Решение по делу № 33-13846/2022 от 14.07.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 августа 2022 года № 33-13846/2022 (2-2698/2022)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                         Алексеенко О.В.,

судей                                      Абдрахмановой Э.Я.,

                                          Ибрагимовой И.Р.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи                                                        Хабировой Д.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску Калсанова Геннадия Александровича к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан об определении даты возникновения права на назначение досрочной пенсии, исчислении размера пенсии и ее выплате

по апелляционной жалобе Калсанова Г.А. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия

установила:

Калсанов Г.А. обратился в суд с иском (последующим уточнением к иску) к Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан об определении даты возникновения права на назначение досрочной пенсии, исчислении размера пенсии и ее выплате.

Исковые требования мотивированы тем, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 года постановлено включить в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период службы Калсанова Г.А. в Советской Армии с 17 июня 1983 года по 10 июня 1985 года на основании Постановления №590 от 03 августа 1972 года. Считает, что служба в армии при наличии периодов работы с вредными условиями труда, дающими право на назначение пенсии на льготных условиях, приравнивается к такой работе в размере, не превышающем суммарной продолжительности льготных периодов и является частью льготного стажа. При этом, применять к этому периоду понятие «служба в армии» уже нельзя, так как она становится частью стажа, дающего право на назначение пенсии по льготным основаниям. С учетом изложенного, ответчиком должны быть учтены следующие периоды его работы: с 25 апреля 1980 года по 18 июня 1980 года, с 01 января 1981 года по 10 июля 1981 года, с 01 января 1982 года по 30 сентября 1982 года, с 15 марта 1983 года по 23 апреля 1983 года, 17 мая 1983 года по 10 июня 1985 года (служба в Армии, как работа по Списку № 1), с 01 января 1986 года по 30 декабря 1986 года, с 03 августа 1991 года по 31 декабря 1991 года, с 01 апреля 1987 года по 20 июня 1990 года, всего 09 лет 4 месяца 03 дня, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 10 марта 2020 года.

Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 мая 2022 года в удовлетворении иска Калсанова Г.А. отказано.

В поданной апелляционной жалобе Калсанов Г.А. просит отменить вышеуказанное решение суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что судом необоснованно отказано во включении в стаж РКС периода работы по Списку № 1 с учётом периода службы в Советской Армии, который был включен судом апелляционной инстанции 28 января 2021 года в Список № 1. С учетом данных периодов специальный стаж истца составит 9 лет 4 месяца 03 дня (3 года 2 месяца 20 дней (РКС) + 6 лет 1 месяц 13 дней (Список № 1 с учетом периода СА + Список № 2)), что превышает требуемые 7 лет 6 месяцев и является достаточным для назначения досрочной пенсии по старости с 10 марта 2020 года.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав апеллянта Калсанова Г.А., представителя пенсионного фонда Идрисову Т.С., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 02 октября 2018 года Калсанов Г.А., 22 октября 1962 года рождения, обратился в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Решением государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стерлитамак от 20 ноября 2018 года № 252/1273851 Калсанову Г.А. отказано в установлении пенсии.

Не соглашаясь с данным решением, Калсанов Г.А. обратился в суд с иском.

Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 26 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований Калсанова Г.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 года указанное решение суда отменено в части отказа во включении в специальный стаж Калсанова Г.А. периода срочной службы в Советской Армии по призыву с 17 мая 1983 года по 10 июня 1985 года, а также периода работы в качестве электросварщика в малом предприятии «Аргус» с 03 августа 1991 года по 31 декабря 1991 года. В отмененной части принято новое решение, которым суд обязал государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российсколй Федерации в городе Стерлитамак Республики Башкортостан включить в стаж работы Калсанова Г.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 ФЗ РФ №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» период его службы в Советской Армии по призыву с 17 мая 1983 года по 10 июня 1985 года, и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 ФЗ РФ №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» с 03 августа 1991 года по 31 декабря 1991 года период работы электросварщиком в малом предприятии «Аргус». В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Стерлитамакском районе и городе Стерлитамак Республики Башкортостан от 30 марта 2021 года № 100/109325/21 в назначении досрочной страховой пенсии по старости Калсанову Г.А. отказано (листы дела 47-48).

Также установлено, что с 22 августа 2021 года Калсанову Г.А. назначена пенсия по старости в размере 8 474, 85 рублей.

Решением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан от 19 ноября 2021 года № 402 прекращена выплата пенсии Калсанову Г.А., поскольку период службы в Советской Армии с 17 мая 1983 года по 10 июня 1985 года необоснованно суммирован к работе в Районе Крайнего Севера (лист дела 23).

Также установлено, сторонами подтверждено, что стаж работы Калсанова Г.А. по Списку № 1 составляет 2 года 9 месяцев 20 дней, среди них работа:

- с 25 апреля 1980 года по 29 апреля 1983 года в ОАО «Союзхимпромэнерго» (за фактически отработанное время – 391 день);

- с 23 июля 1985 года по 17 марта 1987 года в ОАО «Башхимпромэнерго» (за фактически отработанное время – 323 дня).

Кроме того, согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 года к стажу работы по Списку № 1 приравнен период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 17 мая 1983 года по 10 июня 1985 года.

Таким образом, стаж работы Калсанова Г.А. по Списку № 1 составляет 4 года 10 месяцев 15 дней.

Кроме того, согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 года в стаж работы истца по Списку № 2 включен период работы с 03 августа 1991 года по 31 декабря 1991 года (4 месяца 28 дней) в качестве электрогазосварщика в МП «Аргус». Всего продолжительность стажа работы истца по Списку № 2 – 1 год 3 месяца 9 дней (4 месяца 28 дней + 10 месяцев 10 дней – определенных пенсионным органом в период работы истца с 1982 по 1983 годы в «Башхимпромэнерго»).

Кроме того, согласно трудовой книжке стаж работы истца в РКС составляет 3 года 2 месяца 20 дней (работа в Магаданской области с 01 апреля 1987 года по 20 июня 1990 года).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что стаж работы Калсанова Г.А. по Списку № 1 с учетом фактически отработанного времени в технологических цехах производств, предусмотренных в Списке №1, составляет 2 года 9 месяцев 20 дней. Кроме этого к стажу работы Калсанова Г.А. по Списку № 1 приравнен период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 17 мая 1983 года по 10 июня 1985 года согласно апелляционному определению Верховного Суда РБ от 28 января 2021 года. Таким образом, стаж работы Калсанова Г.А. по Списку № 1 составляет 4 года 10 месяцев 15 дней, что менее требуемых 5 лет и не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Также суд указал, что стаж работа истца по Списку № 2 в общей сложности с учетом суммирования стажа работы по Списку № 1 составляет 6 лет 1 месяц 13 дней, что менее требуемых 6 лет 3 месяца и также не дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, стаж работы истца в РКС составляет 3 года 2 месяца 20 дней. При суммировании к стажу работы в РКС стажа работы по Списку №1 (без учета периода военной службы) и стажа работы по Списку №2 продолжительность стажа работы в РКС составляет 7 лет 2 месяца 23 дня, что менее требуемых 7 лет 6 месяцев.

При этом суд отклонил довод истца о том, что служба в армии в случае наличия периодов работы с вредными условиями труда, дающими право на назначение пенсии на льготных условиях, приравнивается к такой работе в размере, не превышающем суммарной продолжительности льготных периодов и является частью льготного стажа, и указал, что нормами ранее действующего пенсионного законодательства, а также действующим законодательством не предусмотрено, что период прохождения военной службы может быть включен в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера.

С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах пенсионного законодательства.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из решения пенсионного органа о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием права от 19 ноября 2021 года следует, что период службы в Советской Армии с 17 мая 1983 года по 10 июня 1985 года необоснованно суммирован к работе в Районе Крайнего Севера.

При этом продолжительность стажа на работах в районах Крайнего Севера составляет 3 года 2 месяца 20 дней, что подтверждено истцом в суде апелляционной инстанции.

При этом правовых оснований для включения в специальный стаж по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ периода службы истца по призыву в Вооруженных Силах СССР не имеется.

Так, ранее действующее пенсионное законодательство предусматривало возможность включения по Спискам № 1 и № 2 период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР.

Однако, к северному стажу включение иных периодов, в частности периода службы в Вооруженных Силах СССР, действующим законодательством не предусмотрено.

При этом судебная коллегия отмечает, что ранее действующее законодательство также не предусматривало назначение досрочной страховой пенсии по старости с понижением возраста для северян.

Поэтому при определении права для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ может быть включена только работа истца по Спискам № 1 и № 2, без периода прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР.

Таким образом, при суммировании периодов работы в районах Крайнего Севера (3 года 2 месяца 20 дней) и работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 1 – 2 года 9 месяцев 20 дней, а также по Списку № 2 продолжительностью 1 год 3 месяца 9 дней, специальный (северный) стаж истца составит 7 лет 3 месяца 19 дней, что менее требуемых 7 лет 6 месяцев и не даёт истцу право на приобретение пенсионного обеспечения по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона 400-ФЗ.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калсанова Г.А. – без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

    Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 августа 2022 года.

Председательствующий                            О. В. Алексеенко

Судьи                                        Э.Я. Абдрахманова

                                                                                            И. Р. Ибрагимова

Справка: федеральный судья Халитова А.Р.

33-13846/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Калсанов Геннадий Александрович
Ответчики
Отделение ПФ РФ по РБ
Управление ПФР в г. Стерлитамак
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Алексеенко Оксана Владимировна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
15.07.2022Передача дела судье
16.08.2022Судебное заседание
24.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2022Передано в экспедицию
16.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее