Решение по делу № 2-1870/2015 от 10.04.2015

Дело № 2-1870/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

,,, ,,,

Истринский городской суд ,,, в составе:

Председательствующего судьи Жуковой О.В.

При секретаре Коротаевой М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании постановления Руководителя администрации Истринского муниципального района, заинтересованные лица: Администрация Истринского муниципального района, Министерство строительного комплекса ,,,, ФИО8,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании Постановления Руководителя администрации Истринского муниципального района от ,,,. об отказе во включении в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жилье молодых семей» федеральной программы «Жилище» на ,,, годы и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы ,,, «Жилище», получателей социальной выплаты на ,,,.

В обосновании заявленных требований заявитель указал, что ,,, Постановлением Главы администрации Истринского муниципального района ,,, ,,, его семья в составе 3 человек (он, жена, ребенок), была признана участницей муниципального программы Истринского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей» на ,,, годы. Все необходимые документы были представлены.

Оспариваемым постановлением ,,, от ,,, их семье было отказано во включении в соответствующий Список получателей социальной выплаты в ,,,. Постановлением мотивировано тем, что семья заявителя совершила действия, приведшие к ухудшению жилищных условий с намерением приобрести права быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С Постановлением заявитель не согласен по следующим основаниям.

С момента включения его молодой семьи в указанную подпрограмму (,,, никаких действий, приведших к ухудшению жилищных условий, истцы не совершали, никакие жизненные обстоятельств не изменялись.

,,,. между заявителем ФИО1 и ФИО9 заключен брак. Еще до заключения брака ФИО8 стали проживать в 3-комнатной квартире по адресу ,,,. В указанной квартире семья заявителя проживает в настоящее время.

,,,. у супругов родился ребенок ФИО10

,,, заявитель зарегистрировался по месту жительства по адресу ,,,, чем привел в соответствие место своей регистрации с местом фактического проживания.

Заявитель полагает, что принятие Руководителем администрации Истринского муниципального района Постановление противоречит ч.1 ст. 7, ч. 1 ст. 38 Конституции РФ.

Просит на основании изложенного удовлетворить заявленные требования.

Заявитель в судебное заседание не явился.

Представитель заявителя по ордеру адвокат ФИО11 заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации Истринского муниципального района ФИО12 и представитель Министерства строительного комплекса ,,, ФИО13 возражали против удовлетворения заявленных требований.

ФИО8 в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ст. 254 ГПК РФ

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ст. 258 ГПК РФ

1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

4. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 и ФИО8 (ФИО8 состоят в зарегистрированном браке с ,,, (л.д.22).

От брака имеется ребенок ФИО10, ,,, года рождения (л.д.20).

Семья ФИО8 проживает и зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью ,,, кв.м, расположенной по адресу ,,,. Помимо них в жилом помещении зарегистрированы: ФИО14, ФИО15, ФИО16 (л.д.13, 14).

ФИО8 зарегистрирована в указанной квартире с ,,, несовершеннолетний ФИО10- со дня рождения ,,, заявитель ФИО1 - с ,,,

Постановлением Главы Администрации Истринского муниципального района от ,,, ,,, семья ФИО8 признана участницей муниципальной программы Истринского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей на ,,,.», как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и имеющая достаточные доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Управлению социальной жилищной политики администрации Истринского муниципального района поручено внести соответствующую запись в книгу регистрации молодых семей, нуждающихся в жилых помещениях, для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ,,,» и долгосрочной целевой программы ,,, «Жилище» на ,,, годы».

Оспариваемым Постановлением Руководителя Администрации Истринского муниципального района ,,, от ,,,. ,,, семье ФИО8 отказано во включении в список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жилье молодых семей» федеральной программы «Жилище» на ,,, годы и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы ,,, «Жилище», получателей социальной выплаты на ,,, год, разъяснено ее право на включение в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» по истечении ,,, лет после совершения гражданско-правовой сделки, приведшей к ухудшению жилищных условий с намерением приобрести право быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.50).

Мотивы отказа разъяснены в Решении общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Истринского муниципального района от ,,,.: на момент вселения ФИО1 в квартиру обеспеченность общей площадью жилого помещения на собственников и членов их семей, в том числе жены заявителя ФИО8 и сына заявителя ФИО10 составляла ,,, кв.м, что выше учетной нормы, установленной в Истринском муниципальном районе, нуждаемость образовалась только в результате регистрации в адрес заявителя ФИО1

ФИО1 прибыл в адрес ,,, двухкомнатной квартиры, общей площадью ,,, кв.м, находящейся по адресу: ,,, (всего 4 человека), принадлежащей на праве собственности матери заявителя (л.д.10-11).

Постановлением Правительства РФ от ,,, утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на ,,, годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на ,,, годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В целях названной выше подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ,,,, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ,,, по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, причиной отказа во включении в Список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на ,,,. явилась перерегистрация заявителя из жилого помещения, занимаемого ранее, в жилое помещение супруги. При этом Постановление Главы Администрации Истринского муниципального района ,,, от ,,,. ,,, «О включении семьи ФИО1 в состав участников муниципальной программы Истринского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей» ни отмено, ни изменено не было.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одной из форм реализации указанной политики является комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 мая 2010 года N 738-О-О, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (подпункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.

Целями федеральной целевой программы "Жилище" на ,,, годы является формирование рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса; повышение уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения их жилыми помещениями.

В программе также указано, что поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Российской Федерации.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 8-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ФИО1 до регистрации брака с ФИО8 проживал в двухкомнатной квартире площадью ,,,.м по адресу ,,,, состав семьи 4 человека (заявитель, мать, отец, брат). После регистрации брака ,,, (и до принятия целевой программы) семья ФИО8 стала проживать в трехкомнатной квартире площадью ,,,.м по адресу ,,,, состав семьи 4 человека. что не отрицали представители заинтересованных лиц в ходе судебного разбирательства, и подтверждено показаниями свидетеля Васильевой А,Я. (л.д.61-62). В связи с рождение ребенка состав семьи ФИО8 изменился, и в квартире по адресу ,,,, стало проживать 5 человек.

Исходя из хронологии событий, суд приходит к выводу, что действия заявителя были разумны и добросовестны, и члены его семьи не имели намерений умышлено ухудшить свои жилищные условия.

Регистрация по одному месту жительства в жилом помещении, в котором семья фактически проживает, в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства и интересам семьи. Указанные обстоятельства были проверены Администрацией Истринского муниципального района при издании Главой Администрации Истринского муниципального района ,,, постановления от ,,, ,,, «О включении семьи ФИО1 в состав участников муниципальной программы Истринского муниципального района «обеспечение жильем молодых семей». После издания указанного постановления жилищные условия семьи не изменялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным постановление Руководителя администрации Истринского муниципального района ,,, от ,,,. ,,, «Об отказе во включении семьи ФИО8 в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на ,,, годы и подпрограммы «Обеспечение жилье молодых семей» государственной программы ,,, «Жилище», получателей социальной выплаты в ,,, году.

Обязать Администрацию Истринского муниципального района в течение 10 дней включить семью ФИО8 из трех человек в список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на ,,, годы и подпрограммы «Обеспечение жилье молодых семей» государственной программы ,,, «Жилище», получателей социальной выплаты в ,,,.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение месяца.

Судья Истринского

городского суда

,,, О.В. Жукова

Мотивированное решение изготовлено ,,,

2-1870/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захаров Д.Г.
Другие
Министерство строительства МО
Администрация Истринского района
Захарова Е.Ю.
Суд
Истринский городской суд Московской области
Дело на странице суда
istra.mo.sudrf.ru
10.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2015Передача материалов судье
13.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.04.2015Предварительное судебное заседание
24.04.2015Судебное заседание
07.05.2015Судебное заседание
13.05.2015Судебное заседание
19.05.2015Судебное заседание
11.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее