителях (п.3.2.2 договора);

- осуществлять прием потребителей по вопросам начисления размера платы за тепловую энергию и теплоноситель, учет показаний узлов учета тепловой энергии и теплоносителя (п.3.2.5);

- организовать контроль своевременного поступления денежных средств от потребителей за отпущенную тепловую энергию и теплоноситель (п.3.2.10);

- принимать от потребителей показания узлов учета тепловой энергии и теплоносителя и использовать их при расчете размера платы за потреблённую тепловую энергию и теплоноситель за тот расчётный период, за который были сняты показания (п. 3.2.18).

Как видно из содержания условий агентского договора, ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» было вообще устранено из процесса взаимодействия с потребителями по вопросам поставки горячего водоснабжения.

Таким образом, лицом, уполномоченным взаимодействовать с потребителями от имени ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», которое непосредственного участия в работе с собственниками не принимало, является ООО «ВРКЦ».

13.01.2022 от ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» на электронную почту ООО «ВРКЦ» поступило письмо № 32/22 от 13.01.2022, содержащее уведомление ООО «ВРКЦ» о расторжении договора № 1/20 от 01.02.2020 по истечении 30 дней с даты направления данного письма.

14.04.2022 от ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» в адрес ООО «ВУК» и ООО «ВРКЦ» поступило подписанное директором ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» Лавреновой Е.Ю. соглашение № б/н от 13.04.2022 о прощении долга.

В указанном соглашении ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» предлагает ООО «ВРКЦ» простить ему задолженность по договору № 1/20 от 01.2020 в размере 2 500 000 рублей, предоставить рассрочку платежа по оставшейся сумме 1 500 000 рублей на 3 месяца.

В свою очередь, в обмен на прощение долга ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», используя в качестве «разменной монеты» интересы своих потребителей, отказывается от выставления им перерасчета платы за якобы несанкционированное вмешательство в работу индивидуальных приборов учета горячей воды, установленных ООО «ВУК», отменяет уже начисленные потребителям штрафные санкции, принимает акты вводы в эксплуатацию ИПУ, оформленные ООО «ВУК», избавляя тем самым управляющую организацию от претензий потребителей и необходимости возмещения им убытков.

Следовательно, ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» своим поведением подтвердила законность и правомерность действий ООО «ВУК» по замене и опломбировке счетчиков и подтвердила юридическое значение актов ввода в эксплуатацию, составленных управляющей организацией.

08.08.2022 ООО «ВРКЦ» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области (дело № А53-26803/2022) с исковым заявлением о взыскании с ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» задолженности, образовавшейся вследствие ненадлежащего исполнения условий агентского договора от 01.02.2020, которую ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» решила с себя «списать» за счет шантажа ООО «ВУК» и ООО «ВРКЦ» с помощью простых обывателей - жителей многоквартирных домов, чьи интересы используются ресурсоснабжающей организацией в качестве разменной монеты.

Для потребителя не имеет значения, кто вправе произвести установку прибора учета. Единственное требование в таких случаях - необходимость соблюдения пунктов 80 и 81 Правил № 354.

Деятельность по замене индивидуальных приборов учета водоснабжения не является лицензируемым видом деятельности, не требует допусков и разрешений, соответственно может быть выполнена любым лицом.

Правилами № 354 не предусмотрена обязанность потребителя заключить договор на осуществление установки прибора учета с организациями, в том числе, с организацией, оказывающей ему коммунальные услуги по договору.

ООО «ВУК» оказал потребителю услугу по замене счетчика надлежащего качества, поскольку искажений показаний прибора учета допущено не было, показания, переданные ООО «ВРКЦ», принимались ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» без замечаний и возражений, расчет платы за коммунальный ресурс производился согласно передаваемым потребителем показаниям прибора учета; сам прибор учет не имел механических повреждений, прошел процедуру государственной поверки, имеет паспорт. В платежных документах отражены полные и достоверные сведения об используемом приборе учета.

Следовательно, ООО «ВУК» не является лицом, причинившим убытки потребителю.

Кроме того, ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» в течение длительного времени не осуществляло проверку состояния приборов учета воды в жилом помещении абонента, принимало от него без замечаний показания прибора учета, то есть не проявляло как профессиональный участник отношений по водоснабжению должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего абонента. При этом последующие действия ответчика, впервые осуществившего проверку состояния приборов учета воды лишь в 2022 году и потребовавшего оплатить объем водопотребления с применением повышенного коэффициента, предусмотренного на случай несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, несмотря на наличие пломбы, установленной на ИПУ, прошедший поверку и допущенный в эксплуатацию, не могут быть признаны добросовестными.

Представитель третьего лица ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» Буряк Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал требования истца подлежащими удовлетворению, указав, что согласно Протоколу от 27.09.2018 собственники помещений в МКД, расположенного по <адрес>, приняли решение о заключении прямых договор с ресурсоснабжающими организациями с 01.12.2018.

С даты принятия такого решения исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению является ресурсоснабжающая организация, каковой является ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», которая начала оказывать услуги с октября 2019 года.

В выставляемых квитанция на оплату, указан исполнитель коммунальной услуги, а именно ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» начиная с октября 2019 года.

Так, в ходе проверки, проводимой ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» на предмет достоверности передаваемых показаний с ИПУ, было установлено, что в квартире на стояке горячего водоснабжения отсутствует ранее установленный ИПУ и вместо него стоить ИПУ, который ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» не вводила в эксплуатацию, то есть для установки нового ИПУ, истцом были предприняты действия по срыву пломбы, установленной на старом ИПУ и осуществлен демонтаж ранее установленного ИПУ без разрешения ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», то есть несанкционированное вмешательство в работу ранее установленного ИПУ.

В силу прямого указания закона давать разрешение на срыв контрольных пломб на демонтируемом ИПУ (или срывать пломбы при демонтаже ИЛУ), а также давать разрешение на демонтаж ИПУ вправе только исполнитель коммунальной услуги.

В 2021 году истец не обращался в ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» за заменой ИПУ.

В ходе проводимой проверки и в целях подтверждения законности своих действий по замене ранее установленного ИПУ, истцом был представлен акт №013 от 14.01.2021 о допуске узла учета в эксплуатацию, составленный и подписанный от имени ООО «ВУК», однако данная компания не является исполнителем коммунальной услуги - горячее водоснабжение, а соответственно не имеет право срывать контрольные пломбы с ИПУ ГВС для их демонтажа, а так же осуществлять ввод ИПУ в эксплуатацию, в силу чего составленный этой компанией акт не имеет юридической силы, то есть недействителен, а соответственно все показания в отсутствии надлежащего ввода в эксплуатацию ИПУ переданные с января 2021 года по дату надлежащего ввода в эксплуатацию носят недостоверный характер.

Учитывая, что акт, составленный от имени ООО «ВУК», носит недействительный характер, ООО «ВРКЦ» являясь аффилированным лицом по отношению к ООО «ВУК» в указанный период времени, так как у этих обществ единственным участником является Шешукова М.В. и в то же время директором ООО «ВУК» был Шешуков М.Н., а директором ООО «ВРКЦ» была Шешукова М.В., которые являются супругами, принимало такие акты, нарушая тем самым законные интересы ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», то есть действовало в нарушение агентского договора, так как ООО «ВРКЦ» обязано было действовать в интересах ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» и указанный акт не принимать, сообщив об этом принципалу.

Довод о том, что осуществлялся прием показаний по ИПУ, установленному ООО «Волгодонская управляющая компания» и производилась оплата коммунальных услуг согласно этим показаниям, не имеет правового значения, так как не опровергает того факта, что в предшествующий ИПУ, установленный в квартире, было осуществлено несанкционированное вмешательство при его демонтаже, а так же данный довод не доказывает того, что ООО «Волгодонская управляющая компания» была наделена полномочиями по замене ИПУ ГВС и вводу нового ИПУ в эксплуатацию.

ООО «Волгодонская управляющая компания» является профессиональным участником на рынке коммунальных услуг, а поэтому не могла не знать, что осуществляет действия по замене ИПУ в нарушение действующего законодательства, чем ввело истца в заблуждение относительно своих полномочий по замене ИПУ ГВС, тем самым причинило убытки последнему в виде доначисления платы за несанкционированной вмешательство, а так же нарушило его права как потребителя.

Ссылка ООО «ВУК» на то, что имеются договорные отношения с истцом, в рамках которых ООО «ВУК» наделен полномочиями по установке контрольных пломб на ИПУ ГВС, вводу в эксплуатацию ИПУ и проверки их состояния, не имеет правового значения, так как ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» не является участником данной сделки и более того ООО «ВУК» в силу описанных выше обстоятельств не приобретает статус исполнителя коммунальной услуги по поставке ГВС, так как законодатель связывает приобретение статуса исполнителя коммунальной услуги по поставке ГВС и отопления не с заключением договора, а с принятием соответствующего решения на общем собрании собственниками помещений МКД.

Довод ООО «ВУК» о том, что ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» не осуществляла проверку переданных показаний не опровергает вышеописанных обстоятельств, тем более законодательно закреплено, что проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 месяца, то есть чаще нельзя, а реже можно, а соответственно в таких действиях (редкие проверки) не может быть усмотрено злоупотребление правом или отсутствие должной осмотрительности и заботливости, тем более, что такую осмотрительность и заботливость должен был проявить ООО «ВУК» в отношении собственных действий (несанкционированное вмешательству в работу ИПУ), однако пренебрег этим и этим ввел в заблуждение истца.

Аналогичные обстоятельства по взаимоотношениям ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», ООО «ВРКЦ» и ООО «ВУК» были предметом рассмотрения Волгодонского районного суда Ростовской области по делам №2-2183/2022, №2-2455/2022, решения по которым выступили в законную силу, пройдя апелляционное обжалование.

Представитель третьего лица ООО «Волгодонской РКЦ» Рыгалов Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что ответчик выполнил работы по замене счетчика. Правилами прямо не предусмотрено, что замену счетчика может производить только ресурсоснабжающая организация. Счетчик ИПУ может заменить как сам собственник, так и третье лицо. Ответчик является управляющей компанией и ведет деятельность по замене счетчиков кроме счетчиков, по электроэнергии, которые может менять только ресурсоснабжающая организация. Ответчик не смог бы выполнить эти работы без согласия истца. Истец добровольно допустил в свое помещение для замены ИПУ.

Ответственность за сохранность пломб возложена на собственника ИПУ. Опломбировку счетчика производит только ресурсоснабжающая организация как исполнитель коммунальной услуги. Информацию о последствиях несанкционированного вмешательства в прибор учета до потребителя доводит исполнитель коммунальной услуги.

Ответчик выполнил работы по замене счетчика, он не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на ответчика не возложена обязанность сообщать истцу правила опломбировки счетчика принятые у исполнителя коммунальной услуги ресурсоснабжающей организации.

Установленный ответчиком счетчик принят в эксплуатацию, размещен в системе ГИС ЖКХ, разместить данные о счетчике и о его замене может только ресурсоснабжающая организация у других лиц допуска в такую область нет, таким образом ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» было известно о произведенной замене ИПУ.

При этом, показания счетчика принимались ресурсоснабжающей организацией, производились начисления, этот же счетчик повторно был введен в эксплуатацию ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» без демонтажа и поверке, по нему в настоящее время так же принимаются показания, производятся начисления, следовательно, работы произведены ответчиком по замене счетчика выполнены с надлежащим качеством.

Кроме этого в деле нет доказательств, что пломбы на счетчике нарушил ответчик или сделал это без согласия истца, а наоборот истец попросил ответчика произвести замену счетчика.

Выслушав пояснения истца, представителей ответчика, третьих лиц, изучив доказательства по делу и дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.В силу положений ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно статье 8 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствие с требованиями ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно п. 28 Правил, утвержденных. Постановлением Правительства Российской Федерации № 642 от 29 июля 2013 года, абонент обязан установить средства измерений (приборы учета) поданной (потребленной) горячей воды; обеспечить учет поданной (потребленной) горячей воды; обеспечить сохранность пломб и знаков поверки на средствах измерений и приборах учета, кранах и задвижках на их обводах и других устройствах, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента. Нарушение сохранности пломб (в том числе их отсутствие) влечет за собой применение расчетного способа определения объема потребленной за определенный период горячей воды в порядке, предусмотренном договором горячего водоснабжения.

Пунктом 22 названных Правил установлено, что объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

На основании пункта 80 указанных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Подпунктом «а» пункта 82 указанных Правил на исполнителя возложена обязанность проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.

Согласно п. 81 (11) Правил при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат, в том числе, наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

В пп. г п. 35 Правил потребитель не имеет права самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.

При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Таким образом, самовольный демонтаж прибора учета и нарушение пломбы на приборах учета является основанием для составления ресурсоснабжающей организацией акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета и осуществления соответствующих доначислений платы в соответствии с названными Правилами.

Судом установлено, что Маланец Т.Л. является собственников квартиры, расположенной по <адрес>, и потребителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

До 31.03.2022 управление многоквартирным домом <адрес> осуществляло ООО «Волгодонская управляющая компания» на основании договора управления № 2 от 01.10.2019.

14.01.2021 истец обратилась в ООО «ВУК» для замены приборов учета по горячему водоснабжению в связи с окончанием срока эксплуатации.

После замены ИПУ ГВС представитель ООО «ВУК» произвел пломбировку приборов учета и составил акт допуска узла учета расходы воды № 013 от 14.01.2021.

При проверке приборов учета ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» в квартире истца установлено несанкционированное вмешательство в прибор учета, о чем составлен акт от 21.03.2022.

Этот же счетчик (заводской номер прибора 0103007557) вновь опломбирован и составлен Акт о вводе прибора учета в эксплуатацию от 21.03.2022.

Из имеющейся в материалах деле квитанции ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» произведен перерасчет платы за коммунальную услугу в размере 43 867,73 рублей, пени – 4 590,55 рублей.

Согласно Протоколу от 27.09.2018 собственники помещений в МКД, расположенного по <адрес>, приняли решение о заключении прямых договор с ресурсоснабжающими организациями с 01.12.2018.

С даты принятия такого решения исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению является ресурсоснабжающая организация, каковой является ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», которая начала оказывать услуги с октября 2019 года.

Согласно пп. Г(2) п. 34 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребитель обязан сохранять установленные исполнителем, гарантирующим поставщиком или сетевой организацией при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, конструкции, защищающие приборы учета электрической энергии от несанкционированного вмешательства в его работу.

Потребитель не имеет права самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.

Таким образом, замену ИПУ осуществляет исполнитель, гарантирующий поставщик и сетевая организация, в данном случае ООО «ВолгодонскаяТЭЦ-1».

В п.1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случаи принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

В п 1 ч.7 ст. 157.2 ЖК РФ указано, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, считается заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.

Согласно абз. 2 п. 81 Правил ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. Если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца. предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Управляющая компания ООО «ВУК», достоверно зная о наличии прямых договоров собственников МКД по <адрес> с РСО ООО «Волгодонская ТЭЦ-1», самостоятельно выполнила заявку истца и произвела замену и опломбирование индивидуального прибора учета ГВС, о чем составила акт, не сообщив истцу об отсутствии у управляющей компании таких полномочий.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Исходя из положений указанного выше закона, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.

Непредоставление истцу ООО «ВУК» достоверной информации об отсутствии у Управляющей компании полномочий по опломбированию индивидуальных приборов ГВС, повлекшее возникновение убытков на стороне истца, является основанием для удовлетворения исковых требований.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В связи с установлением факта несанкционированного вмешательства в индивидуальный прибор учета потребления ГВС, а именно самовольным демонтажем прибора учета и пломбы ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» составила акт.

Согласно абз. 2 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 при отсутствии индивидуального прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.

Истцом оплачена задолженность по замене ИПУ ГВС с применением повышающего коэффициента в размере 48 458,28 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями.

Поскольку оплаченная истцом сумма в размере 48 458,28 рублей является убытками, возникшими вследствие ненадлежащего исполнения услуг лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, они подлежит возмещению, в том числе, с учетом положений Закона о защите прав потребителей.

Поскольку Маланец Т.Л. является потребителем услуг, оказываемых ответчиком в рамках договора управления многоквартирным домом, убытки возникли в связи с ненадлежащим оказанием услуг по указанному договору, то к правоотношениям, возникшим между сторонами, следует применять положения Закона о защите прав потребителей, которые помимо взыскания денежных средств в счет возмещения убытков предусматривают возложение на ответчика обязанности по выплате компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.

В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Достаточным условием для удовлетворения иска гражданина - участника долевого строительства о компенсации морального вреда является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком прав потребителя, то суд считает возможным удовлетворить заявленный моральный вред частично в сумме 1 000 рублей.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию штраф в сумме 24 229,14 рублей.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд считает также необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета госпошлину в сумме 2 410,62 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Маланец Т.Л. к ООО «Волгодонская управляющая компания» о признании действий незаконными, взыскании убытков, компенсации морального вреда, удовлетворить.

Признать действия управляющей компании ООО «ВУК» по установке и опломбировке индивидуального прибора учета ГВС в квартире <адрес>, произведенные 14.01.2021, незаконными.

Взыскать с ООО «ВУК» в пользу Маланец Т.Л. убытки в размере 48 458,28 рублей, компенсацию морального вреда 1 000 рублей, штраф в сумме 24 229,14 рублей, а всего 73 687,42 рублей.

Взыскать с ООО «ВУК» в доход местного бюджета госпошлину 2 410,62 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Волгодонской районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме составлено 19.04.2023.

Судья ПОДПИСЬ

2-843/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Маланец Татьяна Леонидовна
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Волгодонская управляющая компания"
Другие
Общество с ограниченной ответственностью "Волгодонской расчетно-кассовый центр"
Общество с ограниченной ответственностью "Волгодонская ТЭЦ-1"
Майоров Сергей Владимирович
Буряк Евгений Викторович
Суд
Волгодонской районный суд Ростовской области
Судья
Лихачева Елена Михайловна
Дело на странице суда
volgodonskoy.ros.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2023Передача материалов судье
12.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2023Подготовка дела (собеседование)
09.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2023Предварительное судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
19.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее