Решение по делу № 2-921/2023 (2-7256/2022;) от 07.12.2022

№2-921/2023

УИД 61RS0022-01-2022-010604-30

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«17»января 2023 года

Таганрогский городской суд Ростовской области

В составе:    председательствующего судьи М.В.Иванченко

        при секретаре судебного заседания О.Ю.Дзюба

с участием представителя истца старшего помощника Прокурора г. Таганрога И.П.Ищенко

представителя Администрации г. Таганрога К.В. Ланиной, действующей по доверенности от 01.11.2022

представителя МКУ «Благоустройство» г. Таганрога В.Н. Ирхина, действующего по доверенности №15 от 21.12.2022

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности устранить нарушения содержания улично-дорожной сети,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, указав на следующие обстоятельства. Прокуратурой города во исполнение пункта 1.4 указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.03.2020 № 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог на территории муниципального образования «Город Таганрог». Проверкой установлено, что в рамках муниципального контракта от 21.06.2021 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» заключенного между МКУ «Благоустройство» и ООО «Дорожно-ремонтное строительное управление» выполнены работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в период времени с 15.04.2022 по 15.09.2022. Установлено, что на участке автомобильной дороги по по <адрес> от <адрес> и <адрес> расположено 38 колодцев, находящихся на сетях водоснабжения и канализации. Данные колодцы были полностью заасфальтированы подрядчиком. Со стороны МКУ «Благоустройство» никаких мер по контролю за работами подрядчика не принималось. В связи с чем силами МУП «Управление «Водоканал» за счет собственных денежных средств восстановлены 8 люков, осталось заасфальтированными 30 люков, которые необходимо восстановить от асфальтировки и проверить пригодность к дальнейшему использованию люков. Данные обстоятельства подтверждены актом комиссионного обследования от 22.09.2022, составленным комиссией в составе начальника аварийно- диспетчерской службы Велика И.Ф., начальника производственного отдела Ениной Л.H., начальником отделом сбыта Рожнова А.В., начальником ремонтно - строительного участка Фоменко А.В., а также инженером КУИ г. Таганрога, инженером производственного отдела МУП «Управления Водоканал», ведущим инженером Северного территориального управления, главным специалистом Приморского территориального управления. Таким образом, в настоящее время созданы препятствия для доступа к 30 колодцам с подземными коммуникациями при их эксплуатации для удовлетворения общественных потребностей в водоснабжении и водоотведении на участке автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> и <адрес> в <адрес>, что является недопустимым и противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.

Прокурор г. Таганрога просит суд обязать администрацию г. Таганрога обеспечить доступ к 30 колодцам с подземными коммуникациями на участке автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> и <адрес> в <адрес> путем демонтажа асфальтированный смеси с люков и приведением их в соответствии с требованиями п.5.1.10 Межгосударственного стандарта «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» ГОСТ 3634-2019 и п. 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В судебном заседании представитель Прокурора г. Таганрога И.П. Ищенко исковые требования поддержал.

Представитель Администрации г. Таганрога Ланина К.В. исковые требования не признала, пояснила, что ответственность по иску должно нести МКУ «Благоустройство», заключавшее муниципальный контракт на ремонт дорог, Администрация является ненадлежащим ответчиком. Согласно п.3.4 приложения к данному контракту, работы должны быть выполнены таким образом, чтобы люки были расположены наравне с дорожным покрытием, а не закатаны в него.

Третье лицо представитель МКУ "Благоустройство" Н.В. Ирхин в судебном заседании просил суд в удовлетворении заявленных требований к Администрации г. Таганрога отказать, пояснил, что действительно муниципальный контракт не предусматривал асфальтирование люков. Перед проведением работ ими запрашивались в Водоканале сведения о принадлежности люков, однако данная информация представлена не была. Люки, расположенные на сетях, должны содержаться МУП «Управление «Водоканал».

Третье лицо представитель МУП "Управление "Водоканал" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. В письменных возражениях указал на то, что люки были закатаны асфальтировочной смесью при ремонте дорог, хотя в муниципальном контракте было указано, что люки должны соответствовать ГОСТ Р 50597-2017, а также требованиям закона об автомобильных дорогах, поверхность люков подземных коммуникаций должна находиться на поверхности дорожного покрытия. Часть люков Водоканал восстановил за собственные средства, для восстановления остальных средств не имеется.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.34 Закона №131-Ф3 местного самоуправления, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значениями и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 Закона № 131-Ф3).

Устав муниципального образования «Город Таганрог», принятый решением Городской Думы г. Таганрога от 03.06.2011 № 318 также относит указанные вопросы к вопросам местного значения (п.5 ч.1 ст.10 Устава). Администрация города Таганрога является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 38 Устава).

В силу п.3 ст.17 Закона №131-Ф3 в РФ полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

Пункт 6 ст.13 Закона № 196-ФЗ относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Аналогичное правило содержится в п.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Таганрог» напрямую возложена на администрацию города Таганрога.

На основании п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ, Закон о безопасности дорожного движения) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст.12 Закона № 196-ФЗ).

Согласно п.5.1.10 Межгосударственного стандарта «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» ГОСТ 3634-2019 крышки люков, коверов и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Допуск плоскостности их опорных поверхностей не должен превышать 2 мм.

На основании п. 5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.

Содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек, согласно п.1.1.28 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 года №168, отнесены к функциям организации водопроводно-коммунального хозяйства.

В соответствии со ст.134 Правил содержания и эксплуатации инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, организации, в ведении которых находятся подземные инженерные сооружения и коммуникации, осуществляют постоянный надзор за нахождением на проектной отметке крышек люков смотровых колодцев, решеток дождеприемников, независимо от их месторасположения, за их содержанием в исправном и закрытом состоянии. В случае отсутствия, повреждения или разрушения крышек, решеток или повреждения, разрушения самих смотровых колодцев, дождеприемников организации, указанные в части 1 настоящей статьи, незамедлительно принимают меры по их ограждению, обозначению соответствующими дорожными знаками и замене или восстановлению в течение суток с момента обнаружения.

Согласно пункту 3.25 Правил №168 служба эксплуатации сети осуществляет: проведение технических осмотров сети, выполнение текущих и капитальных ремонтов сети и ликвидацию аварий; сбор, хранение и систематизацию данных по всем повреждениям и авариям на сети и сооружениях на ней, оценку и контроль показателей надежности.

Техническая эксплуатация сети включает: надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; устранение засоров и излива сточных вод на поверхность; предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию; профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов пункт 3.2.6 Правил № 168).

В соответствии с разделом 3.2 Правил № 168 техническое обслуживание сети предусматривает наружный и внутренний (технический) осмотры сети и сооружений на ней - дюкерных и соединительных камер, колодцев, напорных и самотечных трубопроводов (коллекторов), аварийных выпусков, эстакад, водопропускных труб и т.д. Наружный осмотр сети производят не реже одного раза в два месяца путем обходов трасс, линий сети и осмотров внешнего состояния устройств и сооружений на сети без опускания людей в колодцы и камеры.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что приказом Комитета по управлению имуществом г. Таганрога от 24.06.2011г. № 270 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУ «Благоустройство»» - автомобильные дороги общею пользования местного назначения в г. Таганроге, на которых по муниципальному контракту от 21.06.2021г. выполнены ремонтные работы, согласно адресного перечня, закреплены на праве оперативного управления за МКУ «Благоустройство».

МКУ «Благоустройство», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице заместителя директора по экономическим вопросам Короленко В.С., действующего на основании доверенности от 11.01.2021г. №1, от имени муниципального образования «Город Таганрог» с одной стороны, и ООО «Дорожно-ремонтное строительное управление», именуемое в дальнейшем «Подрядчик», в лице генерального директора Сибилева К.Ю., действующего на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили Муниципальный контракт от 21.06.2021г. «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» по которому Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с техническим заданием (приложение №1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, - определенных настоящим контрактом. Срок выполнения работ с 15.04.2022г. по 15.09.2022г.

Муниципальной контракт от 21.06.2021г. с приложением дополнительных соглашений, актов приемки иных документов размещен на официальном сайте «zakupki.gov.ru» единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации по контрактной системе в сфере закупок (л.д.9).

В соответствии с п.4.2.3 условий муниципального контракта, заказчик (МКУ «Благоустройство») обязан осуществлять контроль за исполнением условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1.3. Приложения №1 к муниципальному контракту работы выполняются согласно адресному перечню в г. Таганроге.

Согласно п.4.3 приложения №1 к муниципальному контракту подрядчик обязан проводить работы по муниципальному контролю таким образом, чтобы выполнение работ не создавало опасности для третьих лиц и не препятствовало эксплуатации по установленному назначению объектов, на которых выполняются работы.

Работы должны быть выполнены таким образом, чтобы поверхность люков подземных коммуникаций находилась на поверхности дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017.

Из представленных документов судом было установлено, что на участке автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> и <адрес> расположено 38 колодцев, находящихся на сетях водоснабжения и канализации. Данные колодцы были полностью заасфальтированы подрядчиком. МУП «Управление Водоканал» восстановлен 8 люков (л.д.6).

Комиссионным актом обследования от 22.09.2022 с участием представителей УЖКХ г. Таганрога, КУИ г. Таганрога, территориального управления г. Таганрога в ходе осмотра автомобильных дорог, согласно адресного перечня участков выполненных работ, по муниципальному контракту от 21.06.2021г. , установлено следующее:

- 8 люков в границах автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> и <адрес>, восстановлено силами и за счет МУП «Управление «Водоканал»;

- 30 люков в границах автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> и <адрес>, не восстановлены «асфальтированные» (л.д.7).

8 люков восстановлено силами МУП «Управление «Водоканал».

Таким образом, судом, бесспорно, установлено, что в настоящее время созданы препятствия для доступа к 30 колодцам с подземными коммуникациями при их эксплуатации для удовлетворения общественных потребностей в водоснабжении и водоотведении на участке автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> и <адрес> в г. Таганроге, что является недопустимым и противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, в результате данного бездействия органа местного самоуправления, созданы условия для аварийных ситуаций на коммуникациях водоотведения и водоснабжения, в результате отсутствия прямого доступа к колодцам в связи с полной асфальтировкой люков.

Статьей 1065 ГК РФ предусмотрена возможность предъявления требований, направленных на предупреждение причинения вреда.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Установление необходимости выполнить предусмотренные законом обязанности также является способом защиты права.

Таким образом, требования прокурора, указанные в исковом заявлении, не устраненные на момент принятия решения по делу, являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Прокурора г. Таганрога удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Таганрога обеспечить доступ к 30 колодцам с подземными коммуникациями на участке автомобильной дороге по <адрес> от <адрес> и <адрес> в <адрес> путем демонтажа асфальтированный смеси с люков и приведением их в соответствии с требованиями п.5.1.10 Межгосударственного стандарта «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия» ГОСТ 3634-2019 и п.5.2.6 ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 23 января 2023 года.

Председательствующий судья             М.В. Иванченко

2-921/2023 (2-7256/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Таганрога
Ответчики
Администрация г.Таганрога
Другие
МКУ"Благоустройство"
МУП"Управление"Водоканал"
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Иванченко Марина Викторовна
Дело на сайте суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
07.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2022Передача материалов судье
12.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2023Судебное заседание
23.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее