Решение по делу № 33-8482/2019 от 11.04.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-8482/19

г.Уфа     25 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Троценко Ю.Ю.

судей Жерненко Е.В.

Свистун Т.К.

при секретаре Тимирьянове М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным представлениям прокурора Республики Башкортостан Назарова А.И., прокурора Уфимского района Республики Башкортостан Теплякова П.М., апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования Абдрахманова Вадима Шайхисламовича удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ МВД по РБ от 24.09.2018 № 837 о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в отношении Абдрахманова Вадима Шайхисламовича.

Признать незаконным приказ МВД по РБ от 24.09.2018 № 839 об увольнении со службы в органах внутренних дел Абдрахманова Вадима Шайхисламовича.

Восстановить Абдрахманова Вадима Шайхисламовича в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с преступлениями в агропромышленном комплексе, в сферах игорного бизнеса, потребительского рынка, водных биоресурсов и защите интеллектуально собственности Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Башкортостан.

Признать незаконным доклад от 06.09.2018 г. по результатам осуществления контроля за расходами в отношении Абдрахманова Вадима Шайхисламовича.

Взыскать с МВД по РБ в пользу Абдрахманова Вадима Шайхисламовича заработную плату за время вынужденного прогула в период с 25 сентября 2018 года по 13 февраля 2019 года из расчета среднедневного заработка в размере 3 027,37 руб. в размере 287 600 рублей 15 копеек.

Взыскать с МВД по РБ в пользу Абдрахманова Вадима Шайхисламовича компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Абдрахманов В.Ш. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что с августа 2002 г. проходил службу в органах внутренних дел, в последней должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с преступлениями в агропромышленном комплексе, в сферах игорного бизнеса, потребительского рынка, водных биоресурсов и защите интеллектуальной собственности Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Башкортостан с августа 2017 г. действующих дисциплинарных взысканий на момент увольнения не имел.

Приказом МВД по РБ № 837 от 24.09.2018 г. он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов внутренних дел за непредставление сведений о своих расходах в связи с приобретением объектов недвижимости и самоходных средств за 2012-2017 г.г., а также непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, выразившегося в безвозмездном личном пользовании автотранспорта, принадлежащего юридическому лицу.

Приказом МВД по РБ № 839 от 24.09.2018 г. уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 13 части 3 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, в связи с утратой доверия.

Основанием увольнения из органов внутренних дел послужил доклад по результатам осуществления контроля за расходами от 06.09.2018 г.

Решение о его увольнении принято ответчиком с нарушением действующего законодательства, и является незаконным.

Полагает, что проверкой в рамках контроля за расходами его вина в совершении коррупционного правонарушения не установлена, факты, изложенные в докладе от 06.09.2018 г., не подтверждены объективными доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости. Большая часть выводов проверки носит предположительный характер.

В докладе указано, что он является владельцем различных объектов недвижимости, оформленных на третьих лиц, однако доказательств этого в докладе не приведено. Проверка ограничилась только перечислением имущества, зарегистрированного на его родителей и бывших родственников.

Объекты недвижимости, зарегистрированные за ним, были приобретены в порядке приватизации и посредством участия в муниципальных торгах.

С 25.09.2018 г. начинается период вынужденного прогула. Среднедневной заработок за последние 12 месяцев, предшествующих увольнению, составляет 2 537,85 руб. В случае восстановления на работе с работодателя подлежит взысканию компенсация за вынужденный прогул.

Неправомерные действия работодателя повлекли нарушение его конституционных прав, причинили нравственные страдания, в результате чего был причинен моральный вред. Истец оценивает компенсацию за причинение ему морального вреда в размере 100 000 рублей.

На основании вышеизложенного, с учетом уточнений истец просил:

Признать незаконным и отменить приказ МВД по РБ от 24.09.2018 № 837 о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в отношении Абдрахманова Вадима Шайхисламовича.

Признать незаконным и отменить приказ МВД по РБ от 24.09.2018 № 839 об увольнении со службы в органах внутренних дел Абдрахманова Вадима Шайхисламовича.

Восстановить Абдрахманова Вадима Шайхисламовича в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с преступлениями в агропромышленном комплексе, в сферах игорного бизнеса, потребительского рынка, водных биоресурсов и защите интеллектуальной собственности Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Башкортостан.

Признать незаконным и отменить доклад от 06.09.2018 г. по результатам осуществления контроля за расходами в отношении Абдрахманова Вадима Шайхисламовича.

Взыскать с ответчика в пользу Абдрахманова Вадима Шайхисламовича заработную плату за время вынужденного прогула в период с 25сентября 2018 года по день вынесения судебного решения из расчета среднедневного заработка в размере 3 027,37 руб.

Взыскать с ответчика в пользу Абдрахманова Вадима Шайхисламовича компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционных представлений, жалобы, как незаконного, просят прокурор Республики Башкортостан, прокурор Уфимского района Республики Башкортостан, Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Абдрахманова В.Ш., извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом (л.д. 108).

В суде апелляционной инстанции представитель МВД по РБ – Гирфанов В.Р. судебной коллегии пояснил, что истец восстановлен на работе, но сообщал работодателю, что находится на больничном, а именно на амбулаторном лечении.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела данных о нахождении Абдрахманова В.Ш. на листке нетрудоспособности, а также документов, содержащих сведения о наличии медицинских показаний, препятствующих его участию в судебном заседании, не имеется, рассмотрение дела в отсутствие истца, закону не противоречит.

В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан представитель прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан – Гифиятуллин Д.И. поддержал доводы апелляционного представления, просил решение отменить, представление удовлетворить.

Представитель прокуратуры Республики Башкортостан – Имамутдинов А.Ф. поддержал доводы апелляционного представления, просил решение отменить, представление удовлетворить.

Представители МВД по Республике Башкортостан – Гирфанов В.Р., Ростовская С.А. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение отменить, жалобу удовлетворить.

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит апелляционное представление прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан, апелляционную жалобу подлежащими удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены обжалуемого судебного постановления.

Согласно ч.1 ст. 195 ГПК решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обжалуемое решение суда указанным требованиям не соответствует и подлежит отмене.

Установлено, что Абдрахманов В.Ш. проходил службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с преступлениями в агропромышленном комплексе, в сферах игорного бизнеса потребительского рынка, водных биоресурсов и защите интеллектуальной собственности УЭБиПК МВД по РБ.

24 сентября 2018 года МВД по РБ был издан приказ № 837 о наложении на Абдрахманова В.Ш. взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в не представлении сведений о своих расходах в связи с приобретением объектов недвижимости и самоходных средств, а также в непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, выразившегося в личном пользовании дорогостоящими транспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам.

Копию приказа Абдрахманов В.Ш. получил 24.09.2018.

24 сентября 2018 г. с Абдрахмановым В.Ш. проведена беседа, составлен лист беседы, оформлено представление к увольнению со службы в органах внутренних дел, с которым он был ознакомлен.

В этот же день издан приказ МВД по РБ № 708 об увольнении Абдрахманова В.Ш. со службы в органах внутренних дел по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в связи с утратой доверия).

Абдрахманов В.Ш. ознакомлен с данным приказом в день увольнения и ему вручена трудовая книжка.

Утрата доверия к сотруднику органа внутренних дел в связи с совершением им коррупционного правонарушения является самостоятельным основанием увольнения со Службы.

9 июля 2018 г. в связи с поступившим заключением проверки, проведенной ОРЧ СБ МВД по РБ в отношении Абдрахманова В.Ш. было принято решение об осуществлении контроля за расходами.

10 июля 2018 г. Абдрахманов В.Ш. был уведомлен об установлении контроля за его расходами, а также разъяснены его права.

Получение указанного уведомления подтверждается подписью Абдрахманова В.Р. от 10.07.2018.

31 августа 2018 г. Абдрахмановым В.Ш. было дано объяснение.

7 сентября 2018 г. начальником ОПКиП УРЛС МВД по РБ майором внутренней службы Бакировым А.Р. по результатом осуществления контроля составлен доклад, который был представлен Министру внутренних дел по Республике Башкортостан с предложением о применении к Абдрахманову В.Ш. мер юридической ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по п. 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.1 1.201 1 № 342-ФЗ.

6 сентября 2018 г. Министром внутренних дел по Республике Башкортостан Деевым Р.В. было принято решение о применении к Абдрахманову В.Ш. мер юридической ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Копию доклада Абдрахманов В.Ш. получил 24.09.2018 г.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив изложенные выше обстоятельства, дав оценку собранным по делу доказательствам, пришел к выводу, что работодателем допущены существенные нарушения при проведении служебной проверки в отношении Абдрахманова В.Ш.

Судебная коллегия не соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, усматривая при этом существенное нарушение норм материального права при принятии решения.

Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд РФ, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности. Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 N 7-П, Определения от 21.12.2004 N 460-О, от 16.04.2009 N 566-О-О, от 21.03.2013 N 421-О).

Прохождение службы в органах внутренних дел, трудовые правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.

Поступая на службу, истец взял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе, по соблюдению служебной дисциплины, требований к служебному поведению, установленные статьей 13 Закона года N 342-ФЗ, в частности, заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 50 Закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на сотрудника органов внутренних дел, в случае нарушения им служебной дисциплины, может налагаться дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по соответствующим основаниям.

В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 82 Закона N 342-ФЗ, контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных ст. 82.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 82.1 Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Из материалов дела следует, что 18.07.2018 г. прокурором Республики Башкортостан в адрес министра внутренних дел по Республике Башкортостан внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором потребовано обеспечить качественное и оперативное проведение в отношении Абдрахманова В.Ш. контроля за расходами в соответствии со ст. ст. 6, 7, 11 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» проверки соблюдения им требований к служебному поведению, в том числе путем проведения в установленном порядке оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам проведенного УРЛС МВД по РБ контроля за расходами Абдрахманова В.Ш. и членов его семьи выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов служащего по приобретению в 2012-2016 гг. объектов недвижимости, транспортных средств его доходам.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. ст. 2, 3 Федерального закона № 230-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о своих расходах, также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости. транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Согласно приказу МВД России от 16.12.2016 № 848 (ранее действующему приказу МВД России от 31.10.2013 № 875), которым утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, должность оперуполномоченного территориального органа МВД России включена в указанный перечень.

В соответствии с Порядком представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным приказом МВД России от 14.12.2016 № 838 (ранее действующим приказом МВД России от 19.03.2010 № 205), сведения о расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляют сотрудники, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику полиции при прохождении службы запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Установлено, что оперуполномоченный по особо важным делам УЭБ ИПК МВД по РБ подполковник полиции Абдрахманов Вадим Шайхисламович, дата г.р., в органах внутренних дел проходил службу с августа 2002 года, в занимаемой должности - с 11.09.2017 года, зарегистрирован по адресу: РБ, адрес; имеет следующий состав семьи и близких родственников:

Сожительница, бывшая супруга (брак, заключенный дата, расторгнут дата) - Абдрахманова Динара Раифовна, дата г.р., зарегистрирована по адресу: адрес, место работы: ЗАО «Уралстальтранс», воспитывают совместного ребенка Абдрахманову Э.В., дата г.р.;

несовершеннолетняя дочь - Абдрахманова Эльза Вадимовна, дата г.р., зарегистрирована по адресу: адрес, ученица Гимназии №39;

мать - Абдрахманова Роза Семеновна, дата г.р., зарегистрирована по адресу: адрес;

отец - Абдрахманов Шайхислам Гильфанович, дата г.р., зарегистрирован по адресу: адрес;

отец сожительницы (тесть) - Латыпов Раиф Явдатович, дата г.р., зарегистрирован по адресу: адрес;

брат сожительницы - Латыпов Вильнур Раифович, дата г.р., зарегистрирован по адресу: адрес.

В ходе проведенного контроля за расходами, в том числе путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, установлено приобретение Абдрахмановым В.Ш. объектов недвижимости и транспортных средств, зарегистрированных на самого Абдрахманова В.Ш. и близких ему лиц, стоимость которых явно не соотносится с его законными доходами.

Так, в период с 2012 по 2016 гг. в собственность Абдрахманова В.Ш. и близких родственников (лиц) зарегистрированы следующие объекты недвижимости:

- два нежилых помещения площадью 51,8 и 149,2 кв.м., расположенные по адресу: адрес, стоимостью 10 500 000 руб., приобретенные 28.01.2014 по договору участия в долевом строительстве, которые первоначально 09.04.2015 были зарегистрированы на имя брата супруги Абдрахманова В.Ш. - Латыпова В.Р. с последующим переоформлением 25.01.2016 по договору дарения в собственность Абдрахмановой Д.Р.;

- нежилое помещение площадью 85,7 кв.м., расположенное по адресу: адрес, стоимостью 3 800 000 руб., приобретенное по договору купли-продажи от 20.03.2015 с регистрацией 30.03.2015 на имя сожительницы - Абдрахмановой Д.Р., которое 11.04.2018 реализовано за 3 800 000 руб. (государственная регистрация произведена 13.04.2018);

- земельный участок площадью 1500 кв.м., с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: РБ, адрес, приобретенный по договору купли-продажи от 28.06.2012 по результатам проведенного администрацией муниципального района Белорецкий район аукциона за 48 000 руб., 22.08.2012 оформлен на имя Абдрахмановой Р.С, по договору купли-продажи от 24.05.2017 реализован за 45 000 руб.;

- земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, приобретенный по договору купли-продажи от 28.06.2012 по результатам проведенного администрацией муниципального района Белорецкий район аукциона за 48 000 руб., 22.08.2012 оформлен на имя Абдрахмановой Р.С, 22.07.2014 реализован за 165 000 руб.;

- земельный участок площадью 1274 кв.м. с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, приобретенный по договору купли-продажи от 21.05.2014 за 100 000 руб., 04.07.2014 зарегистрирован на имя Абдрахманова В.Ш., 09.10.2014 переоформлен на имя матери - Абдрахмановой Р.С. (право собственности зарегистрировано 24.10.2014);

- земельный участок площадью 806 кв.м. с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, приобретенный по договору купли-продажи от 05.05.2014 за 1 397,12 руб. (выкупная цена) с регистрацией 20.05.2014 на имя Абдрахмановой Р.С.;

- жилой дом, площадью 51 кв.м. с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес, кадастровой стоимостью 169 301,64 руб. который 10.12.2013 зарегистрирован на имя Абдрахмановой Р.С.;

- жилой дом, расположенный по адресу: адрес, площадью 63 кв.м. с кадастровым номером №..., кадастровой стоимостью 597 015,72 руб., который 01.06.2016 зарегистрирован на имя Абдрахмановой Р.С.

Помимо вышеуказанных объектов недвижимости в собственности членов семьи Абдрахманова В.Ш. находятся следующие объекты недвижимости:

- трехкомнатная квартира площадью 87,3 кв.м., расположенная по адресу: адрес, стоимостью 6 600 000 руб., приобретенная по договору купли-продажи от 21.11.2011 на имя матери Абдрахманова В.Ш. -Абдрахмановой Р.С. с последующим переоформлением 29.06.2016 на имя отца сожительницы Абдрахманова В.Ш. - Латыпова Р. Я.;

- земельный участок, расположенный по адресу: адрес, кадастровой стоимостью 273 435 руб. приобретенный Абдрахмановым В.Ш. 07.09.2009 на основании постановления администрации муниципального района Уфимский район с последующим переоформлением 05.06.2012 по договору дарения на имя матери Абдрахмановой Р.С. (право собственности зарегистрировано 27.06.2012).

Кроме того, по данным ООО «Барс», занимающегося реализацией на территории РБ снегоходов, квадроциклов и иной техники:

- 29.10.2012 на имя Абдрахмановой Д.Р. приобретен снегоход LINX XTRM COMMANDER LTD 600 ETEC, дата г.в., стоимостью 629 000 руб. (изготовитель BPR FINLAND OY), заводской номер машины (рамы) №...;

- 07.12.2015 на имя отца Абдрахманова В.Ш. - Абдрахманова Ш.Г. приобретен снегоход SKI-DOO SUMMIT SP 154 800R ETEC, дата г.в. (изготовитель BRP INC) стоимостью 849 000 руб., заводской номер машины (рамы) №....

Таким образом, в собственность Абдрахманова В.Ш. и его близких родственников в период за 2012-2016 годы оформлены: 4 земельных участка стоимостью 199 397, 12 руб., 3 нежилых помещения стоимостью 14 300 000 руб., два снегохода стоимостью 1 478 000 руб., два дома кадастровой стоимостью 766 317, 36 руб., всего объектов недвижимости и транспортных средств на сумму 16 743 714,48 руб.

Кроме того, в собственности членов семьи Абдрахманова В.Ш. имеется квартира и земельный участок, приобретенные в 2011 и 2009 гг., на сумму 6 873 435 руб.

При этом, в ходе контроля за расходами установлено, что стоимость всего указанного имущества существенно превышает законные доходы Абдрахманова В.Ш. и его близких лиц.

Так, доходы Абдрахманова В.Ш. по месту службы составили в 2011 году -390 964,92 руб., в 2012 году - 771 764,23 руб., в 2013 году - 732 198,18 руб., в 2014 году - 791429,06 руб., в 2015 году - 734 696,20 руб., в 2016 году -765 992,25 руб., в 2017 году - 718 104,96 руб.

Согласно данным Управления ФНС России по РБ, ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ родственники Абдрахманова В.Ш., на имя которых зарегистрированы объекты недвижимости, также не имели соответствующих доходов для совершения дорогостоящих сделок по приобретению указанного имущества.

Так, родственники Абдрахманова В.Ш. в рассматриваемый период имели следующие доходы:

Абдрахманова Д.Р. получила доходы в ЗАО «Уралстальтранс»: в 2013 году в размере 11 205,4 руб., в 2014 году - 70 906,82 руб., в 2015 году - 82 878,48 руб., в 2016 году - 98 118,2 руб., в 2017 году - 106 609,2 руб.;

Абдрахманова Р.С. за период с 2011 по 2017 гг. по данным УФНС России по РБ доходов не имела, за исключением пенсионных отчислений, которые составили: в 2012 году - 6796,29 руб., в 2013 году - 116 014, 24 руб., в 2014 году -122 201, 53 руб., в 2015 году - 136 660, 22 руб., в 2016 году - 142 892, 87 руб., в 2017 году - 155 793, 82 руб., всего 680 358, 97 руб., ежегодный доход -113 393, 16 руб., ежемесячный доход - 9449 руб.;

Абдрахманов Ш.Г. в период с 2011 -2017 гг. по данным налогового органа доходов не имел, его пенсионные начисления составили: в 2011 году -43 601, 72 руб., в 2012 году - 61 109, 1 руб., в 2013 году - 68 197, 87 руб., в 2014 году - 82 160, 52 руб., в 2015 году - 107 915, 9 руб., в 2016 году - 121 525, 37 руб., в 2017 году - 133 140 24 руб., всего 617 650, 72 руб., ежегодный доход -88 235, 81 руб., ежемесячный доход - 7 352, 98 руб.;

доходы Латыпова В.Р. за 2011-2017 гг. составили 1 774 817,1 руб.

Таким образом, доходы Абдрахмановой Д.Р. за 2013-2017 годы составили всего 369 718,10 руб., средний ежегодный доход - 73 943,62 руб., доходы Абдрахмановой Р.С. и Абдрахманова Ш.Г. за 2011-2017 годы составили 1 298 009, 69 руб. (680 358, 97 руб. и 617 650, 72 руб. соответственно), средний годовой доход - 201628, 97 руб. (113 393, 16 руб. и 88 235, 81 руб. соответственно), доходы Латыпова В.Р. за 2011-2017 составили 1 774 817,1 руб., средний годовой доход - 253 545,30 руб.

Согласно выводам заключения служебной проверки, утвержденной Врио министра ВД по РБ 23.04.2018 г., в действиях Абдрахманова В.Ш. установлены:

нарушения п.9 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.8.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», выразившиеся в не предоставлении сведений о расходах по приобретению квартиры, дома, трех земельных участков, неуказании сумм, полученных от их реализации и сведений о реализованных транспортных средствах, принадлежащих им и членам семьи;

нарушения п.10 ч.1 ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», п.9 ч.1 ст.12 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.5 Положения о предоставлении федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. № 559, приказа МВД России от 14.12.2016 г. № 838, выразившиеся в представлении неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе, находящемся в пользовании его и членов семьи.

Согласно п. 1 заключения служебной проверки, сведения о допущенных нарушениях антикоррупционного законодательства Абдрахмановым В.Ш. признаны подтвердившимися.

Проведенными в рамках контроля за расходами оперативно-розыскными мероприятиями установлено, что имущество, стоимостью существенно превышающее доходы близких лиц Абдрахманова В.Ш., фактически приобретено им за счет незаконных доходов.

При этом с целью ухода от обязанности их декларирования и представления сведений об источниках средств, за счет которых указанное имущество приобретено, оно Абдрахмановым В.Ш. зарегистрировано на имя близких родственников.

Также проведенными оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными ОРЧ СБ МВД по РБ, установлено, что Абдрахманов В.Ш. и Абдрахманова Д.Р. ведут совместный образ жизни, вместе выезжают на отдых и проживают по адресу: РБ, г.Уфа, ул. Цюрупы, 145/1-69. Данные обстоятельства свидетельствуют о фиктивном расторжении брака между ними, направленном на укрытие нажитого в браке и после его расторжения имущества и доходов, неуказанных в сведениях о доходах и расходах, ежегодно представляемых Абдрахмановым В.Ш.

Вышеизложенное свидетельствует о грубом игнорировании Абдрахмановым В.Ш. требований федерального законодательства о противодействии коррупции, в том числе обязанностей по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В ходе контроля за расходами Абдрахмановым В.Ш. вопреки требованиям ч.1 ст. 9 Федерального закона № 230-ФЗ полные и достоверные сведения об источниках средств, за счет которых приобретены указанные объекты недвижимости и транспортные средства, не представлены.

Таким образом, факт совершения истцом действий, повлекших за собой утрату доверия, нашел свое подтверждение, в связи с чем, у ответчика имелись основания для привлечения Абдрахманова В.Ш. к дисциплинарной ответственности и увольнения из органов внутренних дел, порядок проведения служебной проверки и увольнения истца работодателем соблюден.

Вывод суда о пропуске ответчиком срока для привлечения к дисциплинарной ответственности, судебная коллегия находит несостоятельным, основанном на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии со ст. 50.1 Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 5 ст. 51.1 Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке (часть 15 статьи 51 Закона).

Взыскание в виде увольнения применено к истцу 24.09.2018 г., т.е. с соблюдением установленных ч. 5 ст. 51.1 Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ сроков, а именно - в месячный срок со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, с учетом исключения из указанного срока периода проведения проверки. Дисциплинарное взыскание исполнено в установленный срок, приказ об увольнении издан 24.09.2018 г.

Неправомерными являются и выводы суда первой инстанции о том, что в судебное заседание не представлено доказательств приобретения родителями истца, братом и отцом бывшей супруги, а также бывшей супругой объектов недвижимости на денежные средства, принадлежащие Абдрахманову В.Ш. в силу следующего.

09.01.2019 г. на основании поступившего из МВД по РБ доклада о результатах контроля за расходами прокуратура республики руководствуясь ст. 45 ГПК РФ обратилась в Белорецкий межрайонный суд РБ с исковым заявлением к Абдрахманову В.Ш., Абдрахмановой Д.Р., Абдрахмановой Р.С., Абдрахманову Ш.Г. об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неустановленные доходы.

Согласно действующему законодательству о противодействии коррупции с учетом правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29.11.2016, приобретение государственным служащим как лицом, выполняющим публичные функции, имущества, превышающего по стоимости доходы за предшествующие три года, рассматривается федеральным законодателем в качестве признака коррупционных проявлений в деятельности этого лица.

Исходя из этого, обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, принадлежащего государственному служащему и перечисленным в законе членам его семьи, в случае, если оно приобретено на доходы, законность которых не подтверждена, направлено на защиту конституционно значимых ценностей.

Предусмотренное Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» обращение в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого государственным служащим не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, является, по существу, особой мерой государственного принуждения, применяемой в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, антикоррупционного законодательства.

Данная мера заключается в безвозмездном изъятии такого имущества у собственника по решению суда в связи с предполагаемым и неопровергнутым совершением служащим неправомерного деяния коррупционной направленности,

Согласно ст. 17 Федерального закона № 230-ФЗ при выявлении в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого данным лицом не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, или об обращении в доход Российской Федерации денежной суммы, эквивалентной стоимости такого имущества, если его обращение в доход Российской Федерации невозможно.

В силу п. 8 2. ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества производится при обращении по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что гражданское дело по иску Прокурора Республики Башкортостан к Абдрахманову В.Ш., Абдрахмановой Д.Р., Абдрахмановой Р.С., Абдрахманову Ш.Г. об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неустановленные доходы, относится к самостоятельной категории дел, в рамках рассмотрения которого будет дана оценка обстоятельствам и выводам, содержащимся в докладе МВД по РБ от 06.09.2018 по результатам осуществления контроля за расходами.

В данном случае, суд первой инстанции, рассматривая иск Абдрахманова В.Ш. к МВД по РБ о восстановлении на работе, вышел за пределы полномочий, поскольку оценка фактов и правоотношений, установленных в ходе осуществления контроля за расходами, подлежит исключительно в рамках рассмотрения гражданского дела по иску прокурора об обращении в доход Российской Федерации имущества, приобретенного на неустановленные доходы.

Вывод суда об отсутствии в действиях Абдрахманова В.Ш. конфликта интересов по использованию автомашин «Субару Форестер и Ауди А7», принадлежащих предпринимателю Худоян (Пивази) Р.В. основан лишь на показаниях истца и его свидетеля.

При этом судом не учтено, что согласно должностного регламента оперуполномоченного по особо важным делам Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РБ подполковника полиции Абдрахманова В.Ш. следует, что последний осуществляет изучение результатов оперативно-служебной деятельности по линии экономической безопасности и противодействия коррупции, обеспечивает слежение за оперативной обстановкой, своевременно докладывает о ее состоянии руководству, обеспечивая принятие соответствующих управленческих решений.

Соответственно, при выполнении своих служебных обязанностей, у Абдрахманова В.Ш. мог возникнуть конфликт интересов с руководителями ООО «Башкапиталстрой», ООО «Строительно-промышленный холдинг», так как Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РБ занимается организацией и проведением мероприятий, направленных на защиту приоритетных отраслей экономики от преступных посягательств.

Указанный вывод суда первой инстанции, сделан без учета юридически значимых доказанных обстоятельств, фактически направлен на легализацию и узаконение способов ухода государственных служащих от обязанности декларировать дорогостоящее имущество и объяснять источники дохода, за счет которого оно приобреталось, и как следствие способствует уходу от ответственности должностных лиц, выполняющих служебные обязанности в условиях конфликта интересов.

Вместе с тем, в силу ст. ст. 8, 8.1, 11, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 82.1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, непринятие сотрудником органов внутренних дел мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является основанием для увольнения в связи с утратой доверия.

Вследствие указанного у суда не имелось оснований для удовлетворения требований о признании приказа о применении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении, признании доклада от 06.09.2018 незаконными.

Поскольку требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда являются производными от требований о признании приказа о применении дисциплинарного взыскания, приказа об увольнении, признании доклада от 06.09.2018 г. незаконными, а потому также подлежат отклонению.

Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 51.1 Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ при наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.

Учитывая, что к сотрудникам правоохранительных органов законодатель предъявляет повышенные требования по соблюдению действующего законодательства, увольнение сотрудника органов внутренних дел при вышеприведенных нарушениях действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечения нарушения антикоррупционного законодательства. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства.

В пунктах 3 и 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обжаловать в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в случае, если данным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях, то есть они лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.

Судебная коллегия полагает необходимым оставить апелляционное представление прокурора Республики Башкортостан Назарова А.И. без рассмотрения, поскольку обжалуемым решением права и обязанности лица, подавшего представление, но не привлеченного к рассмотрению дела, не затрагиваются.

Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2019 года отменить.

Постановить по делу новое решение.

В удовлетворении иска Абдрахманова Вадима Шайхисламовича к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании приказа о применении дисциплинарного взыскания незаконным, приказа об увольнении незаконным, признании незаконным доклада от 06.09.2018 г., взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, отказать.

Апелляционное представление прокурора Республики Башкортостан Назарова А.И. оставить без рассмотрения.

Председательствующий                 Ю.Ю. Троценко

Судьи                             Е.В. Жерненко

                                 Т.К. Свистун

Справка: судья Кузнецов А.В.

33-8482/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Абдрахманов Вадим Шайхисламович
Прокурор Уфимского района РБ
Ответчики
МВД по Республике Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Троценко Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Передано в экспедицию
25.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее