Дело №2а-1-297/2019 года 40RS0008-01-2019-000310-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Сидоренковой Н.А.,

при секретаре Парчумян К.Г.,

с участием помощника прокурора Жуковского района Калужской области Кобелева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда

26 апреля 2019 года

административное дело по административному иску заместителя прокурора Жуковского района Калужской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение «деревня Верховье» Жуковского района Калужской области о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

01 апреля 2019 года заместитель прокурора Жуковского района Калужской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования сельское поселение «деревня Верховье» Жуковского района Калужской области о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению определенных действий, указав в обоснование административного иска следующее.

Прокуратурой Жуковского района Калужской области проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, в результате которой установлено, что администрацией муниципального образования «Жуковский район» и органами местного самоуправления поселений Жуковского района 28 декабря 2018 года заключены соглашения о передаче отдельных полномочий на 2019 год. Полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения также переданы сельским поселениям Жуковского района с предоставлением межбюджетного трансферта из бюджета муниципального образования муниципальный район «Жуковский район». По состоянию на 01 февраля 2019 года в нарушение пункта 22 части 1, частей 3,4 статьи 14, пункта 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сельском поселении «деревня Верховье» Жуковского района специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, отсутствует специализированный транспорт для перевозки тел умерших, в связи с чем доставление трупов в морг не осуществляется, что объективно препятствует предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению, указанного в статье 9 названного закона, реализации гарантий погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, в связи с чем 01 февраля 2019 года в адрес административного ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений. Согласно представленному ответу администрацией запланированы меры к устранению указанный нарушений, однако, конкретные сведения о таких мерах и сроках их принятия ответ не содержит. Бездействие административного ответчика противоречит требованиям закона, нарушает гарантированное законом право обеспечения погребения умершего и оказание услуг по погребению. Просил признать бездействие администрации сельское поселение «деревня Верховье» Жуковского района Калужской области незаконным; обязать административного ответчика в течение месяца исполнить требование, указанное в части 2 статьи 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В судебном заседании помощник прокурора Жуковского района Калужской области Кобелев Д.А. заявленные исковые требования поддержал, суду дал объяснения аналогичные изложенным в заявлении. Просил признать незаконным бездействие администрации сельское поселение «деревня Верховье» Жуковского района Калужской области, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела в сельском поселении «деревня Верховье» Жуковского района Калужской области; обязать административного ответчика исполнить требование, указанное в части 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации сельское поселение «деревня Верховье» Жуковского района Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о признании административного иска.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района «Жуковский район» Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения поселения относит, в том числе организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пункт 22 статьи 14).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 01 января 2016 года и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела, определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Согласно статье 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 29 данного закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 указанного закона установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего.

При этом статьей 12 названного закона предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Таким образом, действующее законодательство, выраженное в Федеральном законе «О погребении и похоронном деле», предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения прокуратурой Жуковского района Калужской области исполнения законодательства об организации погребения и похоронного дела в деятельности администрации муниципального образования сельское поселение «деревня Верховье» Жуковского района Калужской области выявлено, что на территории данного муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась.

Доказательств, подтверждающих, что административным ответчиком были предприняты необходимые меры к реализации федерального законодательства в части организации ритуальных услуг для населения, материалы дела не содержат.

На основании изложенного, учитывая приведенные нормы права, обстоятельства настоящего административного дела, суд находит требования административного истца законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2 ░░░░░░ 25 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 1996 ░░░░ № 8-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░         ░.░. ░░░░░░░░░░░

2а-1-297/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Жуковского района
Ответчики
Администрация МО СП "деревня Верховье"
Другие
Администрация МР "Жуковский район"
Суд
Жуковский районный суд Калужской области
Дело на сайте суда
zhukovsky.klg.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация административного искового заявления
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Подготовка дела (собеседование)
01.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
01.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее