Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Усть-Уда 17 декабря 2015 года
Усть-Удинский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Мартынович А.Ю.,
при секретаре: Вушкварок Т.А.,
с участием помощника прокурора Горячевой О.В.,
с участием представителя ответчика директора МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» Осиповой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-327/2015 по иску
прокурора Усть-Удинского района в защиту прав и законных интересов Алексеевой Н.В. к МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Удинского района защиту прав и законных интересов Алексеевой Н.В. обратился в Усть-Удинский районный суд с иском к МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» о взыскании заработной платы, указав в обоснование своих требований, что в прокуратуру района поступило обращение сторожа МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» Алексеевой Н.В. о нарушении прав на оплату труда. При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315,316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах и местностях. Сумма не начисленной заработной платы Алексеевой Н.В. за сентябрь, октябрь 2015 года составила <данные изъяты> рублей. На основании изложенного просил взыскать с МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» в пользу Алексеевой Н.В. заработную плату в сумме <данные изъяты> рублей за сентябрь, октябрь 2015 года.
В судебное заседание истец Алексеева Н.В. не явилась, была уведомлена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика директор МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» Осипова Л.Г. в судебном заседании полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что истец работает в должности сторожа по 1 ставке и уборщиком служебных помещений по 0,75 ставке, работа производится в разное время, заработная плата выплачивается 10 числа и аванс 25 числа каждого месяца, норма рабочего времени выполнена, как указано в расчетных листах.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
На основании ст. 21 Трудового кодекса РФ Работник имеет право на:
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ Работодатель обязан:
соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из расчетного листа за сентябрь, октябрь 2015 года следует, что Алексеевой Н.В. отработано при 6-ти дневной 40-часовой рабочей неделе в должности уборщика служебных помещений в сентябре 16 рабочих дней (при норме 26 дней), в октябре 27 рабочих дней (в полном объеме), в должности сторожа в сентябре 99,5 часов (при норме 176 часов), в октябре 165 часов (при норме 176 часов).
Судом согласно справки Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2» установлено, и сторонами не оспаривается, что Алексеева Н.В. работает в МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» в должности уборщика служебных помещений (0,75 ставка) и сторожа (1 ставка) и ее заработная плата за сентябрь 2015 года – <данные изъяты> рублей, за октябрь 2015 года – <данные изъяты> рублей.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец Алексеева Н.В. в спорный период и до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с ответчиком МБОУ «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2», что подтверждается представленной суду вышеуказанной справкой.
Пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Размер районного коэффициента к заработной плате работников, финансируемых из бюджета муниципального образования Усть-Удинский район» установлен в размере 1,3 (30 %). Также установлен коэффициент за работу в южных районах Иркутской области в размере 30 %.
В соответствии с ч. 7 ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, в силу статьи 130 ТК РФ включаемый в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников, направлен на защиту неоправданно низкой заработной платы и недопущение дискриминации в сфере оплаты труда.
Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ с 01 сентября 2007 года признана утратившей силу часть 2 статьи 129 ТК РФ, которая определяла понятие «минимальный размер оплаты труда» как оплату за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
При этом законодателем не изменены статьи 146-148, 315-317 ТК РФ, которые гарантируют повышенную оплату труда в особых климатических условиях путем установления районного коэффициента и процентной надбавки.
В соответствии со статьями 146, 147, 148 ТК РФ работа в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда.
Согласно статье 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из системного толкования вышеуказанных норм Трудового кодекса РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.
С учетом изложенного, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.
Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.
При таких обстоятельствах, заработная плата истца за выполнение работы по каждой из ставок не должна быть ниже минимального размера оплаты труда с учетом гарантированных начислений в соответствии с положениями ст. ст. 148, 315 ТК Российской Федерации, а именно ниже 9544 рублей (5965 рублей + 30 % + 30%).
Судом установлено, что за сентябрь, октябрь 2015 года истцу была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда.
Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате истца за сентябрь, октябрь 2015 года.
Поскольку истцу была начислена и выплачена заработная плата за сентябрь 2015 года – <данные изъяты> рублей, отработано по 0,75 ставке уборщиком служебных помещений в сентябре 16 рабочих дней (при норме 26 дней) и сторожем по 1 ставке в сентябре 99,5 часов (при норме 176 часов), минимальная заработная плата должна составить за сентябрь 2015 года <данные изъяты> рубля, <данные изъяты> рублей, Итого: <данные изъяты> рублей; за октябрь 2015 года – <данные изъяты> рублей, отработано по 0,75 ставке уборщиком служебных помещений норма рабочего времени в октябре 27 рабочих дней и выполнена в полном объеме, сторожем по 1 ставке в октябре 165 часов (при норме 176 часов), минимальная заработная плата должна составить за октябрь 2015 года <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей, Итого: <данные изъяты> рублей.
Следовательно, задолженность ответчика МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» перед истцом по заработной плате за сентябрь 2015 года <данные изъяты> рубля; за октябрь 2015 года <данные изъяты>
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора Усть-Удинского района в защиту прав и законных интересов Алексеевой Н.В. к МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» о взыскании заработной платы следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Усть-Удинского района в защиту прав и законных интересов Алексеевой Н.В. к МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2» о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2» в пользу Алексеевой Н.В. заработную плату в сумме <данные изъяты> за сентябрь, октябрь 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционному порядке в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд в течение одного месяца.
Судья: