Решение по делу № 2-3349/2024 от 03.07.2024

к делу № 2-3349/2024                     23RS0014-01-2022-0004888-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Динская Краснодарского края                     28 августа 2024 г.

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего            Ромашко В.Е.

при помощнике                    Трубаевой Н.И.

с участием

пр-теля истца                    Вахнова А.Е.

пр-теля ответчиков                Шутенко Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя Васениной Л.А. по доверенности Вахнова А.Е. к администрации МО <адрес>, управлению имущественных отношений администрации МО <адрес> об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Васениной Л.А. по доверенности Вахнов А.Е. обратился в суд с иском к администрации МО <адрес>, Управлению имущественных отношений администрации МО <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении незадействованного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка с КН: :535, находящегося в собственности истца. Просил суд обязать Управление имущественных отношений администрации МО <адрес> заключить с истцом спорное соглашение.

Истец Васенина Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом через представителя. О причинах неявки суду не сообщила. Предпочла вести дело посредством представителя.

Представитель истца Васениной Л.А. по доверенности Вахнов А.Е. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить иск в полном объёме.

Представитель ответчиков администрации МО <адрес> и Управления имущественных отношений администрации МО <адрес> Шутенко Е.Г. в судебном заседании иск не признала, представила суду возражения, согласно которым оспариваемое решение считает законным, обоснованным, мотивированным и соответствующим требованиям закона.

Выслушав представителя истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с ГК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. Вопросы перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности урегулированы ст. 11.7 ЗК РФ и гл. V.4 ЗК РФ.

На основании п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ установлено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

В соответствии с п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой IV ЗК РФ.

Согласно положений ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в том числе в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Таким образом, право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, оно реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.

Как определено п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Судом установлено, что Васениной Л.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с КН: :535, площадью 1 483 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление имущественных отношений администрации МО <адрес> с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с КН: :535, находящегося в частной собственности. Заявлению присвоен входящий .01-.

Оспариваемым решением, изложенном в письме от ДД.ММ.ГГГГ .01- истцу отказано в предоставлении вышеуказанной услуги ввиду того, что на схеме расположения формируемого земельного участка на кадастровом плане территории отсутствует кадастровый номер здания с КН: :555. Кроме того, согласно карте градостроительного зонирования территории Новотитаровского сельского поселения <адрес>, утвержденной решением Совета Новотитаровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , формируемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1Б - зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы. Правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения <адрес>, в зоне Ж-1Б предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в которых минимальная площадь земельного участка составляет 1 кв. м. В схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь части земель, государственная собственность на которую не разграничена составляет 301 кв. м., кроме того, земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования – береговой полосе.

Согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст.11.10 ЗК РФ.

Подпункт 1 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ указывает, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.

На основании п. 12 ст.11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 6 приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» в схеме расположения земельного участка приводятся:

условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);

проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

список координат характерных точек границы каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, в системе координат, применяемой при ведении ЕГРН;

изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения;сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы расположения земельного участка соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Указанный перечень является исчерпывающим, ввиду чего у ответчика отсутствовало право отказывать истцу в заключении соглашения о перераспределении на основании того, что в приложенной к его заявлению схеме отсутствует кадастровый номер здания с КН: :555.

Однако, нормы ЗК РФ позволяют уполномоченному органу принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Так, согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса.

На основании карты градостроительного зонирования территории Новотитаровского сельского поселения <адрес>, утвержденной решением Совета Новотитаровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления) формируемый земельный участок располагался в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы Ж-1Б.

Правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения <адрес>, утвержденными решением Совета Новотитаровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения, действующей на момент рассмотрения заявления), в зоне Ж-1Б предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в которых минимальная площадь земельного участка составляет от 1 кв. м.

В представленной истцом схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадь части земель, государственная собственность на которую не разграничена, составляет 301 кв. м. Кроме того, земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования - береговая полоса.

По ходатайству представителя истца по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО «Бюро экспертиз».

Представителем истца перед экспертами поставлено два вопроса:

1.    возможно ли образовать самостоятельный земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства (2.2), из земель находящихся в муниципальной собственности, непосредственно примыкающих с одной стороны к земельному участку с КН: :535, расположенного по адресу: <адрес>, а с другой стороны граничащего с береговой полосой <адрес>, с учетом соблюдения всех требований земельного законодательства (ст. 11.9 ЗК РФ), правил землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения <адрес>, а также с учетом необходимости обеспечения фактической возможности для прохода, проезда автотранспорта, подвоза строй материалов и строительной техники к земельному участку с земель общего пользования с целью осуществления строительства объектов недвижимости?

2.    в случае образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с КН: :535, расположенного по адресу: <адрес>, (согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1 483 кв. м., имеющейся в материалах дела) не возникнет ли пересечения вновь образуемого земельного участка с береговой полосой <адрес>?

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ , образовать самостоятельный земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства (2.2), из земель находящихся в муниципальной собственности, непосредственно примыкающих с одной стороны к земельному участку с КН: :535, расположенного по адресу: <адрес>, а с другой стороны граничащего с береговой полосой <адрес>, с учетом соблюдения всех требований земельного законодательства (ст. 11.9 ЗК РФ), правил землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения <адрес>, а также с учетом необходимости обеспечения фактической возможности для прохода, проезда автотранспорта, подвоза строй материалов и строительной техники к земельному участку с земель общего пользования с целью осуществления строительства объектов недвижимости, не представляется возможным. Пересечения образуемого земельного участка с береговой полосой <адрес> не возникнет.

Несмотря на то, что указанное экспертное заключение выполнено квалифицированным специалистом, предупреждённом об уголовной ответственности, и не оспорено ответчиками по делу, суд полагает, что она не является основанием для удовлетворения искового заявления по следующим обстоятельствам.

Так, при ответе на первый вопрос, поставленный представителем истца, экспертом дано заключение о невозможности образования самостоятельного земельного участка из земель находящихся в муниципальной собственности, непосредственно примыкающих с одной стороны к земельному участку с КН: :535, расположенного по адресу: <адрес>, а с другой стороны граничащего с береговой полосой <адрес>, с учетом соблюдения всех требований земельного законодательства (ст. 11.9 ЗК РФ), правил землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения <адрес> при соблюдении двух условий:

-    вновь образуемый земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства (2.2);

-    с учетом необходимости обеспечения фактической возможности для прохода, проезда автотранспорта, подвоза строй материалов и строительной техники к земельному участку с земель общего пользования с целью осуществления строительства объектов недвижимости.

Однако, согласно правилам землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения <адрес>, утвержденным решением Совета Новотитаровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения, действующей на момент рассмотрения заявления), в зоне Ж-1Б, помимо ведения личного подсобного хозяйства (2.2), предусмотрены и иные виды разрешённого использования земельного участка, не предусматривающие размещение объектов капитального строительства, а именно: площадки для занятия спортом (5.1.3); земельные участки (территория общего пользования) (12.0); улично-дорожная сеть (12.0.1); благоустройство территории (12.0.2).

Ходатайств о проведении дополнительной либо повторной экспертизы с целью выявления возможности образования самостоятельного земельного участка с иным видом разрешённого использования от представителя истца не поступало, несмотря на то что суд поставил указанный вопрос на обсуждение сторон. Стороны также отказались от вызова в суд эксперта, проводившего спорную экспертизу.

Следовательно, уполномоченным органом при вынесении оспариваемого решения сделан верный вывод о том, что имеется возможность образовать самостоятельный земельный участок с иным видом разрешенного использования, отвечающий требованиям градостроительного регламента, установленного для данной территориальной зоны из числа основных видов разрешенного использования, так как ст. 39.28-39.29 ЗК РФ не установлено, что образованный самостоятельный земельный участок должен соответствовать тому виду разрешенного использования, за перераспределением которого обращается заявитель.

Сторонами не оспаривается, что вновь образуемый земельный участок вплотную примыкает к береговой полосе <адрес>.

В соответствии с подп. 6 ст. 6 ВК РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Следовательно, с учётом береговой полосы <адрес>, предназначенной для общего пользования, судом достоверно установлено наличие свободного доступа к испрашиваемому к перераспределению земельному участку.

Таким образом, принимая во внимание возможность образования из истребуемых к перераспределению земель самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности отказа управления имущественных отношений администрации МО <адрес> в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и выводы суда, в ходе рассмотрения дела суду не представлено.

Иные исследованные судом в ходе рассмотрения гражданского дела письменные доказательства не влекут за собой удовлетворения либо отказа в удовлетворении исковых требований, ввиду чего не указаны судом в настоящем решении.

Исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления представителя Васениной Л.А. по доверенности Вахнова А.Е. к администрации МО <адрес>, управлению имущественных отношений администрации МО <адрес> об оспаривании решения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Динской районный суд <адрес> в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                         В.Е. Ромашко

2-3349/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Васенина Людмила Александровна
Ответчики
Управление имущественных отношений Администрации МО Динской район
АМО Динской район
Другие
Вахнов Алексей Евгеньевич
Суд
Динской районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
dinskoy.krd.sudrf.ru
03.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.07.2024Передача материалов судье
03.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.07.2024Предварительное судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
28.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее