Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     31 октября 2019 года                                                                                  г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Абрамчика И.М., при секретаре Даниленко Е.Г., с участием старшего помощника Тайшетского межрайонного прокурора Склярова С.С., истца Ивановой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тайшетского межрайонного прокурора в интересах Ивановой И. А. к администрации Тальского муниципального образования о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Тайшетский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в обоснование своих требований указывая, что в Тайшетскую межрайонную прокуратуру обратилась Иванова И. А. с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ней права собственности.

В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>2 проживает Иванова И. А..

Из уведомления Единого государственного реестра следует, что правообладатели спорного дома отсутствуют. Согласно информации администрации Тальского муниципального образования, администрации <адрес> следует, что квартира не является муниципальной собственностью.

Иванова длительное время владеет имуществом открыто, ни от кого не скрывает свои права на него, владение осуществляется ею непрерывно и добросовестно.

Иванова И.А. ранее в приватизации не участвовала, в связи с чем в исковом заявлении Тайшетский межрайонный прокурор просит суд признать за Ивановой И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>2, в порядке приватизации.

    В судебном заседании истец Иванова И.А., процессуальный истец старший помощник Тайшетского межрайонного прокурора ФИО3 исковые требования поддержали по вышеуказанным основаниям. Иванова И.А. суду пояснила, что спорная квартира была приобретена ею и супругом в 2001 года с этого времени они проживают в домовладении. Супруг согласен на оформление жилого помещения в её собственность. В результате паводка квартира подлежит капитальному ремонту.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений против удовлетворения заявленных исковых требований не представил.

Суд, выслушав доводы истца, показания свидетеля, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно сведений из ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии титульный владелец на спорный объект недвижимости отсутствует.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о спорном объекте недвижимости отсутствуют.

Согласно информации КУМИ <адрес>, Тальского муниципального образования спорная квартира в реестр муниципального имущества не включена.

Согласно справке ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Иванова И.А. право на приватизацию не использовала.

Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО4 следует, что он совместно с супругой проживают в спорном домовладении более 9 лет. Оформить жилое помещение в собственность не представляется возможным, поскольку отсутствует титульный владелец жилого помещения. Он не желает участвовать в приватизации жилого помещения и согласен на оформление права собственности на истицу.

Решением Тайшетского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания Ивановой И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженки <адрес>, по адресу: <адрес>2, в том числе на момент установления чрезвычайной ситуации.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В абзаце третьем пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).

Таким образом, положения указанных норм закона во взаимосвязи с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 декабря 2011 г. N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

В силу ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 4 приведенного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу ст. 11 Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях.

Согласно пункту 1 статьи 1, подпункту 5 пункта 2 статьи 6, пункту 1 статьи 29 ранее действовавшего Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание и использование муниципального жилищного фонда, отнесенного к составу муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения, т.е. вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, для решения которых органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16, пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным федеральным законом вопросов местного значения городского округа, в частности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий в области жилищных правоотношений.

В соответствии с первоначальной редакцией статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится. Указанная статья в действующей редакции предусматривает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-I) и приложения 3 к названному постановлению жилищный и нежилой фонд, расположенный на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, и находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к Постановлению N 3020-I.

Следовательно, в силу прямого указания закона, спорная квартира отнесена к муниципальной собственности (пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и абзац 2 пункта 1 приложения N 3 к названному Постановлению).

Право муниципальной собственности возникло до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и является юридически действительным в отсутствие его государственной регистрации (пункт 1 статьи 6).

С учетом длительного и непрерывного владения истицей спорным жилым помещением, суд приходит к выводу о возникновении между истицей и ответчиком отношений основанных на договоре социального найма жилого помещения, и поэтому истица, с учетом того, что она ранее не участвовала в приватизации жилых помещений, вправе обращаться с иском в суд о признании права собственности в порядке приватизации.

Факт того, что спорная квартира отсутствует в реестре объектов муниципальной собственности не может являться основанием отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствие документов о принятии жилых помещений в муниципальную собственность не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилого помещения по договору социального найма, не может служить основанием к отказу в иске и ущемлению конституционных прав граждан, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.

Данное исковое заявление направлено на защиту социальных прав гражданина Ивановой И.А. в связи с невозможностью получения социальных выплат из-за отсутствия документов, подтверждающих право собственности.

Кроме того, гражданин не может самостоятельно обратиться в суд в силу тяжелого материального положения, сложившегося вследствие утраты имущества и условий для проживания.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

В целях восстановления прав, свобод и интересов лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, судебное постановление подлежит обращению к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>2, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.212 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

     ░░░░░     ░░░░░░░░ ░.░

2-2471/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова Ирина Александровна
Тайшетский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Тальского муниципального образования
Другие
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району"
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Абрамчик Иван Михайлович
Дело на сайте суда
taishetsky.irk.sudrf.ru
28.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.10.2019Передача материалов судье
28.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2019Судебное заседание
31.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
15.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее